Церковь сложена из плиты. Длина ее 10 с. 8 в., наибольшая ширина 7 с. 21/2 арш., высота до верхнего карниза 5 саж. Обращает на себя внимание высокий цоколь (3 арш. 2 вер.) с отливом, выложенным S-образ-ною черепицей. С востока приделаны 3 полукруглые абсиды, из коих средняя выше боковых и имеет валиковые разводы. Тройные лопастные деления фасадов доходят только до цоколя и сверху срезаны, что указывает на древнюю 8-мискатную форму покрытия. На южной стороне находится Воздвиженский придел -также древний, но, по-видимому, строенный позже самой церкви. С запада имеется паперть более позднего устройства. Внутри самой паперти, на связях, продетых между ее столбами, висят медные колокола, из коих один довольно древний, вылитый, как видно из надписи, при Василии III, в 1523 году. Четырехскатная кры-
ша имеет барабан с узкими окнами, безо всяких украшений. Замечателен купол этого барабана: он имеет полусферическую форму, подходящую к Византийской и напоминающую купол знаменитого Дмитриевского собора во Владимире, строенного в XII веке.
За папертью следует притвор, крытый потолком. Отсюда входят в самую церковь чрез перспективный портал весьма грубой, первобытной отделки, который возможно отнести к XIV-XV веку. Перемычка портала срезана потолком притвора. Со внутренней стороны входа сделана глубокая, фронтонная ниша. В церкви имеются 4 опорных столба. На высоте 2 арш. 13 в. от деревянного пола их круглая форма переходить в 4-хгранную; основания же (базы) столбов скрыты под полом, из чего следует, что последний поднят. Столбы соединены двухступенчатыми под-пружными арками. Верхнее окно слева (т. е. в сев. стене) заделано, и вместо него пробито другое внизу. В правой же стене имеется только одно верхнее окно. В алтаре находятся деревянные связи. В абсиде устроена скамья, упирающаяся в лопатки. Голосников нет, но возможно, что они прежде были, ибо несколько лет тому назад во многих Псковских церквах голосники были заделаны, во избежание скопляющейся в них пыли. Воздвиженский придел покрыт сомкнутыми сводами с распалубками. Из находящихся в церкви предметов заслуживают внимания лишь два: цинковая дарохранительница конца XVII века и на аналое икона свв. Климента, папы Римского, и Петра, патриарха Александрийского, в старинной серебряной басме, с гравированными венцами, сильно записанная.
В Воздвижен. приделе, в алтаре, две иконы, по 3 X 10 в. каждая, архидиаконов Стефана и Лаврентия, взятые, по-видимому, из первоначального иконостаса церкви, т. е. XIV-XV стол.
Там же хоругвь на холсте, писанная красками по левкасу, очень хорошей работы XVIII стол.
В притворе два киота Петров, времени и створы царских врат Елисавет. времени.
О сооружении Климентовской церкви нет никаких сведений. Знатоки относят ее к XIV-XV стол. Известно, что здесь был прежде Климен-
товский Драчилов монастырь1, разоренный Шведами в 1615 году и впоследствии упраздненный2. Несколько лет тому назад церковь находилась в ведении Омского пехотного полка, теперь же она приписана к соседней Никольской Кожиной церкви, и служба в ней производится только 25 ноября и 14 сентября, на Воздвиженье. Чтобы осмотреть ее, нужно обратиться к сторожу Никольской Кожиной церкви, у которого находятся ключи.
Церковь св. Николая от Кожи (пл. IV г 8).
Находится на Никольской улице, возле набережной. Бывший монастырь. Церковь выстроена в XIX стол, и ничего замечательного в архитектурном отношении не представляет. Длина ее с пристройкой и колокольней 13 саж., наибольшая ширина 9 с. 1 арш., высота до верха карниза 31/2 с.
Иконы.
Св. Николая Чудотворца, на левом клиросе. Обложена старинной басмой 2 арш. X 1 арш. 7 в.
Св. Климента папы Римского и св. Петра Александрийского. 2 арш. X 1 арш. 10 в.
Тихвинской Бож. Матери, на правом клиросе. Обложена старинной басмой 1арш. И в. XI арш. 7 в.
Деисус, в алтаре. Обложен старинной басмой. 1 арш. 15 в. X 1 арш. 8 1/2 в.
Распятие со страстями, старинного письма. 9 X 9 в. На ризе награвировано: «Сей образъ архирейскаго дому бобыля Матфея Ефремова сына Тефкова, 1758 г.»
1 Имя Драчилы, или Дрочилы, упомянуто один раз в Псков, летописи под 1240 г., при описании победы Александра Невского над Шведами. В числе убитых показан Дра-чила. Драчи—шерстобиты и валяльщики шляп, обуви, полстей.
2 На чертеже Пальмквиста о Климентовской церкви отмечено: «каменная церковь, бывшая Шведская батарея».
Церковь св. Николая от каменной ограды (Никола Каменоградский) (пл. IV в 7).
Бывший монастырь, о котором упоминается под 1601 годом. Время построения церкви неизвестно. Ныне она приписана к Паромо-Успенс-кой. Имеет с восточной стороны одну полукруглую абсиду. С северной и южной сторон сделаны по три лопастных деления. Купольный барабан без окон. Притвор более поздней постройки. Внутренних столбов, поддерживающих своды, нет. В алтаре находится сделанное из плиты горнее место. Особых отделений для жертвенника и дьяконника нет: то и другое устроено в стенных нишах. Древних икон нет. Размеры церкви: длина 4 с. 2 арш., ширина 3 с. 2 арш., высота до верхнего карниза 3 с.
Моленная Поморского беспоповского согласия
(пл. IV г 6).
Находится на Старо-Рижской улице, при доме купца Петра Денисовича Батова, и издали обращает внимание своим ярко горящим на солнце золотым куполом. Выстроена г. Батовым в 1906 г., а потому сама по себе не относится к числу древностей, но замечательна по богатейшему собранию древних икон, простое перечисление коих могло бы быть предметом особого труда. Назовем лишь некоторые важнейшие сокровища моленной.
Образ 4-х святителей, между ними Евфросина Псковского и Саввы Крыпецкого, древних Псковских писем.
Воскресение Христово, тех же писем.
Пророки Михей и Иуда, Старо-Новгородских писем.
Святцы в миниатюрах XV века, по полумесяцам, двусторонние, всего 12 отдельных икон превосходной сохранности.
Кроме того, в самом доме г. Батова имеется особая домашняя моленная с редчайшими и драгоценнейшими иконами. Это-своего родаТпЬипа знаменитой Galleria degli Uffizi. В ней, между прочим, находятся:
Спас «Мокрая Брада», 8X8, Византийских писем.
Корсунская Божия Матерь, тех же размеров и писем.
Успение Божией Матери, 4 X 4 в., миниатюра великолепных Строгановских писем.
Св. Николай Угодник, Визант. писем.
Успение Божией Матери, 12 X12 в., Новгородских писем.
Сретение, тех же размеров и писем.
Осмотр моленной – с разрешения владельца. Во время богослужения в общую моленную допускаются и православные.
Церковь Успения Божией Матери Пароменская
(пл. IV г, д 6, рис. 54).
Находится против плавучего моста. Строена в 1444 г. и вновь построена в 1521 году1. Судя по изображениям ее на иконе Сретения, а также и на иконе Божией Матери в Печерском монастыре, эти изображения можно отнести к концу XVI или началу XVII века, – наружный вид церкви с тех пор сильно изменился. Тем не менее она считается вполне выработанным типом Псково-Новгородского зодчества.
Главный храм, квадратный в плане, имеет 3 полукруглые абсиды, из коих средняя выше боковых. Фасады украшены трехдольными лопастными делениями. В барабане проделаны узкие, щелеобразные окна, украшенные фронтонами. Карниз обделан поясками из арочек, квадратиков и треугольников. Такие же пояски имеются и на абсидных карнизах. Средняя абсида, кроме того, украшена валиковыми разводами. Глава имеет форму маковицы, с отливом внизу; такая форма, по мнению гг. Суслова и Новицкого, заимствована из деревянного зодчества. Глава увенчена крестом, сверху коего находится литой голубь2. Храм покрыт 4-хскатной крышей, закрывающей нижние части окон барабана, из чего следует, что крыша эта сделана в позднейшее время. Судя по древним рисункам, прежнее покрытие было на 8 скатов. С севера и юга к главному храму примыкают приделы – несомненно, более поздней постройки. Они также украшены главками. Южный придел имеет характерное Псков-
ское крыльцо на низких массивных столбах. Под церковью находятся глубокие подвалы, покрытые сводами.
Храм покрыт коробовыми сводами, опирающимися на 4 столба, из коих западная пара круглая, восточная же – квадратная в разрезе и только закруглена со стороны алтаря. Купол покоится на ступенчатых арках, возведенных с восточной и западной сторон. Храм имеет 3 придела, расположенные не на одной высоте, а именно: южный придел во имя Рождества Богородицы расположен ниже следующего за ним придела во имя преп. Нила Столбенского. За последним идет главный храм и, наконец, северный придел во имя Собора Божией Матери. В северо-западном и юго-зап. углах верхнего яруса церкви прежде были также устроены приделы, ныне упраздненные и служащие церковными кладовыми. Между ними находятся хоры. Своды главного храма и алтаря покрыты голосниками. Над юго-зап. частью алтаря есть какое-то помещение, дверь в которое со стороны алтаря не видна и находится, вероятно, со стороны иконостаса. В стенах церкви вделаны надгробные плиты 1693 г. Размеры церкви: длина 15 саж., наибольшая ширина 12 с, высота до верхнего карниза 6 с.
Замечательные иконы и др. предметы. На левой стороне иконостаса:
Местночтимая икона Смоленской Божией Матери. Пользовалась особым почитанием от Ивана Грозного, который даже пожертвовал для нее собственную витую панагию с изображением св. Георгия и надписями: а) «л1зта 7086 (1577) сентября 28 дня къ Пречистой Богородиц^ на Завеличье» и б) «приложшгь государь съ своего Ливонскаго похода». Панагия находилась прежде при иконе, но теперь убрана в ризницу.
Другая икона Смол. Божией Матери, украшенная басменным, окладом и цатою.
Над иконостасом:
Деревянный, обитый жестью крест, около 2 арш. вышиною, привлекающий внимание знатоков своею оригинальною формой, напоминающей Византийскую.
В жертвеннике:
Тройной образ (т. е. состоящий из 3 отдельных изображений): Иисуса Христа, Божией Матери и Иоанна Богослова. Размер 13 1/2 X 10 вершк. Украшен басменным окладом с эмалью. Замечателен тем, что, будучи весьма древним, сохранился нереставрированным.
В ризнице:
Древний ларь, массивный, окованный железом.
В дополнение к этой статье, советую прочитать: