Находится на левой стороне улицы, если идти от Петропавловского собора, в расстоянии 94 шаг. от угла Пушкинской. По улице он занимает 52 шага, а по двору – около 15 шаг. Дом сложен из плиты, одноэтажный, на подклетях, по улице имеет 6 окон. Особенно интересны подклети (вход со двора налево), состоящие из двух больших помещений, разделенных узким проходом, который оканчивается третьим, меньшим помещением. В центрах обоих больших отделений поставлено по одному квадратному плитяному столбу, в 1 саж. шириною, на которые опираются подпружные арки. По четырем углам отделений стоят громадные круглые плитяные столбы, каждый по 4 саж. в окружности (рис. 28). Толщина стен здания-1 саж.
По тяжести и массивности столбов, эту подклеть надлежит признать единственною во Пскове. В верхней ярусе находятся 7 комнат неодинаковых размеров, частью под цилиндрическими сводами, частью под деревянными потолками, устроенными лет 30 тому назад, после пожара.
Во дворе, с правой стороны дома, если смотреть со двора, к нему примыкает одноярусная плитяная же пристройка, идущая по ломаной
линии, с широкими окнами и толстыми (2 арш. 9 в.) стенами. Против нее стоит отдельный надворный двухэтажный флигель, верхний этаж коего пристроен после пожара. У флигеля сохранилось массивное, тяжелое крыльцо на 2 толстых низких колоннах, под коробовым сводом (рис. 29). Нижний, т. е. древний ярус флигеля состоит из нескольких помещений под сводами и потолками. История дома нам неизвестна. Ныне он служит льняным складом.
Летом 1910 г., при прокладке труб посреди Новгородской улицы, за Покровскою церковью, против дома г. Тюнегова, обнаружено большое количество человеческих костей, сваленных как бы в одну общую могилу. По всей вероятности, здесь было кладбище соседней церкви св. Иоанна Милостивого (см. стр. 150). Быть может, общая могила была сделана по случаю сильного мора. Из летописи известно, что в 1522 г. страшный мор свирепствовал именно на Новгородской улице, называвшейся тогда Петровскою. Положение могилы посреди нынешней улицы указывает на то, что прежняя Петровская улица либо была почти втрое уже нынешней, либо проходила несколько левее ее, по тому месту, которое теперь застроено домами1.
Сергиевская улица. Дом Тульчиева (пл. IV и 9).
У самых Сергиевских ворот находится небольшой деревянный одноэтажный дом, на котором прибита доска с надписью, что здесь в 1826 году останавливался А. С. Пушкин. Известный знаток местной старины И. И. Василев относился к этой надписи недоверчиво и даже сомневался в существовании самого дома во времена Пушкина. Однако ж есть полное основание считать этот дом принадлежавшим, в начале XIX ст., Псковскому дворянину Гавриилу Петровичу Назимову, владельцу села Преображенского. Пушкин находился с Назимовым в приятельских отношени-
1 По свидетельству Самуила Кихеля, Псковские кладбища состояли из едва прикрытых ям, в которые сваливали тысячи и десятки тысяч трупов, издававших ужасное зловоние. Этим отчасти и объясняются беспрестанно свирепствовавшие во Пскове моровые поветрия.
ях, бывал у него в Преображенском и игрывал там в карты, о чем свидетельствует его полустихотворное письмо к Великопольскому, писанное 3 июня 1826 г. из Преображенского:
•С тобой мне вновь считаться довелось,
Певец любви то резвой, то унылой!
Играешь ты на лире очень мило,
Играешь ты довольно плохо в штос.
500 рублей, проигранных тобою,
Наличные свидетели тому.
Судьба моя сходна с твоей судьбою,
Сейчас, мой друг, увидишь почему.»
«Сделайте одолжение, пятьсот рублей, которые вы мне должны, возвратить не мне, но Гавриилу Петровичу Назимову, чем очень обяжете преданного вам душевно Александра Пушкина*1. Сын Назимова, Владимир Гаврилович, был крестником великого поэта2. Поэтому нет ничего невероятного в том, что Пушкин, во время своих приездов во Псков, мог останавливаться именно в доме Г. П. Назимова.
Подвал дома сложен из плитняка, среди коего вмазаны огромные булыжники. Потолок состоит из ряда толстых бревен. В одном месте виден край свода, за которым, как говорят, идут ступени подземной галереи. Между стенными плитами торчат человеческие кости – остатки бывшего тут кладбища соседнего Сергиевского монастыря. Все это указывает если не на древность, то во всяком случае на большую старину.
Некоторые думают; будто в Пушкинские времена этот дом принадлежал сестре поэта Ольге Сергеевне (впоследствии Павлищевой). Но мы имеем возможность решительно опровергнуть этот слух: в наших руках есть подлинное письмо сына Ольги Сергеевны, Льва Николаевича Павлищева, в котором он сообщает, что его мать «никогда, нигде и никаким домом не владела».
Церковь преп. Сергия с Залужья (пл. IV и 9, рис, 30). Вблизи места, на котором стоит эта церковь, находилось в старину
1 Сочин. Пушкина, изд. А. Суворина, 1887, т. VIII, стр. 242.
2 Об этом мы слышали от нынешнего председателя уездной земской управы Вл. Вл. Назимова.
обширное болото, называвшееся «лужищем-; отсюда и произошло «залу-жье»; оттого и Сергиевские ворота звались прежде Лужскими. О построении Сергиевской церкви точных сведений не имеется. Во всяком случае, едва ли она могла появиться раньше падения Псковской независимости (1510 г.), так как, в силу областного Псковского патриотизма, Московские угодники не могли пользоваться во Пскове особым почитанием. Вероятно, она сооружена новыми пришельцами – Москвичами, переведенными сюда на место выселенных в Москву Псковитян. Некоторые ее архитектурные особенности побудили г. Грабаря отнести ее к XTV веку; но мы решаемся представить уважаемому автору следующие соображения-. 1) религиозное почитание и прославление памяти преп. Сергия началось лишь с XV века и 2) в летописи значится, что в 1561 году, во время большого пожара, церковь эта, вместе с некоторыми другими, сгорела. Следовательно, в нынешнем виде Сергиевская церковь существует не ранее как со 2-й половины XVI века. Прежде здесь был мужской монастырь, превращенный в 1710 г. в подворье Любятовского монастыря1. В начале XIX стол, церковь была приписана к Ново-Вознесенской, ныне же она предоставлена Сергиевскому реальному училищу. Последняя ее реставрация произведена в 1885-1886 гг.
Церковь стоит на обширном пустыре, занятом садоводством Ши-мана. В старину здесь было монастырское кладбище. Тип церкви – обычный Псковский. Длина ее 9 с. 2 арш., ширина со звонницей и приделом 7 с. 2 арш., высота до верхнего карниза 3 с. 12 в. Три очень низкие полукруглые абсиды украшены по карнизам поясками из треугольных и квадратных впадинок и снабжены узкими, щелеобразными окнами. Боковые абсиды ниже средней. Прежняя крыша церкви была на 8 скатов, как это можно видеть по срезанным верхним частям фасадных делений. Шея купола имеет не цилиндрическую форму, а усеченноконическую, меньшим основанием книзу, а большим кверху. Карниз ее, подобно абсидам, украшен арочками, квадратами и треугольниками. Глава покрыта глазуро-
1 В 1581 г. здесь был настоятелем строитель Елисей, последним же упоминается в 1710 году строитель Аввакум (В. Зверинский, Матер, для истор.-топогр. исследований о правосл. мон., т. III, 2006).
ванной перистой черепицей зеленого цвета. Прежде такое покрытие было во Пскове явлением обычным, ныне же Сергиевский храм представляет единственный пример чешуйчатой церковной главы. Под главою остался, хотя и в сильно поврежденном виде, красивый поясок из разноцветных изразцов. С западной стороны приделана паперть, очевидно, позднее сооружения самого храма, так как ею закрыты нижние части фасадных лопастей. На южной стороне храма находится придел во имя прел. Никаидра, выстроенный в 1785 г. из плиты купцом Ив. Яков. Постниковым. Церковь стоит на подклети, вход в которую находится влево от паперти. При самом входе заметны следы орнамента, покрывавшего, очевидно, часть подвальных стен. Подвалы весьма глубокие и покрыты сводами. На сев. стене храма сооружена весьма изящная Псковская звонница о двух пролетах, в которых висят колокола. В зап. стену паперти вделана надгробная плита 1624 г., сильно поврежденная.
Внутри церкви находятся 4 столба, перекрытые сводами, на которых, при помощи арок, утвержден купол. Между юго-зап. столбом и южною стеной храма, на высоте человеческого роста, перекинут свод, на котором устроено особое помещение, так наз. палатка. В северной стене палатки проделана дверь, чрез которую взбирались в палатку, очевидно, по приставной лестнице; в южной же имеется узкое оконце, выходящее на церковный двор. В древности это помещение служило ризницей. Подобные палатки стали делать в церквах не ранее XIV века. В сводах северной и южной сторон, в купол и в алтарной части расположены голосники.
Иконостас поновлен в 1885 -1886 гг., но изящная орнаментальная роспись царских врат, которую можно отнести к концу XVII века, осталась, по-видимому, без переделки.
Иконы.
Храмовая преп. Сергия, с житием. 274 X13/4 арш. Обложена старинною басмой; венчик и гривна также старинные. Самая икона носит следы реставрации, но прекрасно написанные миниатюры «жития» сохранились, вероятно, без реставрации.
Налево от царских врат икона ‘Праздники «, с надписью: «Въ л»Ьто
3P4S (7196=1688) месяца Септебрия в г (3) день отстроен бысть сей образ пресвятый праздники во образу чудотворный иконы пресв. Богородицы Одигитрию того же монастыря призр1шиемъ по обещанию строителя монаха Митрофана еже о ХрисгЬ съ братиею, въ поклонъ честна-го образа Пресвятыя Богородицы и славнаго…» Ниже написан тропарь: «Днесь весело красуется славнейший градь Псковъ* и проч,
На предыдущей иконе висит чудотворная икона Бож. Матери Одигитрии. 10 X 8 в. Убрус и цата на ней обложены жемчугом. Икона закрыта ризой, на которой выгравирована надпись: «Л^та 7158 (1650), месяца Февраля въ 5 день, месяца Мая въ 11 день и того месяца въ 12 день оть сея чудотворныя иконы оть образа Пресвятыя Богородицы Оди-гитрия из деснаго ока слезы течаху и сия икона сложена серебромъ».
В дополнение к этой статье, советую прочитать: