28 июня, прикрывая переправу на реке Великой, Петр Харитонов встретил в небе возле Острова четверку фашистских «юнкерсов». Он врезался в их строй и сбил один самолет, затем стал преследовать другой. Он волновался, это был его первый бой, поэтому быстро израсходовал боекомплект. Экипаж фашистского бомбардировщика сопротивлялся. И тут у нашего лётчика отказал пулемёт. Неожиданно «юнкере» стал резко снижаться, чтобы скрыться у земли. Харитонов не отставал, он держался в 30 метрах от ненавистного врага. В этот момент он принял решение таранить. «Я понимал, — вспоминает П. Т. Харитонов, — что при таране мой истребитель может не выдержать, а прыгать с парашютом на такой высоте (бой проходил у самой земли) бессмысленно. Но, как ни странно, мысль о возможной гибели ни на миг не овладела моим сознанием. В этот момент я боялся только одного — бегства врага. Я подумал о Ленинграде, который верит
мне и надеется на меня, и решил: буду таранить (Военно-исторический журнал, №8). Сблизившись вплотную с бомбардировщиком, Петр повернул самолет влево и винтом ударил по хвостовому оперению «юнкерса». Тот вспыхнул и круто пошел к земле. Оставшиеся самолеты врага, в спешке сбросив бомбы, ушли на запад. Харитонову удалось посадить подбитый самолет на аэродром.
2 июля командир звена 44 СБАП старший лейтенант Павел Маркуца производил разведку войск противника. Его атаковали два немецких истребителя. Один «мессершмитт»удалось сбить. Но тут подоспело новое звено фашистских истребителей, и самолет Маркуцы загорелся. Однако летчик не свернул с боевого курса, пока не сбросил бомбы на врага. После этого он попытался скольжением сбить пламя, но все его усилия оказались напрасными. Бомбардировщик быстро терял высоту — прыгать с парашютом было поздно. Пришлось садиться на лес, в тыл врага. Пока гитлеровцы добирались до самолета, летчик успел скрыться. В лесу он встретил группу бойцов 749-го стрелкового полка, попавших в окружение. Так как командиров среди них не было, Павел возглавил пехотинцев. По пути к ним примкнуло еще немало солдат, выходивших к своим через линию фронта. Когда он с боем вывел их 7 июля из окрркения в расположение своих войск, в группе насчитывалось 312 бойцов, было вынесено два полковых знамени. За этот подвиг старшему лейтенанту Маркуце П.А. было присвоено звание Героя Советского Союза.
Шёл 14-й день войны. Подполковник А.Н. Витрук повёл группу «Илюшиных», чтобы обрушить штормовой удар по войскам и боевой технике противника в районе города Острова. Подлетая к цели, наши летчики встретили около десятка «Хенкелей-113». Не раздумывая, Витрук подал команду продолжать полет, а сам. с четверкой «ИЛов» решил принять бой. С первой атаки он зашел фашисту в хвост. Немецкий летчик резким разворотом попытался уйти вправо, но на какое-то мгновение его машина зависла в воздухе, и Витрук поймал ее в прицел. Меткий удар — и объятый пламенем стервятник рухнул на землю. В карусели боя штурмовикам удалось поджечь еще два «хенкеля». Только сейчас летчик заметил, что ранен: кровь стекала по штурвалу. Правая рука плохо подчинялась, но, напрягая силы, он продолжал атаки. За этот воздушный бой А.Н. Витрук был удостоен звания Героя Советского Союза(…)
Шестого июля 1941 года бой за город Остров достиг своего апогея. Город два раза переходил из рук в руки. За несколько суток сражения на Островском направлении немцы потеряли 140 танков и много живой силы. Но они не считались с потерями и рвались к Ленинграду. Эти дни для боевых летчиков были сверхнапряженными. По воспом-
наниям ветеранов, почти все дни июня и июля 1941 года, когда велись бои за Остров, погода стояла ясная и очень жаркая. Вылеты производились беспрерывно с раннего утра и до позднего вечера. Когда самолеты возвращались с боевого задания, их едва успевали заправить и осмотреть, как снова подавалась команда «На вылетЬ
А вот воспоминание стрелка-радиста Ивана Ильича Черевко, который служил в 205 СБАП 41-й смешанной авиадивизии: «Мне было 22 года. Воевал с первого дня войны, но недолго, как говорится, каждому свое. На 15-й день войны мой самолет (скоростной бомбардировщик) подбили фашисты, я был тяжело ранен и находился на излечении в госпиталях до 30.06.42 г. Вы спрашиваете о впечатлениях. Прошло время, многого не вспомнишь, но город Остров, как сейчас, перед глазами. 4-5-6 июля мы летали над ним и рядом. Бомбили танковые и механизированные колонны немцев на шоссе Псков-Остров, наблюдали город. Он мне казался хорошим, преимущественно одноэтажным, аккуратно спланированным. Мне нравились его прямые и чистые улицы, не знаю, прав ли я, но мне кажется, что главные улицы протянуты с юга на север. А вот 7 июля Остров был в сплошном пламени, как раз шли ожесточенные бои.в его районах. Какие еще впечатления? Приятно было наблюдать после того, как удачно сбросил бомбы, как горят фашистские танки, бензовозы и другая немецкая техника на главной артерии движения немцев — Псков-Остров».
Прошли десятки лет, но до сих пор не прекращаются поиски новых данных и сведений о жизни летчиков и их подвиге в островском небе. В этом плане большую работу провела Любовь Гавриловна Рубе-нис, которая занималась сбором материалов для «Книги Памяти», а также переписывалась с ветеранами и
их семьями. В Островском краеведческом музее также ведётся сбор информации и воспоминаний членов летных экипажей. Директор музея Петр Михайлович Гринчук, будучи еще преподавателем Мань-ковской школы, организовал поисковую группу. Ею было исследовано более 10 мест предполагаемой гибели летчиков, проведены раскопки, опрошены местные жители. Так, обнаруженные останки у деревни Юшково, по воспоминаниям жителей, принадлежали экипажу бомбардировщика 205-го СБАП. После падения самолета у одного из погибших летчиков были найдены документы. Экипаж захоронен в братской могиле вместе с погибшими танкистами в деревне Мыза Городищенского сельсовета. На обелиске указаны имена: Николай Селиванов — летчик, Сергей Молоканов — штурман, Николай Селезнев — стрелок-радист.
Еще одна братская могила находится в Подборовье Шиковского сельсовета. Там захоронены 2 летчика, отдавших жизнь за Родину 8 июля 1941 года. Вот их имена: лейтенант Михалев Иван Ефимович и старшина Морозов Владимир Андреевич. Обелиск установлен комсомольцами г. Даугавпилса.
В деревне Железово Синерецкого сельсовета находится одиночная могила, в которой захоронен неизвестный летчик.
Во время войны авиаторы проявили чудеса мужества и отваги. Настоящие профессионалы, а зачастую и совсем неопытные летчики стремились использовать любую возможность, чтобы сорвать наступление врага. Многие из них отмечены высокими наградами Родины. Другие, неизвестные герои, полегли в островской земле. Вечная им память и благодарность потомков.
Н. Ильич
По материалам краеведческого музея
В дополнение к этой статье, советую прочитать: