По правой стороне Великолуцкой улицы, за Полицейским Управлением, идет узенький тупик по направлению к реке Великой: это бывший Кислинский переулок. Почти на средине его длины, на левой стороне, находится дом Жуковского – остаток глубокой старины. При входе заметны следы излюбленного Псковского крыльца на толстых коротких столбах. В самом доме все переделано и своды уничтожены, но остались арочные проходы между комнатами. Интересны подвалы этого дома: они громадны, под могучими коробовыми сводами. Посреди главного подвала стоит колоссальный плитяной столб, каждая из 4 граней коего имеет 2 арш. ширины. Знатоки обращают внимание на оригинальный прием перехода от коробовых сводов к аркам. Недавно под плитяным
полом подвала был обнаружен скелет. Не был ли этот дом церковью, и в таком случае не был ли его подвал усыпальницей? Но на плане, составленном Ф. А. Ушаковым, здесь никакой церкви не значится.
Остатки древнего дома (пл. IV е 9).
В самом конце Кислинского тупика, на правой стороне, стоит новый деревянный дом г. Лавриновского, выстроенный на месте древнего, принадлежавшего священнику Лучебулю.
От этого древнего дома сохранились лишь глубокие подвалы с саженной толщины стенами. Под этими подвалами был еще другой, нижний ярус подвалов, ныне наглухо заделанный.
Церковь Преполовения Пятидесятницы на Спасском подворье (пл. IV е 10, рис. 15).
Подворье принадлежит Спасо-Елеазаровскому монастырю. В книге •Прошлое г. Пскова» г. Гедимина указано, что церковь выстроена в 1494 г.
Архитектура церкви весьма простая и бедная. Длина церкви 11 с. 2 арш., ширина 5 саж., высота 4 саж. Особенностью ее служит каменное крыльцо в три пролета, на толстых столбах, с сомкнутым сводом и распалубками. На нем помещается звонница, превращенная позднейшею переделкой в шатровую колокольню. Со стороны крыльца в наружную стену церкви вделана каменная плита с надписью о погребенном здесь в 1694 г. иеромонахе игумене Варлааме. Из этой надписи видно, что в конце XVII века подворье принадлежало Великопустынскому монастырю. Церковь имеет одну абсиду. Глава увенчана фигурным крестом.
Входная церковная дверь отличается массивностью и стариною и запирается толстым деревянным засовом. Церковь состоит из притвора, главного храма и алтаря. Притвор отделен от главного храма толстой плитяной стеной с тремя пролетами; совершенно такая же стена отделяет главный храм от алтарной части. Сомкнутые своды опираются прямо на стены.
Из икон замечательны две: 1) старинный шитый образ св. Евфроси-на Псковского, основателя Спасо-Елеазаровского и Великопустынского
монастырей, 21/4 арш. X18 в., и 2) резной кипарисный образ Киевской монастырской работы, 8 X 8 в.
В глубоком церковном подвале находится колодец с чистою водой.
Романиха, Романова горка и дома Яковлева и Сутоцкого (пл. IV ж 9).
Почти против Спасской улицы, влево от Великолуцкой, идет узенький тупик – бывшая улица Романиха, выходившая прежде на Губернаторскую и только недавно перегороженная надворными строениями разных владельцев. По правую сторону тупика возвышается Романова горка, на которой стоит дом Дворянского Собрания, Здесь, при копании ямы под фундамент в 1881 г., были найдены бронзовые вещи X—XII веков, находящиеся в музее Псков, археол. о-ва. В1581 г., во время штурма Стефана Батория, здесь стояла пушка «Барс», удачные выстрелы которой произвели переполох среди засевших в Свинорской башне Поляков. Отсюда по прямой линии до Свинорской башни 300 саж. Все это пространство было когда-то обширным пустырем, почему и называлось «Полем», •Полонищем». Последнее название осталось за ним и доныне. Вовремя осады место это, вероятно, было занято редкими небольшими домишками, теперь же оно сплошь застроено. На горке находилась прежде церковь Похвалы Богородицы, развалины коей еще были заметны в 1897 г.
На углу тупика и Великолуцкой находится древний каменный дом, неизвестно когда построенный. По преданию, он долго пустовал после какого-то мора. В XVIII ст. здесь помещался арсенал; затем здание переходило последовательно к купцам Меньшикову и Паршенкову; в 1786 г. мещанин Порозов приобрел восточную 2-хэтажную часть здания, а западная одноэтажная перешла, кажется, во владение города. В начале XIX стол, эту западную часть приобрел с аукциона купец Венденбаум за 2650 руб., но затем, по-видимому, она попала в ведение казны, так как Император Николай Павлович подарил ее какому-то Драве1, с условием сохранить наружный фасад без изменений. После того западное здание почти до последнего времени принадлежало наследникам Драве, ныне
же им владеет Яковлев, поместивший в нем гончарную мастерскую. Восточною частью после Порозова владели Леоновы, а теперь она принадлежит купцу Илье Ив. Сутоцкому.
Дом в плане имеет фигуру глаголя, но обращенного влево. Нижняя или западная часть этой фигуры имеет, как сказано, один этаж, а верхняя или восточная – два. По-видимому, западная часть прежде была также двухэтажною. Под зданием находятся глубокие подвалы. Дом Яковлева узким своим фасадом (15 шагов длины) выходит на Великолуцкую улицу, противоположный же ему узкий конец примыкает к дому Сутоцкого, от которого отделен глухою капитальною стеной. Широкий фасад дома Яковлева тянется по направлению тупика (около 50 шаг.), а противоположный занят новыми пристройками. В 60-х годах прошлого столетия вход в дом был именно с этого застроенного фасада; он имел полукруглую форму и был украшен колонками, которые заметны и до сих пор. Окна узкого фасада заложены, но сохранили свои наличники; правый же широкий фасад имеет целый ряд чрезвычайно оригинальных окон, украшенных затейливыми наличниками (рис. 16). Ничего подобного не встречается на остальных гражданских зданиях Пскова, фасады коих совершенно гладки. Возможно, что в стиле этого дома сказалось Московское влияние. Дом состоит из 3-х комнат, покрытых сомкнутыми сводами с глубокими распалубками. Для входа в него нужно спросить разрешения хозяина г. Яковлева, торгующего в портерном заведении, вход в которое со стороны Великолуцкой улицы.
Что касается восточной половины, т. е. дома Сутоцкого, то она теперь перестроена совершенно заново, сохранив лишь свое древнее крыльцо; но и оно уже утратило свой характер вследствие двух позднейших пристроек по обеим его сторонам (рис. 17). Вправо от входа сохранился древний покой с массивными сводами. Толщина стен необычайна: 1 саж. и 5 вер.
Некогда дом Драве приводил в восхищение историка Костомарова. «Если бы, – говорил он, – я имел средства, .то непременно купил бы его себе и, как он есть, так бы и жил в нем, воскрешая в своем представлении глубокую старину Псковскую»1.
Как раз против описанного крыльца, в расстоянии 20 шаг. от него, находится другой дом, также сохранивший древнее крыльцо, но в остальных частях сильно переделанный. Он прежде принадлежал тем же Леоновым1, а теперь им владеет Ил. Ив. Сутоцкий, живущий в верхнем ярусе дома.
Часовня красного креста (пл. IV ж. 10).
•Красный», или «новый», крест стоял на этом месте в очень давние времена; но, когда, кем и по какому случаю он был поставлен, неизвестно. Князев (Указатель достопамятностей г. Пскова, стр. 17) приводит легенду, будто здесь когда-то было страшное кровопролитие, от которого все это место было покрыто кровью, вследствие чего и часовня получила название «Красный Крест». Иваницкий в своей автобиографии (Щукинский сборник, вып. 8, стр. 301) сообщает более подробную редакцию этой легенды, а именно: «когда Поляки Стефана Батория ворвались в пролом, то на этом самом месте они были отражены и погнаны назад. Тут, говорят, нашли церковный окровавленный крест. Вероятно, какой-нибудь священник выходил с ним, но был убит». Нынешняя часовня была выстроена помещиком Ильею Александровичем Назимовым, братом декабриста; несколько лет тому назад она перестроена заново.
По мнению Василева (Археол. указатель, стр. 9), близ «красного креста» находилась в древности -ропатая лавица». Лавица происходит от лавы, т. е. искусственно сделанного перехода чрез речку, ручей или топкое место. Такие лавы и сейчас существуют на Пскове-реке, против Мишариной горки. Василев предполагает, что по обеим сторонам лав могли строиться торговые помещения, получившие оттого название лавок и лавиц. Ропатою же в наших летописях и старинных актах называлось сначала идольское капище2, а потом слово это перешло на латинские костелы.
В дополнение к этой статье, советую прочитать: