На углу Казанской и Петропавловской стоял некогда древний дом псковитина Ямского, в котором останавливался Петр I. После Ямского дом перешел к Трубинским, а от них к Иевлевым. В1855 году он сгорел и был перестроен, конечно, с большими искажениями. В1872 г., по случаю 200-летия со дня рождения Петра Великого, старый дом удостоился особого торжественного чествования. В1878 г. при доме еще оставался сад, с липами, посаженными рукою Петра I. От Иевлевых дом перешел к городскому голове Сутгофу, сохранявшему в своем богатейшем музее вещи, подаренные Петром I Ямскому. В музее Псковского археол. о-ва находится часть старинной мебели этого дома, а именно: стол, стул и платяной шкаф. От Сутгофа дом перешел к нынешнему владельцу, еврею Бор-хову. Теперь от исторического дома остались лишь глубокие подвалы \
Остатки угловой башни.
Прямо против дома Борхова находится площадка, несколько выдавшаяся к стороне реки. Это – остаток наугольной башни Среднего города. От нее влево идут плитяные остатки стены 1404 года, поверх коих продолжаются следы земляного Петровского больверка.
1В 3-м выпуске «Истории Рус. Иск.» г. Грабаря рисунок крыльца на стр. 294 и описание к нему на стр. 291 ошибочно отнесены к этому дому, вместо дома Мейера, на Запсковье, принадлежавшего некогда Трубинским.
Церковь свв. апостолов Петра и Павла с Бую (Петропавловский собор) (пл. IV з 6, рис. 27).
Находится на крутом, обрывистом левом берегу Псковы-реки. Настоящий храм – далеко не первоначальный, а по крайней мере третий по счету. Первый храм существовал в начале XIV столетия и, вероятно, был свидетелем блестящей победы, одержанной в этом месте князем Довмон-том в 1299 г. над Немецкими рыцарями. Доблестный князь, по словам летописи, «помощию святыя Троица, и святого Петра и Павла на берез’Ь удари на нихъ и бысть сЬча зла, якоже николи же не бывала у Пскова, и раниша самого мендеря (магистра) nonrnt… а прочий вскоре поверг-ша оружия и устремишася на б*Ьгъ, страхомъ грозы храборства Довмон-това и мужь его Псковичъ-. В1309 году посадник Борис построил плитя-ную поперечную стену как раз от Петропавловской церкви до Плоского всхода, где и поныне видны ее остатки. У самой церкви была сооружена каменная башня. Первый храм был разобран в 1373 г. и перенесен на другое место, т. е., вероятно, куда-нибудь очень близко к прежнему. В 1404 году Псковичи выстроили стену по берегу Псковы от Рыбницких ворот до Петра и Павла, вследствие чего церковь очутилась в углу между двумя стенами: набережной стеной 1404 г. и поперечной 1309 года. Остатки первой ясно были видны у самой церкви, против паперти: тут находился небольшой зеленый холмик, в основании коего видна была плитяная кладка и даже следы какого-то свода. В1912 г. эти остатки исчезли под фундаментом нового дома. Долго ли существовал второй храм-неизвестно, но в 1540 г. летопись опять упоминает о сооружении каменной Петропавловской церкви в том же Старом Застенье, где была и прежняя церковь: очевидно, что этот 3-й по счету храм был выстроен на месте 2-го; он-то и есть ныне существующий Петропавловский собор. Название «с бую* указывает на существование в этом месте кладбища, так как буями в древности назывались места погребений. Соборною эта церковь сделана в начале XVIII века. К1810 г. храм сильно обветшал, вследствие чего теплый его придел во имя Знамения Пресв. Богородицы и древняя колокольня были разобраны, а в самой церкви упразднен верхний придел св. апостола Фомы. Затем церковь неоднократно обновлялась и исправлялась.
Тип церкви-обычный Псковский. Длина ее 13 саж. 1 арш., наибольшая ширина 7 саж., высота до верхнего карниза 4 саж. 172 арш. Восточная часть имеет 3 полукруглые абсиды, из коих средняя украшена вали-ковыми разводами. Фасады имеют обычные тройные деления. На зап. и южном фасадах левые деления состоят из 3-х дуг, а правые – из 2-х; на северном наоборот: левое из 2, а правое из 3 дуг. В верхней части среднего деления западного фасада сделана нишка, в виде углубленного кокошника – очевидно, для иконы или росписи. Верхние части фасадных делений срезаны, что указывает на бывшее 8-скатное покрытие, замененное 4-скатным. Шея купола прорезана 8-ю узкими окнами, с фрон-тончиками. Карниз его украшен рядом арочек. Глава имеет луковичную форму, увенчана фигурным крестом, и – что особенно замечательно -покрыта железными листами с хорошим рельефным орнаментом.
Западная паперть разделена арочками, и каждая часть крыта коро-бовым сводом параллельно главной церкви. Внутри храма находятся 4 столба, из коих западные – 8-гранные, а восточные скруглены внизу со стороны иконостаса. Столбы соединены арками, за коими следуют ко-робовые своды. В западной части храма находятся хоры, по сторонам которых устроены особые палатки; из них в правой, южной, помещался прежде придел св. апостола Фомы; в левой стороне алтарной части этого придела видно углубление для жертвенника. Теперь здесь помещается кладовая. В левой палатке хранится архив. Иконостас сооружен в 1713 году.
В начале XVIII века, когда Петр I, готовясь к войне с Карлом XII, неоднократно посещал Псков, он останавливался неподалеку отсюда, в доме купца Ямского (ныне дом еврея Борхова) и ходил к обедне в Петропавловский собор, где читал апостол и пел на клиросе.
Иконы.
В иконостасе:
Богоявления Господня 2 У4 X173 арш. Сев. апостол Петра и Павла, в житии. 2 V2 X 2 арш. 3 в. Древняя.
Владимирской Бож. Матери. 1У2 арш. X1 арш. Древняя. Рождества Богородицы. 21/2X2 арш. 1 в. Поступила в 1710 г. из сгоревшей церкви того же имени, о чем имеется надпись над иконою.
В алтаре:
Св. апостола Фомы, бывшая храмовою в приделе того же имени. 1 арш. 5 в. X1 арш. Древняя и крайне ветхая.
На левом столпе:
Божия Матерь. 5X5. Судя по иконописи лика, весьма древняя. Пожертвована гг. Новинскими, дом коих (ныне Тильнева), находящийся вблизи церкви, был спасен этою иконою от пожара.
В притворе:
Сошествие во ад. 2X1 У2 арш.
Св. Николая Чудотворца, в житии. 2 X1 У2 арш.
Сев. Виктора, Мины и Викентия. 2 арш. X1 72 арш.
Сверх того, в ризнице хранятся: напрестольный деревянный крест, обложенный с лицевой стороны басменным позолоченным серебром; напрестольный серебряный крест с мощами и риза золотой парчи, с 90 жемчужными головками.
На колокольне два древних колокола -1532 и 1559 гг., оба с надписями.
Церковь Казанской Божией Матери (пл. IV з 6).
Находится рядом с предыдущей, в 10 саженях к югу от нее. Происхождение ее такою: выше, при описании Петропавловской церкви, сказано, что у стены 1309 г., возле самой церкви, была плитяная башня. После сооружения новой стены 1375 г. прежняя стала уже ненужной и только напрасно стесняла жителей, а потому ее стали понемногу разбирать. В 1433 году Петровские «суседи», т. е. жители данной местности, разобрали старую башню и из нее построили Борисоглебскую церковь. В1710 году эта церковь была упразднена и через 100 лет пришла в такую вет-
хость, что ее пришлось разобрать. В 1810 г. на ее месте соорудили нынешнюю Казанскую церковь, служащую ныне теплым зимним собором.
Иконы.
Казанской Бож. Матери. Древняя и особо чтимая во всем Пскове. Под иконою, на серебряной пластинке, надпись: «Фермуаръ, подаренный Александром I Елене Павловне Ефремовой, пожертвованъ на сию икону вместе сь кольцомъ сестрою ея Ольгою Моляревскою 4 сентября 1866 года». Вещи эти находятся на иконе.
Св. Иоанна Златоуста. 2 арш. X172 арш. Древняя. Поступила из Златоустова Медведева монастыря, упраздненного в 1764 г. и находившегося на Сокольей улице, близ Поганкиных палат.
Сев. князей Владимира, Бориса и Глеба. 2 арш. X 1 У2 арш. Поступила из разобранной Борисоглебской церкви. Кругом иконы житие всех трех свв. князей. Под нею выписка из Псков, летописи: «въ 1423 (ошибка вместо 1433) Петровские соседи разбивше костер старый у святого Петра и Павла, и въ томъ камени создаша церковь святый Борись и Глебъ; и тако начата разбивати всю стену къ Великой реке».
Пресв. Богородицы Троеручицы. 1 У2 X 1 арш. Под нею надпись: «Изображение сь чудотворной иконы Пресв. Богородицы Троеручицы, юже принесе изъ святыя Афонския горы архимандрить Феофилъ къ святейшему патриарху въ Воскресенский монастырь ЗРОА (1663) года октября 17 день списаннаго оть изографа обители тоя нарицаемыя Хиландаръ. Бысть же сице: въ Хиландарской обители изографу, начертавшему сей святый образъ по обычею о двухъ руцехъ Пресв. Богородицы и держащаго в объятияхъ предел чнаго младенца Господа нашего Иисуса Христа, иде въ келию на утро той изографъ пройде и виде третию руку изображену и им1звъ яко поругатися ему тожди и заглади оную руку бысть и въ 3 нощь и велика опечалися о семъ и абие глас бысть оть… изографъ не дерзай руку 3 заграждати и противитися силе вышняго Бога держа убо о мати сына Своего и Бога третию же рукою всехъ человекъ оть всякихъ бедъ и скорби избавляли-.
Казанская улица.
Остатки стены 1375 г. О них см. стр. 65-66. Дом де-Барани (пл. IV и 6).
В расстоянии 147 шаг. от дома Борхова стоит древний плитяной дом, принадлежавший в 1805 г. купцам Трубинским. Теперь он принадлежит г. де-Барани, и в нем временно помещается женская тюрьма. Дом одноэтажный, на подклети. По улице он занимает 15 ш., а по боковому фасаду 28 шагов. Внутри все переделано, но своды кое-где остались. Во дворе находятся развалины той оке самой стены 1375 г., часть коей сохранилась у Мстиславской башни и во дворе Насонкова. Можно отличить даже контуры бывшей башни – вероятно, так называемого Ку-мина костра.
Новгородская улица. Дом Ширера, бывший Гента (пл. IV и 7).
В дополнение к этой статье, советую прочитать: