Иоанно-Предтечев 2-го класса девичий монастырь находится на левом берегу Великой, против устья Псковы. Он основан около 1240 г.1 местночтимою княгинею Евфросиниею Рогволодовной, дочерью Полоцкого князя Рогволода Борисовича и теткою князя Довмонта. Мужем Евф-росинии был известный авантюрист, Псковский князь Ярослав Владимирович , предавший потом Псков в руки Немцев. Жена его приняла монашество с именем Евпраксии и основала Ивановский монастырь, в котором, по преданию, была первою игуменьей. В1243 году Ярослав пригласил ее на свидание в Ливонский городок Одемпе (Медвежью Голову), где она и была убита своим пасынком, сыном Ярослава от первой жены, Немки (8 мая). Тело ее было привезено во Псков и погребено в основанной ею обители.
. Описание этого чуда вырезано на древнем медном подсвечнике при гробнице княгини и на древнем камне, вделанном в стену придела. Местная память преподобной творится 1б-го октября. Монастырь часто терпел от вражеских нашествий, особенно в 1615 г., когда он находился в пределах расположения армии Густава-Адольфа. На чертеже Пальмквиста об Ивановском монастыре сказано: «монастырь, который служил Шведским магазином, но вследствие неосторожности был уничтожен взрывом».
Соборная церковь св. Иоанна Предтечи сложена из плиты с кирпичом, между тем как все остальные древнейшие церкви, т. е. до XVII стол., – из одной плиты. Глина, из которой деланы кирпичи, похожа не на псковскую, а скорее на белую голландскую, и сами кирпичи, по-видимому, сделаны не во Пскове, ибо имеют правильную четвероугольную форму. Храм по плану не квадратный, а прямоугольный, удлиненный от востока к западу. Восточный и западный фасады имеют трехдольные кружальные деления, с северной же и южной – четырехдольные. Арки и лопатки рисуют на фасадах внутреннюю конструкцию храма. К западному фасаду пристроена одноэтажная паперть. Над юго-западной стороной возвышается двухпролетная звонничка, четырехгранные столбики коей в средних частях скруглены. По-видимому, звонница моложе храма и могла быть выстроена в конце XIV или начале XV века. Большие окна с трех-центровыми закруглениями сделаны также позднее, ибо окна подобного типа появились лишь с конца XVI стол. Храм имеет 4 главы, из них 3 принадлежат собственно главной церкви, а 4-я – Андреевскому приделу, сооруженному вместо прежнего ветхого в 1845 г. Расположение трех глав имеет ту особенность, что большая глава приходится не посредине церкви, а ближе к восточной части, отчего храм мог казаться кривобоким. Этот недостаток сглаживается двумя остальными куполами, поставленными ближе к западной части, вследствие чего глаз не замечает указанной неправильности фигуры и получается впечатление симметрии. Кроме того, две малые главы имеют и другое, конструктивное значение.
Они служили для освещения хор, устроенных в западной части храма. Поэтому вначале в барабанах сделаны были окна; впоследствии же, с устройством Андреевского придела с северной стороны храма, последняя лишилась своих окон; взамен их расширили окна западной и южной стен главного храма; тогда количество света оказалось настолько достаточным, что окна малых куполов были признаны излишними, и их пришлось заделать. Карнизы куполов имеют такие же самые арочные украшения, в виде поясков, какия мы видим в Мирожском монастыре и у св. Софии Новгородской, Наружность храма сильно испорчена позднейшей 4-хскатной крышей. Древнее покрытие, по мнению Павлинова, было посводное; на иконе же Сретения оно изображено поарочным.
Внутреннее устройство отличается от всех других древних церквей количеством столбов: их не 4, а 6. Лишняя пара столбов объясняется тем, что собор имеет удлиненную форму, т. е. западная его стена как бы отодвинута. Все столбы круглые – тип, взятый прямо из Византии. Поверх столбов идут четвероугольные тумбы, как бы насаженные на столбы. Из этих тумб поднимаются коробовые арки и своды. Подпружные арки ниже следующих за ними коробовых сводов, что также не совпадает с обычным типом Псковских церквей, в которых почти везде, кроме Варлаамовской, устроено обратно. В западной части храма сделаны деревянные хоры. Сзади них, в стене, устроены нишки для уединенной молитвы. Очевидцы рассказывают, что в правой алтарной колонне, за иконостасом, находилась прежде потайная дверь в подвалы. Отыскать эту дверь нам не удалось.
На монастырской колокольне, строенной в 1882 году, есть два древних колокола с надписями; один лит в 1542, а другой в 1590 г.
Иконы и друг, предметы. В главном храме: а) В алтаре:
Знамения Пресв. Богородицы. 1 арш. X 13 в. Свет и поля на нем медные, чеканные, вызолоченные, а два венца с коронами, серебряные, резные, позолоченные. Венцы украшены 28 простыми разноцветными каменьями и двумя гранатами. У Бож. Матери зарукавники сребро-
позлащенные, сканой работы, с двумя такими же колечками и 10 простыми каменьями. На другой стороне иконы изображен восьмиконечный крест.
Св. Иоанна Предтечи. 1 арш. 12 в. X 1 арш. 2 72 в. Шитая по малиновому и желтому атласу золотом и разноцветными шелками. Правая рука Крестителя изображена при персях, а в левой глава его на блюде; пред ним внизу дерево и секира. По преданию, этот образ – дар преподобной основательницы монастыря. Находится в жертвеннике.
б) В иконостасе:
Спасителя, сидящего на престоле. 2 арш. X 1 72 арш. Старинная, но записанная. На ней висит серебряный вызолоченный крест, судя но надписи -1468 года. В нем часть ризы Пресв. Богородицы, пожалованная царицей Прасковьей Феодоровной своей крестнице, подьяческой жене Прасковье Ивановой.
Св. Иоанна Предтечи, храмовая. 1 арш. 14 в. X 1 арш. 7 74 в. Старинная, но записанная. Под нею, на иконостасе, надписи: 1) -По указу благоверным Государыни Царицы и Великия Княгини Параскевы Фео-доровны и по благословению преосвящ. Феофана, архиепископа Псков-скаго и Нарвскаго, а строила сей иконостасъ того жь монастыря игуменья Евстолия Ладыгина». 2) «1723 году Марта в 30 день, при держав^ Всепресв’Ьтлейшаго и Державнайшаго Петра Великаго, Императора и проч… построенъ сей иконостасъ въ церкви св. Иоанна Предтечи въ д1звичь1; монастыре». 3) «Въ 1720 г. въ MapTt м’Ьсяц’Ь въ 4 числ^ пожаловала Государыня Императрица Екатерина Алексеевна денегь 50 рублевъ на строение иконостасу. Въ томъ же Марте месяце въ 14 числе Благоверная Государыня Царица и Великая Княгиня Параскева Фео-доровна пожаловала во оной иконостасъ денегь 50 рублевъ, когда игу-мения Евстолия Ладыгина была въ Санкть-Петербурхе у Ихъ Величества ВЪДОМ»Ь».
Св. Николая Чудотворца, со Спасителем, Божией Матерью и сев. Никитой и Логгином. 2 арш. 1 в. X 1 арш. 4 72 в. Под образом надпись: «Въ 1716 г. въ Сентябре м’Ьсяц’Ь въ 12 числен будучи
Ее Величество Благоверная Государыня Царица и Великая Княгиня Параскева Феодоровна и съ Государыней Царевной Анной Иоанновной и сь Государыней Царевной Параскевой Иоанновной въ Ивановскомъ девичье монастыр-fe пожаловала на церковное строение на иконостась денегь 50 рублевъ да два покрова на Благов tрныхъ Княгинь золотныя и въ оба пришествия жаловала игумению Евстолию Ладыгину и съ сестрами довольною милостиною». Прежде на этой иконе изображен был только один св. Николай Угодник, и притом написанный неблагообразно. В 1863 г., при реставрации иконы, обнаружился другой лик Угодника, древнего письма, а также и остальные лики. Открытые изображения так и остались нетронутыми.
Божией Матери Иерусалимской. 2 арш. X 1 арш. 7 72 в. Венцы и гривна серебряные, позолоченные. В короне 332 круглых, 339 средних и 597 мелких жемчужин и 7 брильянтов.
Божией Матери Одигитрии, именуемой Старорусскою. 1 арш. 11 V в. X 1 арш. 3 в. Украшена драгоценными камнями. На иконе
в) Над гробницами:
Над гробницей преп. княгини Ефросиний – чудотворная икона Спасителя в виде полукружия, около 8 арш. в окружности. Икона прославлена чудом истечения мира в 1243 году. Возле иконы находится древний медный подсвечник с надписью о чуде 1243 г. и настоятельский жезл из черного дерева, принадлежавший, по преданию, преп. Ефросиний.
Над гробницей благоверной княгини Наталии – икона Божией Матери Тихвинской, в чудесах, также в виде полукружия, 8 арш. 2 в. в окружности, украшенная жемчугом и бриллиантами, древнего письма.
Кто такая была княгиня Наталия – неизвестно. Предание называет ее невесткою погребенной здесь же супруги св. Довмонта, княгини Марии, и женою сына ее Давида Довмонтовича. Мощи обеих княгинь не свидетельствованы.
Над гробницей благоверной княгини Марии, в иночестве Марфы, -икона сев. Стефана и евангелиста Матфея, древнего письма. 1 арш. 12 72 X арш. 10 У2 в. Была храмовой иконой в упраздненной Стефановской церкви.
Княгиня Мария, супруга св. Довмонта, была дочерью князя Димитрия Александровича, сына Невского. Овдовев, она постриглась в Ивановском монастыре, где и скончалась в 1300 году.
В приделе:
Св. Пророка Илии. 1 арш. 11 72 в. X 1 арш. 9 V2 в. Древнего письма и, по-видимому, не поновленная. Была прежде храмовою в упраздненной Ильинской церкви (Илья Сухой).
Св. Пантелеймона (за правым клиросом) 1 арш. 3 72 в. X13 74 в. Выписана из Афонского Пантелеймонова монастыря, с частицею мощей, вложенною в особый серебряный ковчежец при иконе.
Ризница:
Напрестольный серебряный чеканный, с лицевой стороны позлащенный крест, с мощами. Дар крестьянина царицы Прасковьи Феодо-ровны Игнатья Агупы.
Напрестольный крест серебряный, резной, позолоченный, с мощами.
Медный резной крест, с чеканными изображениями, так наз. Ростовский.
Три древних Евангелия.
Священно-служебные сосуды, серебряные, 84 пр., позолоченные. На потире надпись: «Подаяние вдовы л. гв. артиллерии полковницы Ольги Михайловны Фигнер, урожденной Бибиковой, в память мужа ее, отличавшегося во многих военных делах и погибшего в реке Эльбе, 1 октября 1813 года, при изгнании неприятеля из отечества». Весу в сосудах 3 ф. 69 зол.
Два покрова – один рябинового бархата, другой белого атласа -пожертвованные в 1716 году царицею Прасковьей Феодоровной и ее дочерьми, Анною и Прасковьею.
В дополнение к этой статье, советую прочитать: