Псковская область занимала сравнительно весьма небольшую территорию, вследствие чего земля приобретала здесь особую ценность. Она обрабатывалась более тщательно, и ею дорожили гораздо больше, чем, например, в соседней Новгородской области. Такое отношение к земле отразилось во Псковской судной грамоте в виде закона о сроках земельной давности: на возделанную землю установлена 4-хлетняя давность, а на невозделанную давности нет. Ничего подобного не встречается в других законодательных памятниках той эпохи. Сообразно с этим и произведения добывающей промышленности во Пскове были более обильны и разнообразны, нежели в Новгороде. Псковичи занимались земледелием, садоводством, огородничеством, разводили хмель, солод и, главным образом, лен, который, по словам Флетчера, произрастал почти только в одной Псковской области.
Обрабатывающая промышленность, т. е. мастерства и ремесла, во Пскове была та же, что и в Новгороде. Более других было развито строительное мастерство. Отроили из дерева и из камня. Кроме плотников и каменщиков, во Пскове были еще гончары, литейщики, ткачи, иконописцы и пр. Выработалась особая манера Псковской иконописи, так называемые Псковские письма. Псковские иконописцы пользовались большою известностью и приглашались даже в Москву.3
1В1805 г. во Пскове было только одно еврейское семейство—Вихмана.
2 Скудость Псковской природы и трудолюбие Псковичей выразились в народной поговорке: Пскович на мякине вырос, но за чужим хлебом не ходил и взаймы не просил.
3 В1547 г. в Москву были вызваны Псковские иконописцы: Останя, Яков, Михайло, Якушко и Семен Высокий Глаголь, написавшие для Благовещенского собора 4 образа. Дьяк Висковатой усмотрел в этих образах разные новшества, о чем и заявил митрополиту Макарию. Дело было рассмотрено на Московском соборе 1554 года, который признал написание икон правильным (Ф. Буслаев, Сочинения, т. 2, ПБ., 1910 г., стр. 286 и последующ.).
Но центр Псковской промышленности составляла торговля. Предметами ее прежде всего служили иноземные товары. Псков был торговым посредником между Азией и Европой, перепродавая произведения одной страны в другую. Торговля собственными товарами стояла у него на втором плане. Эта особенность торговли Пскова и была одною из причин его упадка. С открытием новых торговых путей в Азию Псков неминуемо должен был утратить свое международное, а вместе с ним и политическое значение.
Издревле Псков торговал с Готландом, который назывался у Русских Готским берегом. В конце XIII века на западе возникла Ганзейская община городов, с Любеком во главе. Ганза вытеснила с мирового торгового рынка Готландских Немцев и завела свои фактории в Новгороде и Пскове. Товары, которыми преимущественно вела торговлю Ганза, были: со стороны Русских – меха, шелковые восточные ткани, хлопчатая бумага, пряности, кожи, волос, щетина, сало, особенно лен, мед и воск, лес, скот, жемчуг, драгоценные одежды, оружие, Русские перчатки, постели, чашки. Со стороны Ганзы привозились: хлеб, соль, мука, сельди, копченое мясо, сукно, полотно, пряжа, рукавицы, Европейский жемчуг, сердолики, золото, серебро, медь, олово, свинец, сера, иголки, четки, пергамент, вино и пиво (Кн. Голицын, История Пскова. Архив, издав. Калачовым, кн. 6, стр. 168-169)- В1593 г. Ревельский совет писал в Любек, что торговля с Русскими через Псков всегда составляла для Ганзейских городов один из главных источников их благосостояния. Ревель-цев очень тревожил наплыв в Россию чужих, не Ганзейских купцов чрез Нарву, где был торговый порт, а потому они хлопотали о переводе порта в Ревель (Ключевский, Сказания иностранцев, стр. 252). Немецкий торговый дом находился на Завеличье. Развалины его еще были видны в 60-х годах прошлого столетия. На чертеже Пальмквиста 1673 г., на самом берегу Великой, прямо против Довмонтовой стены показан Любский двор, а немного правее его, ближе к Ивановскому монастырю, против Довмонтовой башни – Шведский двор.
С половины XV века Ганзейский союз до того усилился, что захватил в свои руки всю Новгородскую и Псковскую торговлю с Европой. В то же время Москва отвлекла к себе восточную торговлю, и ко времени
падения независимости Пскова торговое его значение свелось к нулю. После 1519 г. Московское правительство уничтожило беспошлинную торговлю во Пскове и установило оплату торгов пошлиной (тамгу)1. Но самые крутые меры, нанесшие сильный урон Псковской торговле, были приняты при Михаиле Феодоровиче, когда, после смутного времени, началось новое собирание разгромленной Руси, потребовавшее чрезвычайного напряжения всех ее материальных сил. В1627 г. почти все Псковские промыслы были отданы на откуп: квасной, извощичий, дегтярный, банный и пр. Тогда же прекращено свободное винокурение и заведены «царевы кабаки», которые также отданы на откуп, и преимущественно чужим людям – Москвичам. В1632 г. Псковских купцов постигла новая беда. До сих пор Немецкие купцы могли ставить свои дворы только вне города и не имели права ходить на базары, дабы не узнавали цен Русских товаров2. В этом году им разрешили ставить дворы в самом городе, вследствие чего Немцы, благодаря своей сплоченности и торговой ловкости, взяли расценку товаров в свои руки. Наконец, в 1бЗб г. над Псковскими купцами разразился еще сильнейший удар: прекращена свободная торговля льном – этим главным источником Псковского благосостояния. Весь лен приказано было сдавать в казну за определенную цену. При этом не обходилось, разумеется, без обычных прижимок во время расплаты: так, напр., платили плохою монетой, «корелками». По словам Псковского летописца, это был прямой грабеж3. Недовольство населе-
1 Около этого времени посетил Московское государство цесарский посол Гербер-штейн. Он составил наилучшее мнение о Псковичах, которые, по его словам, в торговых сделках отличались честностью и прямотой, не тратя лишних слов, чтобы подвести покупателя, а коротко и ясно показывая настоящее дело (В. Ключевский, Курс Русск. Ист. ч. П. М. 1908, стр. 118).
2 Ланноа, посетивший Псков в начале XV стол., говорит, что в Кремль иностранцы совсем не допускались, под страхом смертной казни (Ключевский, Сказания иностранцев, стр. 208).
3 -Во 144 году отняли у Псковичь торговлю, что лномъ не торговати всякимъ лю-демъ, и гость Московской присланъ, велЬно ему купити на государя по указной цЬнЬ Московской; и много шкоты монастыремъ и всякимъ людемъ сотворися, и насилству и грабежу достойно, денги корЬлки худые, и ц-Ьна неволная, и купля нелюбовная, и во всемъ скорбь великая и вражда несказанная и всей земли связь, ни купити, ни продати не см’Ьть никомуже помимо- (П. Л., стр. 335).
ния разразилось, однако, гораздо позже, в 1650 г., при Алексее Михайловиче. На основании Столбовского договора Россия должна была выдать Шведам Русских, бежавших из уступленных Швеции Русских областей. Не желая выдавать своих, Русское правительство решило уплатить за них выкуп. Часть выкупных денег, 20 т. р., была выдана Шведу Нуменсу, который повез их через Псков. Во Пскове же ему должны были выдать из царских житниц 11т. четвертей хлеба, в счет уплаты. Когда разнесся об этом слух, Псковичи заговорили, что воеводы изменою хотят передать Русский хлеб ненавистным Немцам. Этого было довольно, чтобы вспыхнул кровавый бунт, жертвами коего пало много помещиков. Памятником этого события служит часовня на Торговой площади (пл. IV е 6). Присланную для усмирения бунта царскую рать под начальством князя И. Н. Хованского Псковичи встретили пушечными выстрелами. Бунтовщики обращались за помощью даже к Польскому королю Владиславу (Доп. к акт. истор. т. III, стр. 270). Мятеж был прекращен не столько оружием, сколько искусными переговорами, при посредстве высшего духовенства. В 1665 г. Псковским воеводой был назначен прирожденный Пскович, человек обширного ума и редкого благородства – известный любимец царя Ордин-Нащокин. Он пытался было провести ряд мер к оживлению Псковской промышленности и освобождению Псковского рынка от иноземной зависимости. Но преемник его, воевода князь Хованский (Тара-руй) опять все переделал по-старому. Тщетно почитатель Ордина-На-щокина, Псковский дьяк Мина Гробов, употреблял потом все усилия, чтобы восстановить Нащокинскйе реформы. Он встретил сильного противника в лице воеводы князя Великого-Гагина, поддержанного Московскими приказными людьми, и должен был уступить1.
При Петре I Псковская торговля была сильно подорвана Северною войной, прекратившей все торговые отношения Пскова с Немцами и Шве-
‘Ордин-Нащокин в 1671 г. принял монашество, под именем Антония, в Крыпецком монастыре. Последние его мирские заботы были сосредоточены на устроенной им во Пскове богадельне. Он умер в 1680 г. (Ключевский, III, 453). Замечательно, что Ордин-Нащокин, происходивший из небогатого Псковского дворянского рода, получил во Пскове, в 1 четверти XVII ст., прекрасное по тому времени образование: он изучил Латинский и Немецкий языки и математику (Рус. Биогр. Словарь. ПБ., 1905 г.).
дами. Единичные меры, придуманные Петром для поддержки Псковской торговли, не достигали цели, ибо рядом с ними издавались» распоряжения другого характера. Так, напр., в 1702 г. вся льняная торговля была отдана на откуп Английскому консулу Гутфейлю. Последующие царствования также не могли вернуть Пскову прежнего торгового значения. Проведенная в 1859 г. Петербурго-Варшавская жел. дорога отвлекла льняную торговлю в соседний Остров, как место, ближайшее к Рижскому порту. Открытие Псково-Рижской. жел. дороги отрезало от Пскова Пе-черскую и Изборскую торговлю, а Виндаво-Рыбинская жел. дорога разобщила Псков в торговом отношении от Порховского уезда. В настоящее время оптовой торговли во Пскове почти не существует, розничная же, равно как и все мастерства, находится большею частью в руках Евреев.
В дополнение к этой статье, советую прочитать: