Социально-экономические и политические изменения, которые претерпел Псков в XVIII—XIX веках, отразились на внешнем облике города. В течение почти трех четвертей XVIII века в Пскове не строились новые здания, в особенности крупные каменные. Приходили в запустение и многие старые дома XV—XVII веков. Упадку города содействовали большие пожары, опустошавшие целые районы Пскова не менее пяти раз только за XVIII столетие. Особенно губительным был пожар 1710 года, когда сгорел почти весь город. От этого пожара сохранились лишь Троицкий собор с архиерейским домом и несколько домов на Запсковье и Завеличье.
Только в последней четверти XVIII века правительство начало уделять внимание благоустройству одного из древнейших центров Руси.
Внешний облик Пскова XIX века определен плавом города, составленным еще в конце XVIII века. Первый вариант плана был готов в 1774 году. Он предусматривал перестройку города, постройку казенных и публичных зданий (канцелярия воеводского дома, лавок и т. д.), а также спрямление улиц.
Окончательный вариант плана был утвержден Екатериной II 16 июня 1778 года.
Сохранилось несколько вариантов плана. Изучение их показывает, что город был разделен на 101 (в некоторых планах 100) квартал. На план нанесены все важнейшие сооружения (церкви, казенные здания, ворота и т. д.), сохранившиеся к тому времени, и обозначены районы строительства новых казенных и частных зданий.
Древний город опоясывали стены, и поэтому план 1778 года предусматривал расширение границ Пскова путем освоения «застенных» территории.
Большое место в плане занимает проект застройки За-величья. Здесь предусматривалось сооружение вала, который должен был стать границей города.
Судя по плану, расширение города предусматривалось еще и за счет включения в черту Пскова слобод и ближних деревень.
План 1778 года намечал благоустройство старого центра Пскова: строительство каменного Гостиного двора,
перепланировку центральной площади у кремля и другие важные изменения.
Анализируя ход строительства в XIX веке, можно прийти к выводу, что всякая серьезная перестройка или перепланировка отдельных его частей и города в целом ориентировалась на план 1778 года.
Вскоре после утверждения плана правительство утвердило в 1781 году герб города: «В голубом поле барс, и над ним из облак выходящая рука».
Важным источником для изучения истории развития города в XIX веке является описание Пскова, составленное в 1805 году по распоряжению псковского губернатора Я. И. Ламсдорфа. Желая упорядочить устройство губернского города и уточнить сведения о его налогоплательщиках, Ламсдорф велел составить перечень домовладельцев с указанием их сословия, характера принадлежащих им строений и сумм ежегодного налога в пользу города.
Одновременно город был разделен на пять частей. В черту города вошли десять слобод: Петровская, Выпол-Зова, Алексеевская, Панова, у Великих ворот, у Гремя-чих ворот, у Ильинских ворот, у Мироносицкой церкви и т. д. Каждому дому в описании 1805 года присваивался номер.
Из описания видно, что в городе было 1145 домов, в том числе каменных 78, остальные деревянные или полукаменные. Упоминаются также 92 лавки и 58 усадебных недостроенных мест.
В описании нет перечня улиц города, но он имеется в хранящемся в отделе картографии Государственной Публичной библиотеки имени М. Е. Салтыкова-Щедрина в Ленинграде плане Пскова 1821 года со слободами. В этом плане перечислены 25 улиц и переулков: Трубинская, Казанская, Новгородская, Архангельская, Сергиевская, Полицейская, Плоская, Воскресенский переулок, Егорьевская, Аки-мовская, Великолукская, Поганкин переулок, Златоустов-ская, Ивановская, Губернаторская, Средняя, Образская, Посникова, Нарвская, Воскресенская, Спасская, Ильинская, Богоявленская, Успенская, Козьмодемьянская.
В течение последующих лет XIX века город расширился. На карте 1859 года имеется 27 проездов. К 1890 году вместо 101 квартала обозначено уже 118.
Непрерывно происходило не только увеличение числа улиц, но и их переименование. На плане 1859 года мы
встречаем Рижскую, Новоникольскую улицы, Александровскую набережную.
В ряде случаев мы можем указать время переименования. Так, известно, что в 1888 году Продольная улица переименована в Княже-Владимирскую, а Богодельницкая в Ольгинскую.
Сравнивая карты 1821, 1859 и 1890 годов, можно видеть, как менялся облик города. На карте 1821 года указано 18 городских ворот: Варламовские, Ильинские, Гремячие, Никольские, Петровские, Сергиевские, Златоустовские, Великие, Свинузские, Покровские, Егорьевские, на Взвозе, Плоские, Власьевские, Рыбницкие, Казанские, Труперхов-ские, Темные. На карте же 1890 года отмечены лишь 12: Плоские, Власьевские, Варламовские, Великие в Крому, Спасские, Ильинские, Никольские, Баториевские, Георгиевские, Великие, Сергиевские и Петровские.
Характерной особенностью Пскова было обилие церквей: в XIX веке их число превышало 50. Из общественных зданий с ними могли конкурировать только всевозможные питейные заведения, которых в 1887 году здесь насчитывалось 175!
Подавляющее число городских домов было одно- или двухэтажными. В 1846 году город имел 2 трехэтажных и 466 двухэтажных домов.
Важной проблемой Пскова было сообщение между различными его частями. Особенно много неприятностей жителям доставляло отсутствие прочного моста через реку Великую. Существовавший в XIX веке плавучий мост неоднократно срывался ледоходом, и это ставило город в тяжелое положение. Так, 23 ноября 1887 года ледоход сорвал мост и на целую неделю отрезал Завеличье, где находилась больница, от центра и Запсковья. Вопрос о постройке надежного моста через Великую ставился в продолжение нескольких десятков лет!
В XIX веке изменился облик многих улиц. Это было связано с уничтожением одних и сооружением других зданий. В XIX веке построены многие казенные и общественные здания, частью сохранившиеся и поныне: губернская гимназия (ныне школа № 1), Мариинская женская гимназия (школа № 8), городская больница (ныне областная, на Завеличье), пожарное депо и полицейское управление, городской водопровод, вокзал и другие. В городе появились
памятники героям обороны от войск короля Стефана Вато-рия, а также императору Александру II, снятый после революции.
К началу XX века внешний облик Пскова резко отличался от того, что представляет собой город в настоящее время. Почти не изменились лишь вокзал и немногие здания в центре. Вместо современной Вокзальной улицы существовал запущенный проезд, через который попадали на центральную магистраль — Кахановский бульвар (ныне Октябрьский проспект), где заметно выделялось огромное кирпичное здание казарм Иркутского полка 24-й пехотной дивизии. В этом перестроенном здании ныне располагается крупнейший в области машиностроительный завод. Вблизи казарм находилась печально знаменитая на всю Россию каторжная тюрьма. На Кахановском же бульваре стояли слесарно-механические мастерские Штейна, на основе которых вырос Электромашиностроительный завод.
Кахановский бульвар кончался у крепостной стены. За нею, как бы продолжая бульвар, начиналась Сергиевская улица. На пересечении ее с Губернаторской улицей (ныне улица Некрасова) находилась лютеранская кирка, отчего Сергиевскую иногда называли Немецкой улицей.
В нынешнем Доме Советов размещался кадетский корпус. Достопримечательностью Архангельской улицы (ныне улица Ленина) являлся четырехэтажный дом купца Чернова — один из крупнейших в Пскове. В этом доме в 1900 году жил В. И. Ленин. Вблизи дома Чернова стояла водокачка и сохранившееся до сих пор здание почты — на Великолукской (иыне Советской) улице. На этой же улице стоит двухэтажное здание бывшего городского полицейского управления.
К началу XX века в городе было более 50 улиц, площадей, переулков, 45 церквей, 4 монастыря, 7 часовен. Проводившиеся ежегодно 34 крестных хода являлись также одной из достопримечательностей дореволюционного Пскова.
Заботясь о «духовной» жизни горожан, власти значительно меньше внимания уделяли благоустройству Пскова. Газеты тех дней постоянно печатали критические статьи о водоснабжении, канализадии, освещении, антисанитарии и других «узких» местах города.
В дополнение к этой статье, советую прочитать: