По указанию Полного Месяцеслова, изд. в 1848 г. при Академии Наук, церковь эта построена в 1399 г. и, следовательно, принадлежит к древнейшим Псковским храмам, хотя трудно определить, много ли осталось от ее первоначальной архитектуры, ибо на находящейся в церкви иконе Богоматери храм этот имеет совершенно иной вид. Прежде здесь был Покровский мужской монастырь, называвшийся гв углу» и погоревший в 1544 году. Церковь, очевидно, возобновили, и к 1581 г. она приняла тот вид, в каком изображена на иконе. После снятия осады благодарные Псковичи, вместе со своим храбрым воеводой, князем И. П. Шуйским, соорудили рядом с Покровской церковью другую – во имя Рождества Богородицы, которое празднуется 8 сентября, в день отбития штурма. Впоследствии обе церкви соединились в одну, причем вторая стала придельною. В 1764 г. Покровский монастырь упразднен, и церковь обращена в приходскую.
Церковь, или, правильнее, две, соединенные в одну, имеет, вместе с колокольнею, 12 3/4 с. длины, наибольшая ширина 5 3/4 с. и высота до верхнего карниза 3,8 саж. Фасады гладкие, без делений. Однообразие их нарушается только немногими стенными впадинками-нишками, а именно: двумя на западной стороне и по одной над каждой абсидой. По-видимому, стены были облицованы в ближайшее к нам время. С правой стороны каждой абсиды (считая от зрителя) проделано внизу по маленькому узкому оконцу, не более 3/4 арш. вышины; эти оконца выходят в алтарную часть. Барабан церкви деревянный, без окон. Паперть и колокольня новые. Вход в церковь находится с сев. стороны. Своды главного
храма выведены по дуге параболы. В промежутке между двумя сводами идет ряд ступенчатых арок: две с южной и три с северной стороны купольного отверстия. В этом отверстии видно основание прежнего каменного барабана, замененного, как сказано, деревянным. Отверстие заделано досками. Граф М. Толстой, заезжавший во Псков в I860 г., говорит, что Покровская церковь имет 4 столба. Теперь этих столбов нет, и своды опираются непосредственно на стены. В купольном отверстии остались голосники; западная стена и верхняя часть алтарной абсиды также покрыты голосниками.
Придел Рождества Богородицы еще более утратил свой древний вид, ибо только его притвор и алтарь еще сохранили сводчатое покрытие, главная же часть придела покрыта простым потолком.
Иконы.
В Покровской церкви:
Храмовая Покрова Пресв. Богородицы 11/2 арш. X 11/4 арш. Древняя, но реставрированная.
Икона, изображающая видение старца Дорофея. 1 арш. 7 в. X1 арш. 2 в. Чудотворная. Над нею теплится неугасимая лампада. Имеет огромное значение для археологии, ибо написана, вероятно, не позже 1582 г. и представляет современный вид Пскова1. К величайшему сожалению, она закрыта массивною серебряною вызолоченною ризой, под которой краски сильно потемнели. Впрочем, на самой ризе воспроизведены все закрытые детали.
Спаситель (в алтаре) 5 1/2 X 6 в. В старинной басме.
Покрова Пресвятыя Богородицы (в притворе над входной аркой) 11/4X1 арш. Старинного письма.
Св. Николая Чудотворца. 2X1 арш. 12 1/2 в. Из упраздненной Никольской церкви, находившейся между Покровской и Свинорской башнями. Древняя, но переписанная.
В Рождественском приделе:
Рождество Пресв. Богородицы 1 арш. 11/2 в. X14 в. По преданию, писана вскоре после штурма 8 сентября 1581 г.
Прежде в церкви находился древний синодик с именами павших при отбитии штурма. Ныне он находится в Церковно-Археолог. Музее.
Возле церкви высится громада Покровской башни. О ней см. далее.
В1912 г. член-сотрудник Пек. Археол. О-ва В. И. Озелинг открыл и расчистил подземный ход, идущий со двора Покровской церкви вправо, к Покровской башне, и влево – к Баториеву пролому, всего длиною в 22 саж. Ширина хода 1 арш. 14 в., высота 2 арш. 8 вер., толщина покрывающего свода 13 верш.
Губернаторская улица.
Еще не так давно вся правая сторона улицы от угла Великолуцкой до Шишкина переулка была застроена древними домами, принадлежавшими купцу Подзноеву. Все они теперь настолько переделаны, что осмотр их был бы совершенно бесполезен.
Только первый угловой дом сохранил еще свою древнюю черепицу (пл.Г/ж. 10).
Поганкины Палаты (пл. IV ж 10, рис. 21).
Прекрасно сохранившийся памятник древнего гражданского зодчества. Время постройки Палат неизвестно. Достоверно лишь, что они существовали в 1645 году.
Владельцы Палат – Поганкины – принадлежали к богатейшим людям древнего Пскова. В1645 г. Поганкин владел, кроме этих Палат, 44-мя лавками. Народная фантазия окружила имя Поганкиных целым циклом легенд, более или менее нелестных для их памяти: то Поганкин находит клад в поганом месте, то торгует погаными (бесовскими) деньгами, то бахвалится пред Грозным царем своим богатством, за что разгневанный царь обзывает его •поганым», то, наконец, водит знакомство с разбойниками и т. п. Причина такой нелюбви к имени Поганкина заключается, конечно, прежде всего в его неблагозвучности; но есть для нее и некоторое историческое основание: при Алексее Михайловиче один из Поганкиных – Сергей – входил в состав совета выборных земских людей, управлявшего Псковом и его пригородами. Власть и влияние выборных, благодаря их богатству, были весьма велики. Самоуправство и злоупотребления этих олигархов вызвали множество жалоб со стороны «маломочных» людей1. Само Московское правительство было недовольно действиями совета, так как он начал даже писать неправильно царский титул, а в то время это было делом первейшей важности. Кроме того, Сергей Поганкин торговал контрабандой2. Имя Поганкина могло произойти
от немецкой фамилии Pagenkampf или же от находящейся в Новоржевском уезде деревни Погашенной. В начале XVIII ст. род Погашенных прекратился, и Палаты их перешли к Корсаковым, от которых были куплены казной в 1747 году. С тех пор в них помещался провиантский магазин военного ведомства. В 1900 году, по Высочайшему повелению, здание было отдано во владение Псковскому Археологическому Обществу. В 1902 году оно было реставрировано, причем были исправлены некоторые искажения, произведенныя военным ведомством. К сожалению, реставраторы, в свою очередь* допустили новые искажения, соорудив, напр., крыльцо, не совсем подходящее к стилю здания.
Палаты имеют мрачный и неуклюжий вид. Видимо, что о красоте архитектуры при их постройке не могло быть и речи, заботились только о прочности. Они делятся по фасаду на три неравные части: правый трехъярусный флигель, средний двухъярусный и левый одноярусный. Очевидно, что здание построено не сразу, а постепенно, по мере потребности в новых постройках. Окна, числом 105, неравной величины, расположены несимметрично и не на одной высоте. Двери и окна запирались прежде железными коваными дверями и оконницами, с железными пробоями, на которых висели толстая железные цепи, замыкашше двери. Следы этих запоров остались и поныне. В окнах были прочные железные решетки. Главный вход находился в правом флигеле и имел подъемное крыльцо, державшееся на толстых железных пробоях, ныне уничтоженных. Толщина стен нижнего яруса 2 3/4 арш., среднего 2 1/2 арш. и верхнего 21/4 арш. Под Палатами находятся обширные подклети. При исследовании в 1908 г. фундамента Палат оказалось, что на глубине более 1 саж. все еще шла плитяная кладка.
Внутренний осмотр Палат обыкновенно начинают со среднего двухъярусного флигеля, в который входят чрез дверь с надписью: «Вход в Псковский Археологический Музей». Одиннадцать высоких ступеней ведут в сени. Налево – дверь в музей. Здесь опять 6 крутых ступеней. В этой части здания находятся 3 большие комнаты, расположенные анфиладой; за ними 4-ая комната составляет поворот этажа влево. Кроме 4-х больших комнат есть две маленькие, дверь в которые находится в 1-ой
комнате1. Своды комнат сомкнутые, с распалубками. В стенах находятся глубокие ниши и чуланчики. В 1-й комнате и в двух маленьких полы сложены из древних сосновых плит, найденных в здании при его реставрации. Прежде эти плиты были положены прямо по песочному настилу, которым были выложены пазухи сводов.
Чтобы осмотреть правую часть флигеля, нужно вернуться обратно в сени и войти в дверь с надписью: «Библиотека». В первой комнате, на потолке, висит древняя цепь, принадлежавшая Поганкиным Палатам. Здесь же находится лестница, проделанная в стене и ведущая в подклеть, откуда шел, как говорят, потайной ход в подземный тайник; из тайника шла галерея под городскую стену и выводила, очевидно, за город. За первою комнатой идет большая вторая комната. Отсюда этаж поворачивает вправо, в 3-хъярусный флигель. Здесь опять идет анфилада из 4-х комнат, с нишами и чуланчиками. Во второй комнате, в левой стене, есть дверь, ведущая на древнюю лестницу, устроенную в стене, для сообщения с верхним ярусом.
В верхнем ярусе 5 комнат – все без сводов. В старину здесь были потолки, впоследствии уничтоженные, но в 1902 году они сделаны вновь. В угольной комнате стоит круглый каменный столб, украшенный обводами и служивший, вероятно, для поставца.
В одной из подклетей есть маленькая, совершенно темная комнатка, так наз. «тюрьма», в которую, по преданию, Поганкины сажали неугодных им Псковичей.
В одноярусном флигеле находятся 2 большие комнаты. Костомаров полагал, что здесь была прежде поварня.
Палаты снаружи, по улице, и внутри двора обведены были широким рвом, с подъемными мостами.
Музей Псков. Археол. О-ва расположен, как сказано, в 2-хъярус-
1 Полагают, что одна из маленьких комнат была женским теремом. Эта догадка не заключает в себе ничего невероятного, так как бытовые условия Русской женщины во Пскове были те же, что и в остальных областях тогдашней Руси: по улицам Псковитянка ходила с покрывалом на лице, а в доме ей отводились особые покои (Икон, т. 2, кн. 1, стр. 767).
ном флигеле. Музей не может похвалиться особыми богатствами, так как собирание древностей становится с каждым днем затруднительнее, средства же Общества не обширны.
В дополнение к этой статье, советую прочитать: