В летописи значится, что в 1404 г. игумен Карп поставил в Спасо-Мирожском монастыре каменную церковь св. Стефана. Она не существует, так как нынешняя церковь носит слишком заметные следы позднейшей Московской архитектуры. Это сходство выражается, главным образом, в некоторой претензии на щегольство, в противоположность суровой простоте Псковских храмов. Церковь сложена из плиты с кирпичом. Она не кубическая, как все Псковские церкви, а вытянута вверх и в этом отношении напоминает Пантелеймоновскую церковь на Бору. Длина ее 8 с. 1 арш., ширина 4 с, высота до купола 6 саж. Ее три полукруглые абсиды так мало выдаются из фасада, что почти сливаются с ним в одной плоскости. Между среднею и боковыми абсидами поставлены
1 На чертеже Пальмквиста Мирожский монастырь отмечен: -теперь разрушенный».
2 В 1 издании «Спутника» мы ошибочно отнесли известие летописи о построении Стефановской церкви Якимом Переславием в 1546 г. к этому храму. Оно относится к Стефановскому монастырю на Лугу, ныне не существующему.
гладкие полуколонны, с тремя выпуклыми поясками вместо капителей. В средней абсиде сделано широкое окно, накрытое разорванным фронтоном – признак позднейшей переделки в конце XVII или начале XVIII века. Боковые абсиды окон не имеют, но на северной абсиде помещены две нишки. Все три абсиды идут лишь до половины высоты церкви и как бы подчеркиваются снизу горизонтальной лентой из поставленных на ребро кирпичей, производящих впечатление миниатюрных квадратных тумбочек с наложенными на них плитками вместо капителей. Ниже этой ленты идет до самой земли совершенно гладкая стена.
Северный фасад церкви выходит наружу, а южный – во двор. Первый делится перпендикулярно на 3 части: левую, среднюю и правую. Левая часть имеет в верхнем ярусе одно окно, с двумя пилястрами по бокам и фронтоном сверху; последний имеет ту примитивную форму, какая часто встречается в Московском зодчестве XVI века, напр, на некоторых окнах церкви Иоанна Предтечи в селе Дьякове. Средняя часть отличается, от других тем, что над ней надстроен 3-й ярус, причем его угловые лопатки не сходятся с крайними лопатками среднего яруса. Средний и верхний ярусы освещены каждый парою окон совершенно такого же устройства, как и окно левой части. Верхний ярус покрыт 4-хскатною крышей с каменным барабаном и главой луковичной формы, крытой железом. Правая часть имеет два окна, также тождественные с описанными. Под этими окнами находится глубокая ниша, а под нею выделяются на поверхности стены две выложенные из кирпича дуги, из коих левая значительно меньше и ниже правой. Обе дуги соединены горизонтальною тягой, и такие же короткие тяги находятся по сторонам обеих дуг. Под левым и правым концами этой геометрической фигуры поставлены низкие толстые колонны с желобками-каннелюрами. С первого взгляда эта деталь кажется простым декоративным украшением, и, только войдя в монастырский двор, можно убедиться в ее конструктивном значении, о чем скажем ниже.
Вся нижняя часть северного фасада, или, вернее, весь нижний ярус, совершенно не имеет окон. От среднего яруса, он отделяется продолже-даем той горизонтальной ленты, которую мы видели на восточном фасаде. Описанное нами тройное деление северного фасада соответствует внутреннему делению церкви: левая часть соотвтствует алтарю, средняя – главному храму и правая – притвору. К западному фасаду была пристроена в 1789 г. колокольня, но лет 30 назад она заменена новою, нынешнею. Ещё правее идут двухэтажные монастырские кельи, сооруженные также в 1789 году.
Южный фасад, выходящий, как сказано, на монастырский двор, мало отличается от северного. К нему пристроена в 1884 г. деревянная паперть со ступенями, ведущими в средний ярус, где находится собственно церковь. Вправо от паперти в стене имеется вход в нижний ярус. Последний служит теперь для склада разного материала, но в архитектурном отношении он заслуживает внимания. Здесь прежде всего встречается широкий и высокий проход, в виде ворот, покрытый аркой, а вправо, рядом с ним, такой же проход, но гораздо уже и ниже, в виде калитки для пешеходов. Правее его сохранилось древнее окно, с фигурными кирпичными пилястрами по бокам (наличниками) и фронтоном сверху. Окошко, величиной 20X14 вершков, затянуто прочной древней железной решеткой. Фигура ворот и калитки совершенно тождественны с тем странным лепным украшением, какое мы видели на северном фасаде. Пройдя в эти ворота, мы встречаем вторые такие же ворота и такую же калитку, с тою лишь разницею, что здесь на столбах ворот и калитки имеются дверные стержни и глубокие пазы для массивных деревянных (вероятно, дубовых) засовов. Наконец, за этим вторым проходом идет глухая наружная стена, на которой, как раз против ворот и калитки, повторяется та же странная геометрическая фигура, которую мы описали выше. Но здесь получается и ее разгадка. Фигура в точности соответствует рисунку тех арочных ворот и калиток, чрез которые мы только что прошли, и есть не что иное, как совершенно такие же третьи ворота и третья калитка, впоследствии закладенные. Снаружи, т. е. с северного фасада, эта закладка замазана и закрашена, а потому и незаметна, здесь же она видна вполне отчетливо. Итак, в старину здесь были так наз. святые ворота, проходившие в монастырской стене, и притом не одиночные, а тройные, т. е. состоящие из трех ворот одни вслед за другими и из трех боковых при них калиток, причем средние ворота и калитка запирались прочными железными воротами и массивными деревянными брусьями-засовами.
Церковь, как сказано, помещается в среднем ярусе, куда входят с южной стороны, чрез деревянную паперть. Притвор покрыт сомкнутыми сводами. На западной его стене видны 2 заделанные арки – вероятно, бывшего прежде западного входа. Главный храм отделен от притвора каменною трехпролетною арочною стеной, опорных столбов не имеет и крыт простым потолком. Наоборот, алтарь покрыт сводами, и это заставляет думать, что главный храм некогда также был сводчатым. Осмотр 3-го яруса, т. е. вышки, окончательно убеждает в этом предположении. Вышка имеет купольный свод, на котором утвержден каменный барабан – полый, но с 4-мя заделанными окнами. Несомненно, что потолок, отделяющий храм от вышки, позднейшего происхождения и что вышка была прежде просто верхнею частью главного храма.
Иконы.
Тихвинской Бож. Матери. 1 арш. 3 в. X13 в.
Св. Николая Угодника с житием. 1 арш. 3 В.Х13 в.
Св. Нифонта, с частицею его мощей. 8X6 в.
На покрывающей икону ризе изображена Стефановская церковь с шатровой колокольней; но это изображение совсем не соответствует рисунку колокольни на самой иконе, где эта колокольня представлена покрытою большим купольным сводом. Икона, по-видимому, написана в начале XVIII ст.
Спасо-Преображенский собор (рис. 52).
Тип храма Преображения – Византийский. Длина его 8 с. 1 арш., шир. 7 саж., высота до верх, карниза 5 саж. Основание его – равноконечный крест, вершиною коего служит средняя алтарная абсида. По обеим сторонам последней пристроены две боковые абсиды меньших размеров, для жертвенника и дьяконника. Так как в кладке последних попадаются кирпичи с 8-миконечными крестами и надписями 4с. Хс.
Ника», то можно допустить, что жертвенник и диаконник пристроены позже, ибо в основных стенах храма кирпичей нет, а только одна плита1. Соответственно жертвеннику и диаконнику, на западной стороне храма находятся также два отделения со сводами на половинной высоте храма. Впоследствии на этих сводах были устроены хоры, куда подымались по наружной лестнице, вследствие чего молящиеся на хорах были разобщены со внутренностью храма. Для устранения этого неудобства угловые отделения западной стороны были доведены до высоты главного нефа, нижние части стен западной оконечности креста пробиты, в пробоинах сделаны арки, северный свод также пробит, и сквозь него устроена внутренняя лестница на хоры. Доказательством позднейшего устройства верхних стен западных пристроек служит то, что они сложены не из плиты, а из кирпича. Находящийся ныне с зап. стороны притвор – также позднейшего происхождения. Судя по фреске над входною дверью, первоначальная ширина притвора равнялась ширине главного нефа, а впоследствии увеличена с обеих сторон во всю ширину стены. Фасады собора не имеют обычных Псково-Новгородскому зодчеству трехдольных лопастных делений, появившихся в более позднее время. Вместо них на сев. и южн. фасадах имеются только по два деления с полуциркульными арками; из них зап. деления гораздо ниже восточных. Большие деления в точности отвечают внутренним сводам храма, меньшие же имеют лишь декоративное значение, так как-приходящиеся против них своды идут по иному направлению.
Над главным храмом возвышается широкий барабан с 8-ю довольно широкими окнами, покрытый главой луковичной формы. Последняя, по мнению Павлинова2, могла появиться не ранее XVI века, древнее же покрытие было черепичное, невысокое и имело Византийскую форму полушара. Нынешнее железное покрытие главы появилось сравнительно в недавнее время, заменив собою прежнюю деревянную чешую (лещадь). Барабан опирается переднею стороною на восточную стену, а зад-
1 При одной из экскурсий во время реставрации проф. Шляпкиным были отмечены grafitti у окна диаконника, в настоящее время не существующие.
2 Истор. рус. архит., стр. 36.
В дополнение к этой статье, советую прочитать: