К истории герба.
«Герб — род щита с изображением на нём знаков, присвоенных государству, городу» – из словаря В. Даля. Первые гербы появились в Европе в конце XI – начале XII столетий. Русское название «герб» уходит своими корнями именно в это время и происходит от немецкого «erbe» – наследство. Со второй половины XVII века гербы начали появляться в России. Пётр I, жалуя впервые в России почётные титулы именитым людям, велел выдавать и дипломы на
это достоинство с гербами. В царствование Екатерины II шло присвоение и создание всё новых и новых гербов. Именно она даровала в 1781 году герб г. Острову. В 1797 году вышел первый том, посвященный описанию-кодификации русских гербов «Общий гербовник». Вся история России запечатлена в своеобразной художественной летописи.
Документ: «Положение о гербе муниципального образования город Остров и Островский район Псковской области» — обоснование символики и описание герба.
Описание герба:
«В лазоревом (синем, голубом) поле на такой же оконечности серебряный город (без стены) с церковными колоколами о золотых главах по сторонам; и поверх всего растущие на зеленном острове с золотыми откосами три дуба с чёрными стволами и зеленными кронами».
Главными фигурами в гербе являются зелённый остров, делая герб гласным.
Серебро в геральдике — символ чистоты, благородства, мира, взаимосотрудничества.
Дуб означает силу, защиту, долговечность, мужество, верность. Три дуба символизируют братство, согласие, творческую силу, рост, движение вперёд.
Зелённый цвет — символ изобилия, жизни, возрождения. Чёрный цвет символизирует благоразумие, мудрость, скромность, честность и вечность бытия.
Золото — прочность, величие, великодушие, богатство.
Территориальная принадлежность г. Острова к Псковской области обозначена путём включения в герб вольной части — четырёхугольника, прилегающего изнутри к верхнему краю щита с воспроизведением в нём фигурами из герба Псковской области.
Вопросы к страничке учебника:
Что такое герб ?
Зачем необходимо знать символы города — герб?
Опишите герб г. Острова.
Уникальная находка
Н. В. Темняк, учитель истории и обществознания. Фото автора. Первомайская о/о школа
Rнашей деревне издавна жила легенда о том, то когда-то на берегу р. Утроя стояла деревянная церковь. Однажды, во время праздничной пасхальной молитвы «разверзлась земля» и церковь вместе с людьми ушла под землю.
Как известно, дыма без огня не бывает. В сентябре 2003 г. несколько вместе с учителем группа ребят отправились в экспедицию. Определили изгиб реки, о котором упоминалось в легенде, и увидели небольшой холм, заросший кустарником, возле которого, якобы, находилась церковь. Холм обследовали особенно внимательно. На одном из его склонов обнаружили выступающие из земли остатки сгоревшего деревянного сруба. Но была ли это церковь или крестьянский дом сказать, трудно.
При осмотре местности рядом с холмом мы обнаружили большой каменный крест и поначалу подумали, что крест могильный. Крест лежал на земле. Пришлось потрудиться, чтобы очистить его от песка и грязи. Оказалось, что наша находка по форме похожа на кресты, которые мы видели во время экскурсий в Печорский монастырь., Из-борск, Пушкинские Горы. Постепенно на шершавой каменной поверхности стали проступать вырезанные на камне знаки. Оказалось, что некоторые из них похожи на буквы русского алфавита, но по своему написанию сильно отличаются от
современных. Несколько знаков были совсем необычными. Прочесть надпись оказалось делом нелегким: слова на кресте не отделены друг от друга, почти отсуствуют гласные буквы.
Невозможно описать, насколько все мы были удивлены и озадачены находкой. На этом месте никогда не было кладбища. Откуда же мог появиться старинный крест на берегу реки?
Теперь предстояло искать разгадку в книгах. Все знаки мы тщательно перерисовали. В справочнике нашли образец древнерусского алфавита. Оказалось, что большинство букв на кресте полностью совпадают с его стилем.
По-прежнему оставалось загадкой: является ли крест могильным или нет?
Ответ на этот вопрос нашли в книге М. Е. Васильева «Михайловская Пушкиниана». На ее страницах описывается так называемый Крюков крест, найденный также в Островском районе. Поставлен он был в 1504 г. крестьянином Ф. Крюковым «всем христианам на поклон». Надпись в верхней части Крюкова креста полностью соответсвует надписи на кресте, найденном нашей экспедицией.
Так же, как и на Крюковом кресте, на нашей находке в центре хорошо виден аккуратно выре-
занный православный крест «на ножках». Подобно Крюкову кресту, на нашем над некоторыми буквами есть специальные значки, указывающие, что в данном месте пропущены гласные. Такое правило существовало в древнерусском языке, о чем упоминается в специальной литературе.
Никакой даты обнаружить не кресте не удалось, да ее и не может быть, если датировать крест допетровским временем: тогда даты обозначались буквами алфавита.
По-видимому, нашим далеким предком крест этот был установлен как поклонный или памятный в честь какого-либо события: победы над болезнью или избавления от стихийного бедствия.
Именно поэтому находится он на красивом песчаном берегу, между двумя деревнями: Дворня-ши и Малая Губа. Может быть раньше крест стоял на хорошо обозреваемом месте, на том самом холме, на склоне которого видны остатки сгоревшей постройки.
А откуда пошла традиция установки каменных поклонных крестов? Ведь известно, что она существует лишь на северо-западе Руси и совершенно не характерна для центральных районов страны. И снова пришлось немало потрудиться, чтобы отыскать ответ на этот вопрос.
Удалось выяснить следующее: сегодня в научном обиходе существуют различные мнения.
1. «Традиция установки крестов проникла на славянские земли в XII в.» (А. Петров).
2. Они происходят из Европы, в Византии и на Балканах ничего подобного нет. (Е. Соленикова)
3. Данная традиция имеет византийское происхождение. «Через славянский юг они попадают в стремящийся к афтокефальности Новгород, минуя Москву с ее местными оригинальными традициями (И. Шляпкин).
«Однако в любом случае, – как рассказал остро-вский краевед Ю. Ю. Журавлев, – поклонные кресты, получившие распространение на Руси были искони наполнены православной символикой. Существовали строгие каноны создания изображений на этих крестах. В самой верхней части помещалась надпись «Царь Славы».
На краях большой горизонтальной перекладины изображали имя Божие: Иисус Христос, разделяя на части – одну на левой перекладине, другую – на правой. В центре помещалось либо изображение Распятия, либо восьмиконечного древнерусского креста. Непосредственно под большой горизонтальной перекладиной была надпись: «Ни-ка», разбитая на два слога – один слева, другой справа от вертикальной оси. «Ника» в переводе с греческо-
го означает «победа». Эти символизирует Победу Христа над адом и смертью».
По такому принципу размещены и надписи на кресте, найденном нашей экспедицией. Поэтому их содержание на верхней части креста не вызывает сомнений.
Полную расшифровку надписи, по-видимому, могут сделать только специалисты по древнерусскому языку, отечественной истории и культуре.
Мы лишь можем предположить, что он установлен не позже 15-16 вв., т.к. «в 16 веке такие кресты перестали делать на Руси» (А. Петров).
О древнем происхождении памятника говорят диграфы, изображение буквицы «В» как квадрата с диагональю, титло в виде перевернутой «Ш», его схожесть с другими подобными крестами, хранящимися в собрании Псковского музея.
А мне больше всего запомнилось то чувство удивления, которое охватило всех ребят, когда мы увидели древние и непонятные знаки на Кресте. Неужели действительно этому камню 500 лет? Полтысячелетия назад оставил нам свое послание русский крестьянин. Даже имени своего не написал. Но оттуда, издалека, из глубины веков смотрят на нас наши предки. А мы задаем вопрос себе: что останется нашим потомкам от нас? Что им останется в наследство через 500 лет?
В дополнение к этой статье, советую прочитать: