(Очерк истории города Острова. Продолжение)
С величайшим восторгом встречали жители города и района своих освободителей — воинов Советской Армии, которые вступили в Остров 21 июля 1944 года. Вместе с соединениями армии вернулся аппарат районного комитета партии и исполкома районного Совета депутатов трудящихся.
Несмотря на страшные разрушения и все трудности военного времени, население города и района не жалело сил и времени на то, чтобы внести свой вклад в скорейшую победу над врагом и восстановить народное хозяйство.
К 29 июля 1944 года все 153 колхоза были восстановлены. 30 июля состоялось первое районное собрание партийно-советского колхозного и хозяйственного актива, на котором рассмотрены конкретные задачи по возрождению хозяйств района и выполнению государственного плана заготовок сельскохозяйственной продукции.
В августе 1944 года была одержана первая трудовая победа — район к 30 августа выполнил план хлебозаготовок.
Начались восстановительные работы.
В городе были отремонтированы дом под гостиницу, Дом Советов и несколько жилых домов. В сентябре 1944 года начала работать средняя школа № 2 — первая школа в районе.
На 1945 год главной задачей было восстановление сельского хозяйства, в том числе льноводства. Удалось собрать из разбитой техники 18 тракторов. В районе имелось около 400 голов лошадей. Но этого было недостаточно, поэтому землю перекапывали лопатами, в качестве тягловой силы использовали коров. Семена из Острова в ряд колхозов доставлялись на плечах людей, так как транспортных средств почти не было.
Героическим трудом островичей только за 1945 год посевные площади льна увеличены более чем в 32 раза, обеспечена высокая его урожайность.
В начале 1946 года Совет Министров СССР рассмотрел итоги Всесоюзного соцсоревнования районов за высокую урожайность льна в 1945 году и признал наш район победителем в этом соревновании. Району вручено переходящее Красное знамя Совета Министров СССР, ^го была вторая трудовая победа.
В 1945 году в городе и в деревне построено 1.337 домов. На 101% выполнен план хлебозаготовок. За этот же год был выполнен план по восстановлению общественного животноводства, в том числе
план по поголовью лошадей — на 107 процентов, крупного рогатого скота — на 145 процентов, овец — на 115, свиней — на 223 процента. А каких это стоило трудов? Ведь большинство работ приходилось выполнять вручную. В новом, 1946 году, наши колхозы и совхозы должны были увеличить посевные площади зерновых по сравнению с 1945 годом на 17%, или почти достигнуть довоенного уровня. Важнейшей задачей являлось повышение урожайности всех культур.
И вот июль 1946 года. Совет Министров СССР за успешное проведение весеннего сева присудил Островскому району второе переходящее Красное знамя и денежную премию в 100 тысяч рублей.
Разрушенное хозяйство твёрдо становилось на ноги. Высокая оценка советским правительством труда жителей Островщины наложило на районную партийную организацию, советские органы, специалистов сельского хозяйства, всех трудящихся района особую ответственность за дальнейшее выполнение всех плановых показателей.
В 1946 году проведена большая работа по восстановлению промышленных предприятий, учреждений просвещения и здравоохранения, по улучшению жилищных условий трудящихся. Были восстановлены Островский льнозавод, кирпичный завод «Коммунар», на 86% по сравнению с 1945 годом возрос выпуск продукции промкомбината. К 1 января 1947 года восстановлено или построено 59 школ, в том числе 4 неполных средних и одна средняя, три клиники и районная больница на 115 коек, Рубиловская больница на 20 коек, рентгеновский кабинет, три колхозных дома. К этому времени уже было построено 2313 доимов колхозников, в городе капитально отремонтировано 3960 кв. метров жилплощади, восстановлено 1.120
За 1945 и 1946 годы в колхозах района было построено 2.213 жилых домов — столько семей сельчан покинули землянки.
По восстановлению и развитию хозяйства района большую помощь оказало государство. За 1945-46 годы было заведено и распределено по колхозам 243 лошади, 1.161 корова, 1.927 овец. Колхозы, МТС и совхозы района получили от государства только в 1945 году: автомашин — 118, тракторов — 16, молотилок — 27, а также жнейки, сенокосилки и другую технику. За два года отделом соцобеспечения было выплачено 1 миллион 316 тысяч рублей в виде пособий и более 1,5
миллиона рублей в виде пенсий. Много денежных пособий было выплачено одиноким матерям, потерявшим мужей на фронтах Великой Отечественной войны.
Эта большая забота государства улучшала материальные условия трудящихся, помогала восстанавливать разрушенное хозяйство, вдохновляла ост-ровичей на трудовые успехи. А в целом это закладывало основу для дальнейшего развития хозяйства города и района.
И закипела работа
Война есть война. Она требует не только искусства в стратегии и тактике, но и оперативности. При вынужденном отступлении мы старались сдерживать врага, в том числе и посредством нарушения переправ. При наступательных операциях, наоборот, стремились внезапными, зачастую дерзкими ударами не дать противнику разрушить дорожные артерии. Все это было оправдано.
Прорыв немецкой обороны «Пантера» был хорошо подготовлен, в ходе наступления войска стремились помешать противнику нарушить перепразы и дороги. Продвижение наших войск после прорыва обороны врага было напористым и на Островском направлении, немцы вынуждены были списаться бегством. И все же они надеялись закрепиться, удержать это стратегическое направление на Прибалтику. Чувствовали они и другое — отступать придется, поэтому и в Острове заранее были заминированы висячие мосты, основные подходы к городу.
И все же при бегстве из Острова они успели взорвать висячий мост, перекрывавший левую протоку реки Великой. Нашим частям удалось спасти второй мост, через правую протоку.
Наш 14-й Военно-дорожный отряд 1-го военно-дорожного управления прибыл в г. Остров 15 августа 1944 года и сразу же двумя ротами приступил к подъему и капитальному восстановлению взорванного моста. При техническом обследовании выяснили, что при взрыве пролет моста вместе с цепями разделился на три части, и все это упало в воду. К тому же на левом берегу и на островке были взорваны так называемые колодцы, где в земле закрепляются концы цепей.
На левом берегу работали солдаты* роты старшего лейтенанта Кудрявцева, а с острова подъем вели солдаты моей роты. Кроме этого, нашей роте было приказано обеспечить объект круглым и пиленым лесом. В роте работала походная пилорама.
Посланная мною разведка доложила, что строевой лес можно заготовить только на территории
Самоотверженный труд замечательных наших тружеников — рабочих, инженерно-технических работников, земледельцев, животноводов, специалистов сельского хозяйства, нашей интеллигенции, большое внимание и забота нашей партии и правительства, особенно к районам, которые подверглись временной оккупации, позволили к 1950 году восстановить разрушенное войной хозяйство Островского района, а по некоторым показателям и превзойти довоенный уровень.
Н. Ефимов
Латвии. Заготовили, но привезти не смогли — шофёр первой же автомашины, грркенной лесом, по дороге к Острову был убит из засады. В первые недели и месяцы после освобождения тех мест в лесах скрывались местные националисты и немцы, попавшие в окружение. Нам не ставилась задача их уничтожения, поэтому лес мы начали заготавливать близ г. Опочка и сплавляли его плотами по реке Великой.
В городе и окрестных деревнях с помощью местных жителей, в основном, умудрённых житейским опытом стариков, удалось найти необходимые нам лебедки, полиспасты и металлический трос, брошенные немцами при отступлении.
Работа закипела с первых же дней в 2 смены по 12 часов. К началу сентября были восстановлены в первоначальном виде анкерные колодцы. Пролетные строения поднимали из воды домкратами и полиспастами с лебёдками. Был сделан деревянный портальный кран высотой 14 метров, в котором использовали трофейную балку с построенного немцами деревянного моста через реку Великую. Он находился в двух километрах выше по течению и был сожжен немцами при отступлении, но сгорел не полностью.
К концу сентября упавший в реку мост был поднят и поставлен на подмостки. В октябре приступили к удалению поврежденных при взрыве и падении частей моста и постановке новых, изготовленных на заводе в городе Ленинграде. Моя рота работала в Острове на мосту до18 октября, после чего по приказу была передислоцирована в город Псков, где два военно-дорожных отряда 1-го ВДУ восстанавливали взорванные немцами городские мосты через реки Великую и Пскову. Мост же в Острове закончила восстанавливать рота старшего лейтенанта Кудрявцева в конце октября —» начале ноября 1944 года.(…)
А Ширяев,
инженер-майор в отставке «Островские вести», 21 июля 1994 г.
В дополнение к этой статье, советую прочитать: