«Вас приветствует Псков. Псковичи борются за звание города коммунистического труда, высокой культуры и образцового общественного порядка» — этими словами встречает Псков своих гостей. Они начертаны на щитах, установленных при въезде в город со стороны Ленинградского и Рижского шоссе, на перроне железнодорожного вокзала.
Красив древний и вечно молодой Псков. Удивительно гармонично сочетаются в нем памятники седой старины — крепостные стены и башни, белокаменные купеческие палаты — с современными многоэтажными зданиями, высокими заводскими корпусами.
Собственно, старого Пскова уже давно нет, хотя здесь и восстановлены почти все исторические памятники. Есть новый, молодой социалистический город, утопающий в зелени садов и скверов.
Похорошела Вокзальная улица. За последние годы здесь выросли пятиэтажные жилые дома с благоустроенными магазинами.
Вокзальную улицу пересекает Октябрьский проспект — главная магистраль города. Прямой как стрела, он украшен аллеями тополей. По правую сторону проспекта — корпуса машиностроительного завода. До революции здесь были казармы Иркутского полка, а сейчас целый квартал занимают современные промышленные сооружения.
Напротив машиностроительного поднялись корпуса завода аппаратуры дальней связи. Когда вы разговариваете по телефону с Владивостоком или другими находящимися на большом расстоянии городами, знайте, что хорошей слышимости способствует аппаратура, изготовленная на этом предприятии.
Если идти по Октябрьскому проспекту к набережной реки Великой, то слева можно увидеть невысокое двухэтажное здание с лепными украшениями на фасаде. В нем размещается управление электромашиностроительного завода. В 1970 году его коллектив отмечал семидесятипятилетний юбилей. За годы Советской власти на месте полукустарного литейно-механического заводика выросло крупное, оснащенное передовой техникой предприятие. Справа — здание гостиницы «Октябрьская». Немецко-фашистские захватчики разрушили и сожгли его. Псковичи не только восстановили прежнее здание, но и пристроили к нему новое.
Напротив гостиницы—кинотеатр «Победа». Он построен на месте разрушенного кинотеатра «Пограничник». Рядом открыт новый кинотеатр «Хроника».
Далее — Летний сад отдыха имени А. С. Пушкина, Ботанический сад с открытой эстрадой. Чуть подальше — сквер с памятником С. М. Кирову. В глубине сквера — здание Дома Советов, увенчанное башней с курантами. В нем размещаются исполком областного Совета депутатов трудящихся, областной и городской комитеты партии.
Проспект заканчивается Октябрьской площадвю. На нее обращен своим фасадом Дом связи. Слева от площади — сквер Красных партизан.
От привокзальной площади начинается улица, носящая имя полководца гражданской войны Яна Фабрициуса. Эта широкая магистраль выходит на площадь Победы. Здесь все
Новое: и жилые дома, и здание Дома культуры строителей с высокой колоннадой, и молодежное кафе на углу улицы Николая Островского, и четырехэтажный корпус завода АТС.
Площади Победы и Октябрьскую пересекает Советская улица. Она начинается неподалеку от автовокзала и заканчивается площадью Ленина. Эт° самая большая и самая красивая в городе ялощадь, где в торжественные праздники проходят демонстрации трудящихся. На площади — здание Педагогического института имени С. М. Кирова. Перед ним разбит сквер. В центре его — памятник Владимиру Ильичу Ленину. Рядом с пединститутом — новое здание Дома культуры профсоюзов. На противоположной стороне площади — кинотеатр «Октябрь».
Вдоль набережной реки Великой раскинулся новый жилой квартал. Величественный вид открывается отсюда иа древний Кремль, пятиглавый Троицкий собор, районы Заве-личья и Запсковья.
Набережная реки Великой — предмет особой гордости псковичей. Трудящиеся города сами благоустроили ее: заасфальтировали дорожки, разбили цветники, посадили деревья.
На Завеличье выделяется четырехэтажное здание гостиницы «Турист». Оно построено в 1963 году. Здесь находится туристская база. Отсюда в разных направлениях расходятся туристские маршруты.
В этой части города расположен крупнейший в Пскове завод радиодеталей. Он вырос на месте бывшего небольшого кожевенного завода «Пролетарий» в послевоенные годы. Ныне это передовое, комплексно механизированное предприятие. Его продукция идет во многие города Советского Союза, экспортируется в зарубежные страны.
Главная магистраль Завеличья — улица Максима Горького — идет почти параллельно набережной реки Великой. В 1963 году на ртой улице открыт широкоэкранный кинотеатр «Космос», построены здание института «Древстанко-пром», новые корпуса областной больницы. Улицу Горького пересекает Рижское шоссе. Неподалеку от городской черты высится мачта телецентра. Рядом расположен новый больничный городок.
За последние пять лет границы Завеличья широко раздвинулись. По левую сторону Рижского шоссе вырос новый благоустроенный микрорайон, где проживают 10 тысяч пско-
вичей. Улицы Народная, Киселева, Юбилейная еще совсем недавно значились лишь на картах проектировщиков. А сегодня вдоль них выстроились многоэтажные жилые дома.
На Рижском шоссе расположена швейная фабрика «Славянка», два детских комбината и школа на 946 учащихся. Выросли и первые в этом районе два девятиэтажных дома.
От Вокзальной улицы протянулась новая магистраль. Вдоль нее на бывшем пустыре построены многоэтажные жилые дома, большое здание школы, детский сад-ясли. В честь освобождения родного города от фашистских захватчиков псковичи назвали ее улицей 23 Июля.
Влево от Октябрьского проспекта уходит еще одна новая улица — имени Юрия Гагарина. Строительство здесь началось в то время, когда первый космонавт совершил свой исторический полет вокруг нашей планеты.
Растет и другой район города, расположенный за рекой Псковой. На Запсковье также сосредоточена значительная часть промышленных предприятий. Старейшим из них является шпагатная фабрика имени М. И. Калинина. Вдоль центральной магистрали Запсковья — улицы Леона Позем-ского — расположены мясокомбинат и льнокомбинат. Далее, на правом берегу Великой, выстроены производственные корпуса филиала ленинградского завода «Севкабель», комбината «Стройдеталь».
Высоким темпам промышленного и жилищного строительства во многом способствовало создание прочной индустриальной базы. В городе имеются кирпичный и известковый заводы. В 1962 году на заводе «Стройдеталь») вступил в строй цех крупнопанельного домостроения. Первые пятиэтажные дома из крупных железобетонных панелей появились на заболоченном пустыре между Советской и Вокзальной улицами. Эта новая магистраль была названа улицей Яна Фабрициуса.
В 1964 году, к празднованию двадцатилетия освобождения Пскова от гитлеровских захватчиков строители преподнесли жителям города замечательный подарок. В новом жилом массиве, на углу улиц Гражданская и Спортивная (бывшая Бастионная), было смонтировано шесть пятиэтажных вось-мидесятиквартирных крупнопанельных домов. Всего в том году было сдано в эксплуатацию свыше 12 тысяч квадратных метров жилой площади, построено пять детских учреждений, новая школа на 920 мест на Запсковье, на Первомайской улице. На Спортивной улице вступил в строй
детский дошкольный комбинат на 280 мест. На площади Ленина было возведено здание Дома культуры профсоюзов.
В 1965 году цех крупнопанельного домостроения был выделен в самостоятельное предприятие — Домостроительный комбинат. К концу пятилетки производство крупнопанельных домов составляло по площади 70 тысяч квадратных метров в год. Это — 30 пятиэтажных восьмидесятиквартир-ных домов. Только благодаря ДСК свыше 2 тысяч семей ежегодно справляют новоселье.
Наращивает производственные мощности и завод «Строй-деталь». Здесь введен в эксплуатацию цех силикатного кирпича, построены новые автоматизированные бетонораствор-ный узел и деревообрабатывающий цех.
До 61 миллиона штук кирпича в год увеличилась мощность завода «Псковкирпич». Он реконструируется и вскоре будет выпускать 75 миллион >в штук кирпича.
За последнее время возрожденный из руин и пепла Псков особенно помолодел ,; похорошел, оделся в зеленый наряд садов и парков.
Его население по сравнению с довоенным возросло более чем вдвое. Сейчас здесь проживает свыше 130 тысяч человек.
Ворота любого города — вокзал. В Пскове удачно соседствуют железнодорожный и автовокзалы. Сюда прибывают поезда из Москвы, Ленинграда, из столиц братских Прибалтийских республик — Риги, Таллина, Вильнюса, из областных центров — Калининграда, Львова. Широкая сеть авто-буеных маршрутов связывает Псков со многими городами. Ежедневно от автовокзала, построенного в 1960 году, отправляются автобусы более чем в 50 направлениях. Они идут в Москву, Ленинград, Ригу, Тарту, Выру и другие города.
Основным видом городского транспорта является автобус. В 1939 году по Пскову курсировало всего лишь 2 автобуса. Сейчас на линию ежедневно выходит более 100 машин.
В юбилейном, 1967 году в Пскове был построен новый аэровокзал. Отсюда отправляются самолеты в Мосдаву, Ленинград, Новгород, Сланцы, Нарву. Воздушные линии связывают областной центр с Великими Луками, Новоржевом, Гдовом, Опочкой, Бежаницами, Пушкинскими Горами, Ново-сокольниками и другими городами и рабочими поселками области. В 1969 году открыты два новых направления: Псков—Минск и Псков—Киев. А ведь еще в 1946 году вся
«авиация» Пскова состояла из трех стареньких самолетов <<ПО-2». В основном они доставляли почту в районы.
Есть в Пскове и речной вокзал. На быстрокрылой «Ракете» отсюда можно совершить увлекательную экскурсию по реке Великой, Псковскому и Чудскому озерам до эстонского города Тарту. Курсируют по водным магистралям теплоходы «Александр Невский» и «Адмирал Ушаков». Из Тарту сюда прибывают теплоходы «Лермонтов» и «Ванемуйне». Речные катера доставляют пассажиров в прибрежные населенные пункты и в излюбленные места отдыха псковичей.
В дополнение к этой статье, советую прочитать: