стороне часовни пристроена колокольня, во втором ярусе коей сохранились остатки плитяной лестницы, сделанной внутри стены и ведущей вниз, в часовню. Хотя вход на лестницу изнутри часовни ныне закрыт глухою стеной, но несомненно, что прежде эта лестница соединяла именно часовню с колокольней, а отсюда следует, что часовня была прежде помещением для звонарей. Князев полагал, что эта часовня древнее самой церкви и что не она к церкви, а церковь к ней пристроена. На внутренней стороне северной стены часовни, прилегающей, как сказано, к церковной абсиде, в довольно глубокой полукруглой нише написан древний, совершенно потемневший от времени лик св. Николая Угодника, почитаемый чудотворным. Эта икона чтится не только Псковитянами, но и окрестными жителями. Пред нею постоянно теплятся свечи и лампады, отчего и самая часовня получила название «Неугасимая свеча».
Внутри храма находятся 4 столба, бывшие прежде 4-хгранными, но в 1878 г. западная пара была обтесана кругом, а восточная только с алтарной стороны. Столбы соединены подпружными арками, опирающимися на каменные тумбы. За арками, ниже их, идут своды. В том же году повышены и расширены церковные окна и сделан широкий проход в притвор, вместо прежнего узкого. В правой алтарной абсиде, находится дверь, ведущая в особый узкий проход, соединяющей абсиду с часовней. Проход оканчивается массивною железною дверью. В правом приделе, вместо свода, сделан потолок, левый же покрыт сводами.
Иконы и другие предметы. В главном храме:
3-й и 4-й пояса иконостаса состоят из древних икон, открытых в 1878 г. из-под слоев позднейшей реставрации. Покойный К. П. Победоносцев, знаток древней иконописи, придавал им большое значение.
Икона св. Всеволода – Гавриила Псковского, 2 арш. 2 в. X 1 арш. Св. князь держит на левой ладони храм св. Троицы. Икона считается древнею. Троицкий собор изображен пятиглавым, с кокошниками внизу трибунов. Икона закрыта ризой.
Список с иконы св. Николая Чудотворца, находящейся в часовне. Закрыт массивной кованой ризой, хорошей работы.
Перенесение мощей св. Николая Чудотворца – на левой стене, в полукруглой нише. 41/2 арш. ширины и 2 арш. вышины. Икона древняя, но реставрированная.
Препод. Антоний Римлянин, на левом столбе. Икона новых писем и сама по себе не имеющая значения, но к ней прикреплен особый ковчежец, в котором, по преданию, хранится часть трости, принесенной преподобным Антонием из Рима.
Запрестольная икона Божией Матери. 15 X 12 в. В очень хорошем старинном басменном окладе, с венчиком, покрытым эмалью и цатой.
Старинное кресло. Из левого подлокотника выдвигается планка, на которой написано чернилами: «1701».
Старинный, но реставрированный стул.
В ризнице:
Старинный оловянный потир.
Три старинные оловянных блюда.
Пять старопечатных Евангелий.
Колокольня переделана из древней. Судя по рисунку на иконе часовни Владычнего Креста, прежде здесь была Псковская звонница. Пли-тяное кубическое основание осталось прежним; на нем поставлен, вероятно позже 1581 года, плитяной 8-мигранник, остальная верхняя надстройка новейшего происхождения. На колокольне есть колокол 1619 года, с надписью. Вес его около 70 пуд.
Церковь имеет свою легенду: Грозный царь, в бытность свою во Пскове после Новгородского разгрома, приказал отрубить уши большому колоколу, от звона которого испугался под ним конь. Во время экзекуции из ушей колокола потекла кровь. Подобную легенду приурочивают ко многим церквам; напр., то же самое рассказывают про один из колоколов Софийской Новгородской звонницы.
Церковь св. Василия на Горке.
(пл. IV ж 8, рис 14).
Горка, на которой живописно возвышается этот древний храм, окруженный зеленью деревьев, в древности представляла как бы островок посреди обширного болота. У самого подножия горки протекал ручей Зрачка, ныне превращенный в улицу (Пушкинскую). Впоследствии, в 1375 г., по берегу ручья была сооружена стена Среднего города. Она проходила как раз возле церкви, и тут же стояла башня, с которой открывался вид на далекое пространство. На башне висел осадный колокол1, В грозный день 8 сентября 1581 г. удары этого колокола оповестили граждан о начавшемся приступе вражьих полчищ Батория,
… и к народу могучие медные звуки
Вдаль потекли, негодуя, гудя и на бой созывая…
Церковь эта ныне не имеет своего прихода, составляя подворье Кры-пецкого монастыря. Раз в год, 29 сентября, сюда приходить крестный ход из этого монастыря, иконы коего остаются в церкви до 6 октября. В эти дни происходят ежедневные церковные службы.
Первоначальный храм был, вероятно, деревянный, выстроенный до 1377 г., так как летопись говорит, что в этом году он был расписан. В 1413 г. была сооружена нынешняя каменная церковь2. Местное предание утверждает, что строителем ее был родоначальник нынешних дворян Яхонтовых3, немчин князь Василий Дол (или Доль). Впоследствии возле
1 Некоторые предполагают, что, быть может, он и доныне висит Иа колокольне Васильевской церкви. Один из колоколов отличается, действительно, каким-то странным, резким звуком.
2Пск. Летопись: «вь лЬто 6921 поставлена бысть церковь камена спятаго Василья на Горк-Ь-. В списке Моск. Гл. Архива М-ва Ин. Дел указан год 6919-
5 А также Свечиных и Левшиных.
церкви была какая-то тюрьма, в которую, между прочим, в 1535 г. посадили Татарских жен1.
Тип церкви – обычный Псковский. Восточный фасад имеет 4 полукруглые абсиды, из них 3 принадлежат главному алтарю, а 4-я – северному приделу во имя св. Иоанна Богослова. С южной стороны также сделана пристройка, но без абсиды. Фасад Иоанновского придела обработан так же, как самый храм, т. е. тройными лопастными делениями. Барабан украшен впадинами в виде кокошников и обычными геометрическими фигурами.
Вход во храм имеет старинную массивную железную дверь, запираемую цепью. Со внутренней стороны над дверью сделана в стене фронтонная ниша. Пара западных столбов круглая, восточная же скруглена только со стороны алтаря, к противоположной же плоской стороне столбов прислонен иконостас. Столбы соединены подпружными арками, за которыми следуют коробовые своды. В южной стене дьяконника есть низкая дверь, ведущая в маленькую комнатку-ризницу. В южной стене притвора такая же дверь ведет в еще меньшую комнатку. Обе упомянутые комнатки разделены между собою глухою стеной и составляют именно ту южную пристройку, о которой мы говорили выше. Глухая стена между ними имеет, однако ж, ясные следы бывшего арочного пролета, впоследствии закладенного, из чего можно заключить, что между обеими комнатами прежде был проход. Возможно, что это был придел, впоследствии уничтоженный.
Иконы.
В задней маленькой комнате направо – икона Распятия. 2 арш. 7 в. X 2 арш. Конца XVII века.
В приделе св. Иоанна Богослова икона св. Николая Чудотворца. 10 1/2 X 8 1/4 в. Хорошего старинного письма. В житии находятся прекрасные миниатюры.
В главном иконостасе местная икона св. Василия Великого. 2 арш. X 2 арш. 11 в. В старинной басме.
На левой стороне иконостаса икона св. Всеволода-Гавриила, с моделью Троицкого собора в руке. По сторонам написаны св. Борис и Глеб, 2 арш. 2 в. X1 арш. 12 3/4 в.
Кроме того, в алтаре главного храма находится интересная оловянная дарохранительница старинной работы и Евангелие XVII века.
На колокольне 3 древних колокола: один 1533 года, другой 1677 г. и третий неизвстного времени – все с надписями.
Остаток стены среднего города (пл. IV е 9).
Вернувшись на Великолуцкую улицу, зайдем в находящийся вблизи Николаевской церкви двор Пожарного Депо. Здесь находите» остаток стены Среднего города, выстроенной в 1375 г.
В дополнение к этой статье, советую прочитать: