Около трех десятилетий назад на страницах газеты «По ленинскому пути» (старое название «Островских вестей») прошла серия публикаций А. Экка. Их автор, архитектор по профессии, немало потрудился на ниве островского краеведния и внес в него неоценимый вклад, он оставил уникальные материалы, которые в той или иной степени вошли во все последующие разработки по истории Острова. Сегодня никто уже не ворошит подшивки многолетней давности, а пожелтевшие от времени вырезки из газет со статьями Альберта Экка хранятся разве что в краеведческом музее да у кого-либо из горожан. А потому предлагаемая публикация стнет для многих маленьким открытием.
А Экк, архитектор
Островские керамиды
Едва ли не самой главной достопримечательностью древнего Острова являются знаменитые керамиды, украшающие церковную главу Никольского собора. Это небольшие зелёные керамические плитки с рельефными изображениями, относящиеся ко времени соорркения собора, то есть к XVI веку.
В XVI веке в Пскове и его пригородах ведётся крупное строительство военно-оборонительных, гражданских и культовых сооружений. В это время Псков направляет в разные концы России множество мастеров, оставаясь проводником передовых
методов и техники в строительстве. В церковных сооружениях Псков сохраняет форму одноглавой церкви с четырьмя внутренними столбами. Строятся и бесстопные церкви с перевешивающимися арками. В декоративную обработку фасадов церквей, наряду с традиционными кирпичными трёх-частными поясами, вводятся керамические пояса из поливных плит. Такие керамические пояса с надписями-«летописями» о построении церкви украшали главки церквей и обычно завершались поливными плитами-кокошниками. Нередко керамическое убранство церквей завершалось поливной черепицей на маковицах церковных глав. Замечательным образцом керамического убранства древних псковских церквей являются остатки керамического пояса Островского Никольского собора, выполненного в 1543 году.
Керамический пояс Никольского собора состоит из надписи-«летописи», выполненный из крупных плит с зелёными глазурованными буквами превосходного рисунка. Надпись обрамлена муравлёными валами. Сохранилась она не полностью, но ещё в начале века можно было прочитать следующее: «Храм Николы сооружён при Великом Князе Иване Васильевиче в 1542 году Старосте церковным Ларвоне Левонтеев да Михаила Кузмин Кюрила Григорьев сын Иван сес.сове…». Над надписью находился сплошной пояс из небольших глазурованных плит. Все плиты одного размера (25×36 см) и имеют одинаковые рельефные изображения. На этих плитах, покрытых зелёной глазурью, рельефно изображена арка на витых колонках, над которой возвышается пятиглавый храм, обрамлённый орнаментом. Дубовые ветви орнамента образуют завитки, в которые вписаны реальные и фантастические животные и птицы. В верхних углах каждой плиты помещены пёс Цербер и двуглавый орёл. Разгадать смысл изображённого на плитах очень трудно, но детали его характерны для псковского декоративного искусства XVI века и, надо полагать, были хорошо понятны древним острови-чам. Бот эти великолепно оформленные и обожжённые рельефные плитки, покрытые зелёной глазурью, и называются керамидами.
Островские керамиды, кроме несомненных художественных достоинств, представляют большой
исторический интерес и нерешенную до сих пор научную загадку. Дело в том, что если в Острове мы видим их в качестве декоративных элементов, то далеко отсюда, в мрачных пещерах Псково-Печёрского монастыря, мы неожиданно встречаемся с ними в качестве… могильных плит. Правда, знакомая нам керамида составляет здесь только центральную часть надгробной плиты и окрркена надписью, сообщающей имена и даты смерти тех, кто погребён в пещерах монастыря. Таких плит здесь очень много, ими отмечены погребения служебных дворян и воинов-участников Ливонской войны, павших за рубежом.
Но каким образом известная нам по Острову керамида стала частью надгробной плиты, не изменив при этом ни размеров, ни рельефа? Ответ на этот вопрос был получен после детального изучения способа изготовления керамид. Оказывается, их изготовляли при помощи разборных форм, то есть так, как печатали первые книги. Вырезанные на деревянных досках формы зажимали в одну раму и оттискивали на сырой глине. При этом главной являлась форма с изображением арки и пятиглав-ного храма, окрркённого орнаментом. Она, как нам известно, могла формироваться и обжигаться отдельно и представила собой декоративный элемент для украшения фасадов церквей.
Мастера, изготовлявшие керамиды, несомненно, были знакомы с первоначальной типографской техникой печатания книг с досок. Но первые печатные книги в Москве появились в начале пятидесятых годов XVI века, тогда как островские керамиды датированы 1543 годом, а первые монастыре-
кие — даже 1530 годом. В связи с этим возникло сомнение в приведённом выше способе изготовления керамид, впервые высказанном ещё в тридцатые годы крупнейшим советским специалистом по изразцам А. Филипповым. Но сомнение отпадает, если вспомнить, что книгопечатание с досок началось в странах Западной Европы с конца XIV века и, несомненно, было известно в Пскове, который имел с этими странами широкие культурные и экономические связи.
Удалось установить имена мастеров, изготовлявших островские керамиды. При реставрации Никольского собора в Острове на обратной стороне одной из плит удалось прочесть: «плотник сей ображец резал Давыд», «Тимоха печник». Слова эти были процарапаны до обжига по сырой глине отформованной плиты. Эти же имена были обнарркены и на керамидах подземного некрополя Псково-Печёрс-кого монастыря. Обнаруженные на керамидах подписи не только доносят до нас имена замечательных древнерусских гончаров, но свидетельствуют о хорошо налаженном массовом производстве изразцов на древней Псковской земле в XVI веке.
По своим художественным достоинствам керамиды являются драгоценными памятниками древнего декоративного искусства. В них нашли отражение наряду с местными художественными особенностями и черты складывавшегося единого древнерусского искусства. Кроме того, прогрессивный для того времени способ изготовления керамид представляет интерес для историка, изучающего развитие древнерусского ремесла и техники.
Псковские гончары славились в XVI веке не только изготовление архитектурной керамики, но и массовым производством сосудов различной формы, печных изразцов и других керамических изделий. Центром керамического производства, вероятнее всего был Псков, но возможно, что оно было развито и в его пригородах. Сохранившиеся в Острове и Псково-Печёрском монастыре одинаковые керамиды позволяют предположить, что они были изготовлены в Острове, а изготовившие их мастера — «резчик Давыд» и «Тимоха печник» – были ос-тровичами.
Михайлов погост.
К наиболее древним памятникам истории и культуры Островской земли можно отнести церковь Михаила Архангела, датируемую XV веком. Исторических сведений о ней известно крайне мало, а большинство островичей возможно даже не подозревают о ее существовании.
В стороне от дорог, в тихом заброшенном уголке на берегу двух рек, этот храм, разрушаясь, медленно уходит в небытие. Хочется верить, что однажды вопрос о его восстановлении встанет на повестку дня также, как сегодня он встал о Спасо-Казанском монастыре в Острове. А пока – материал к восстановлению истории погоста и церкви Михаила Архангела.
А.Б. Стасюк, инженер-строитель, краевед.
Само место строительства храма, стоящего вдали от населённых пунктов, может показаться странным. Между тем, в средневековье оно было довольно оживлённым. Здесь в реку Великую впадают сразу три её притока: Утроя, Кухва и Веда. В древности Псковский край был покрыт сплошными непроходимыми лесами, и основными путями были реки. Летом по ним добирались на челнах, зимой – по льду. Истоки трёх указанных притоков находились в пограничных с Ливонией землях. По ним через волоки можно было выйти в реки Прибалтики. Раньше, когда леса ещё не были вырублены, полноводность рек была больше, и суда поднимались по ним до водоразделов, где затем разгружались вручную или с помощью конной тяги и перетаскивались через волок в соседнюю речку. Так в старину осуществлялось большинство торговых перевозок. До наших дней сохранился древний каменный крест в селении Во-лочно Пыталовского района – на месте бывшего волока в верховьях Утрой. Такие кресты ставили
Погост Кухва, расположенный на левом берегу реки Великой при впадении в неё реки Кухва, больше известен под названием Михайловского. Точная дата возведения древнего каменного храма Михаила-Архангела неизвестна, но если судить по архитектуре, его относят к концу XV века.
на всех важных участках торговых путей. По Vt-рое и Веде не ходили в дальний торг, но зато по ним можно было легко попасть в соседние прибалтийские города. Не случайно в приграничном храме Михаила – Архангела хранилась довольно редкая для псковских церквей реликвия – католический крест из чёрного дерева. Это мог быть дар торговых людей.
На берегах реки Веды найдены славянские поселения X века – времени Киевской Руси. Тогда их жителям почти ничего не угрожало, но это длилось недолго. В 1202 году был учреждён Ливонский орден, и на Псковскую землю двинулись отряды немецких рыцарей. Первый историк г. Острова протоиерей Н.А. Панов записал древнюю легенду, в которой говорится, что река Веда была одним из путей вторжения вражеских армий. Непроходимые леса мешали не только торговле, но и военным походам. Так, ливонцам приходилось
грузить свои ладьи с оружием и снаряжением, тагцить их к реке Великой и далее на штурм Пскова и Острова. Видимо, в устье Веды происходили первые стычки псковской рати с крестоносцами. Об этом свидетельствует название деревни на правом берегу Великой – Коломница. Название это древнее, относящееся к XIII – XIV векам, обозначает кладбище или захоронение. Так народ сохранил память о месте погребения павших воинов. Свои грабительские набеги орден продолжал в плоть до 1510 года.
В дополнение к этой статье, советую прочитать: