На первых порах великий князь ограничился только назначением князя в качестве своего наместника и не трогал остальных Псковских вольностей. Он даже снисходительно смотрел на попытки Пскова вернуть прежний порядок вещей и отделаться от Московской опеки. Иногда эти попытки удавались на короткое время; но они не могли изменить общего хода событий. Во всех столкновениях с Орденом вмешательство Москвы было необходимо, а оно логически приводило к тому, что Москва, как сильная держава, выступала на первый план и брала все сношения с Орденом в свои руки. Сами Немцы предпочитали иметь дело с Москвою, а не со Псковом, так как без санкции Москвы никакой мир не мог быть прочным. В последнее время независимости Пскова представители его даже совсем устранялись от ведения мирных переговоров: ими просто пренебрегали, как лишними, ненужными людьми. Так, напр., война Пскова с Немцами в 1480 г., веденная, конечно, с помощью Московской рати, окончилась мирным договором Ливонского магистра с Москвою, а не со Псковом. Война 1500 -1503 гг. с Орденом точно также окончилась миром с Москвою, безо всякого участия Псковичей, хотя велась во Псковской области. Иногда великий князь прямо приказывал Пскову начать войну с тем или иным соседом, и Псковское вече повиновалось беспрекословно. Так, напр., в 1470 и 1477 годах Псков, по требованию Ивана III, воевал со своим старшим братом Новгородом, а в 1495г. со Шведами, хотя собственно у Пскова основательных поводов к эткм войнам не было. Влияние великого князя сказывалось не на одних внешних сношениях, а и на внутренней жизни Пскова. Иногда вмешательство Москвы вызывалось самими Псковичами, у которых вошло в обычай обращаться к великому князю с разными жалобами и просьбами, как к посреднику и судье. С увеличением влияния великого князя росли и притязания его наместников. Так, в 1467 г. новый Псковский наместник, князь Федор Юрьевич прежде всего потребовал, чтобы ему дали право держать своих наместников на всех 12 Псковских пригородах, а не на 7-ми, как было прежде, и вече, по-видимому, уступило. В1475 году наместник, князь Ярослав Васильевич Стрига-Оболенский, стал домогаться увеличения княжеских доходов, Псковичи пожаловались на него Ивану III, a Иван III потребовал, чтобы ему показали, наконец, те пресловутые грамоты, на которые постоянно ссылались Псковичи, как на основу своих привилегий. Так как в старину тснязья избирались и приглашались вечем и круг их правомочий определялся вечем же, то понятно, что и грамоты, определявшие права Псковских князей, не могли быть ничем иным, как односторонними решениями или велениями Псковского веча. Они-то и были представлены великому князю. Но Иван III вырос в совершенно
иных, строго монархических понятиях, начала вечевого уклада были ему чужды, и Псковские грамоты должны были ему показаться смешным архаизмом. Ведь недаром же с давних пор Московские великие князья привыкли называть Псков своею вотчиной, да и сам Псков именовал себя вотчиною Московских великих князей. При этих условиях все старинные грамоты теряли для государя-вотчинника всякое значение. И Иван III ответил Псковским послам: «те грамоты не самих великих князей, и вы должны исполнить волю князя Ярослава». Правда, впоследствии он склонился на мольбы Псковичей и оставил все по-старому, но уже не как незыблемое, исконное право, а как милость властителя. Старый вечевой строй, видимо, отживал свое время. Вече само иногда нарушало свои старины и издевалось над тем, что когда-то считалось священным1. «Не ум^-емъ своего дома строить, а хотимъ управлять городомъ-, – с горечью замечает Псковский летописец. Появились уже зародыши сословной борьбы, чего никогда не бывало во Пскове. С1483-1485 гг. происходила беспрерывная смута из-за смердов.* Смерды были свободные люди, но не имевшие своей земельной собственности и жившие на землях частных владельцев, главным образом бояр. Так как смерды находились в тесной зависимости от собственников земли, то Псковичи никогда не предоставляли им всей полноты политических прав, в том числе важнейшего: быть членами веча. В1483 г. смерды, при содействии бояр и, кажется, не без влияния Москвы, попытались уничтожить это ограничение. Хотя это им и не удалось, но Псковичам пришлось вынести с ними трудную борьбу, длившуюся, как сказано, два года. Есть признаки, что даже и былая воинская доблесть Псковичей к концу этого периода сильно поубавилась. Во время одного сражения с Немцами в 1503 г. Псковичи прятались по кустам; Псковский князь Иван Горбатый выгонял их оттуда в строй, а они, сидя в кустах, ругали князя разными обидными кличками2.
‘•И Псковичи… Ивана и Андрея Рожественскихь поповъ хотели кнутом бита, и наги стояли двое их и безчествовали многих- (П. Л. под 1495 г.).
2 «И князь Псковской Иван Горбатой нача заганивати Псковичъ чтобъ не -Ьхали розно, а они вси по закустовыо, и начата ему Псковичи прозвище давати опремомъ и кормихномъ». (Псков, летоп., стр. 276).
Последним Псковским князем был Иван Михайлович Репня-Оболен-ский. Он так высокомерно отнесся ко Псковичам, что не захотел даже исполнить векового торжественного обычая – посажения на Псковский престол. Недовольные Псковичи засыпали великого князя жалобами. В это время старший брат Пскова Новгород уже был присоединен к Московскому государству, и Псков оставался последним обломком прежнего удельно-вечевого уклада. Роль его, как передового бойца за Русскую землю, окончилась. Против сильного Польско-Литовскаго государства не могла бороться маленькая Псковская область1. Эта обязанность перешла к Московской державе. Рано или поздно Псков должен быть стать добычею сильных соседей: либо Немцев, либо Литвы, либо Москвы. Василий III это понял и решил покончить со Псковом. Он приказал всем недовольным князем Оболенским явиться в Новгород к 6 января 1510 года, чтобы выслушать их лично. Поехали 9 посадников, бояре, купецкие старосты и лучшие люди. Здесь все они были «пойманы* (арестованы) по приказанию великого князя. Когда об этом узнали во Пскове, собралось шумное вече, но ничего не могло придумать, кроме изъявления покорности великому князю. Получив ответ веча, Василий III прислал во Псков дьяка Далматова объявить Псковичам свою волю: уничтожить вече, снять вечевой колокол и назначить во Псков двух наместников. Поднялся великий плач, но делать было нечего: прошлое ушло безвозвратно, и Псковичам оставалось только покориться. «Мы прежняго целования своего не хотимъ изменить, – ответили они, – и на себя проклятия принять, и на государя своего руки поднять и в город -fc запереться не хотимъ». Колокол был снят и отвезен на Снетогорское подворье, в подвал церкви св. Иоанна Богослова (пл. IV ж 5), а затем отослан в Москву. Дальнейшая судьба его неизвестна. 24 января 1510 г., в день св. Ксении, Василий III торжественно въехал во Псков и направился прямо в Троицкий собор, где, после молебна, Коломенский епископ Вассиан, благословляя великого князя, многозначительно произнес: «Богъ тебя благо-словляеть, государь, Псковъ вземши». При этих словах своды собора
огласились рыданиями1… Вместо князя Репни-Оболенского назначены были наместниками Григорий Морозов и Иван Челяднин. Хотя большинство прежних Псковских князей, начиная с 1443 года, по существу также были наместниками великого князя Московского, но так как до сих пор Псков был отдельным государством, то и князья его не теряли своего основного исторического значения государей, хотя бы и навязанных со стороны. Отныне же правители Пскова должны были явиться простыми служилыми людьми Московского государства, которых можно до известной степени уподобить современным генерал-губернаторам.
Но дело этим не ограничилось. Дальновидные Московские государи ничего не умели делать вполовину. Всякое новое земельное приобретение должно было органически срастись с государственным телом, а не сидеть в нем занозою. Поэтому Василий III прежде всего велел вывести изо Пскова 300 семейств наиболее влиятельных лиц и на их место поселить Москвичей2. Кремль и Средний город были также очищены от местных жителей, которые переведены на Полонище и в посады. Торг переведен на Полонище, где ныне здания кадетского корпуса (пл. IV и 8). Здесь он и оставался до 1778 г., когда вновь возвращен был на старое место. Против нового торга была поставлена церковь св. Ксении, в память уничтожения Псковской независимости. Псков вступил в состав Московского государства и стал жить общею с ним жизнью. Конечно, ломка его исконного, 600-летнего быта должна была сопровождаться многими трагическими эпизодами. Московская политика менее всего страдала сентиментальностью. Но суровое дело государственного строительства всегда и везде требовало суровых средств и железной воли. Последствия вполне оправдали мудрую Московскую политику. Псков не раз сослужил добрую службу Русскому государству, оставаясь верным его оплотом на
1 «И кои Псковичи были въ церкви и то слышали, и заплакали горько: Богь воленъ да государь, отчина есме его была изстари отцевъ его и д1з довъ и прад-b довъ его- (Псков, летоп., стр. 286).
2 В Москве, в Китай-городе, на Варварке, есть возвышение, называемое Псковскою горою. Полагают, что именно тут были поселены переведенные в Москву Псковичи (Кондратьев, Седая старина Москвы, стр. 275).
западной границе. Не то было бы, если бы он достался Ордену меченосцев или Литве. Не говоря уже о том, что он был бы надолго потерян для России, но и участь самих Псковичей, попавших под иго Немецких баронов или Польско-Литовских шляхтичей и ксендзов, была бы неизмеримо горшая, как это и доказала позднейшая история наших Прибалтийских губерний и Западного края1.
В дополнение к этой статье, советую прочитать: