Леонид Васильевич Михайлов родился 3 марта 1906 года в Ленинграде. Окончил 4 класса начальной школы, затем в течение десяти лет работал пастухом в деревне Шестоково Калининской области. В Советской Армии с 1928 года. В 1932 году окончил Ленинрадскую Военно-теоретическую школу летчиков, а в 1933 году – Энгельскую военную школу летчиков. Служил в одном из бомбардировочных авиационных полков Ленинградского военного округа. Участник советско-финской войны 1939-1940 годов. Совершил 74 успешных боевых вылета на бомбардировку укреплений линии Маннергейма и войск противника. Был награждён орденом Красного Знамени. В Великой Отечественной войне участвовал с первых дней.
Полёты и учёба
По окончании Энгельской авиационной школы Леонид Михайлов получил назначение в 10-й авиационный полк. Он несказанно обрадовался, узнав, что служить ему придется под Ленинградом, а это значит, что он сможет часто бывать в родном городе, где ему все было знакомо с детства. Но его надеж-
ды часто бывать в Ленинграде, посещать театры, музеи и просто бродить по улицам не осуществились. Много времени и сил требовала служба.. Ревностно отдаваясь служебным обязанностям, Леонид Михайлов в 1937 году стал командиром эскадрильи, которая за короткое бремя вышла на одно из первой мест в полку. А с тех пор, как полк получил самолеты СБ, «эмка» все реже и реже
привозила капитана Михайлова и его товарищей к семьям: нужно было как можно быстрее освоить новые бомбардировщики. Однако не только материальная часть занимала слркебное время летчиков. Командир эскадрильи установил твердый порядок: если нет полетов, проводится командирская учеба. Изучались тактика боя, инструкции, уставы. Особенно внимательно он относился к подготовке молодых пилотов, недавно выпущенных из летных школ, а те в свою очередь старались перенять у «стариков» их опыт. «Старики» отличались от молодежи не только высоким летным мастерством, но и славой боевых командиров, добытой в сражениях с врагами Советской Родины. Их мужество, храбрость и воинское умение принесли эскадрилье капитана Михайлова славу лучшей в полку.
Он штурмовал линию Маннергейма
Во время советско-финской войны капитан Михайлов, участвуя в прорыве «линии Маннергейма» сделал семьдесят четыре боевых вылета. Это было в морозную зиму 1939 – 40 года. Морозы досаждали тогда всем: пехотинцам, артиллеристам, танкистам, саперам, но летчикам казалось, что тяжелее вех приходится им. Ведь если на земле стояла сорокаградусная служа, то на высоте в три-четыре тысячи метров было еще холоднее. И ни унты, ни свитера, ни меховые комбинезоны не помогали. Совершать полет в таких условиях можно было, лишь обладая величайшей самоотверженностью.
Однажды полку было приказано нанести удар по скоплению вражеских войск на железнодорожной станции. Занаряжен был полк, хотя в обычных условиях для выполнения поставленной задачи достаточно было эскадрильи. Командование понимало, что такое задание под силу далеко не каждому пилоту. Ведь лететь предстояло в сильный мороз, при котором не запускались даже автомашины.
В воздух сумела подняться только эскадрилья капитана Михайлова. Командир повел свою «девятку» на небольшой высоте. В такую погоду противник никак не ждал появления советских бомбардировщиков. Бомбы точно легли в цель. Железнодорожные эшелоны и станционные сооружения – всё было охвачено вихрем огненных взрывов. Противник был настолько ошеломлен, что даже не смог открыть зенитный огонь.
За все время боевых действий на Карельском перешейке в эскадрилье не было потерь, многие летчики были отмечены правительственными наградами, а командир награжден орденом Красного Знамени.
Первые дни войны
В тот день, когда началась война, 22 июня 1941 года, эскадрилья капитана Михайлова пере-
базировалась на другой аэродром, расположенный неподалеку от Луги. Отсюда начались боевые вылеты в Прибалтику, где 8, 11 и 27-я армии Северо-Западного фронта вели ожесточенные бои с вторгшимися в пределы нашей страны фашистскими полчищами. Под мощными ударами крупных танковых и моторизованных соединений группы армий «Север> наши войска отступали, неся большие потери в живой силе и технике.
Во главе своей эскадрильи капитан Михайлов бомбардировал вражеские переправы, колонны гитлеровцев на марше, скопления эшелонов противника на узловых станциях. В результате упорного сопротивления частей Красной Армии и ударов советской авиации противник, потеряв много боевой техники, вынужден был приостановить продвижение. В первых числах июля, произведя перегруппировку, его бронетанковые части из Даугавпилса перешли в наступление на Резекне — Остров -Псков-Лугу по наикратчайшей прямой к Ленинграду.
Я иду за Гастелло
Было это 4 июля. Эскадрилья Михайлова получила боевое задание бомбардировать колонну танков противника, двигавшуюся по шоссе Резекне-Ост-ров. В 10.00 по сигналу ракеты бомбардировщики один за другим поднялись в воздух и, пробив облака, собрались в «девятку». На борту флагманской машины, кроме комэска, находились штурман эскадрильи капитан Гаврила Васильевич Левенец и стрелок-радист старший сержант Иван Дмитриевич Шереметьев. Справа шел СБ заместителя командира эскадрильи капитана Михаила Андреевича Живолупа.
Летчики обнаружили цель. В направлении на Остров по шоссе ползла колонна фашистских танков и автомашин. Вся эта гигантская черно-зеленая бронированная армада шла на Ленинград.
По команде ведущего эскадрилья легла на боевой курс. Неожиданно советские бомбардировщики были атакованы шестеркой истребителей противника. Девятка СБ плотным строем продолжала приближаться к цели. Воздушные стрелки меткими очередями отбили атаку, сбив при этом два «мессершмитта». Теперь на пути бомбардировщиков встали разрывы зенитных снарядов. Зенитки сосредоточили огонь на машине ведущего. От прямого попадания ее подбросило вверх. За бомбардировщиком потянулась трасса черного дыма, сквозь который пробивалось багровое пламя. Однако он по-прежнему оставался в строю и вел эскадрилью на цель. Следом за ведущим отбомбились по колонне все летчики эскадрильи.
…Сквозь дым, расплывшийся над шоссе, Живолуп наблюдал остатки разгромленной колонны. Уце-
левшие танки по полю обходили воронки, груды поверженных машин и снова строились в колонну. И вдруг он увидел, как горящий СБ командира круто изменил курс в сторону скопившихся вражеских танков.
- Живолуп! Принимай командование, — передал по радио открытым текстом комэск. — Я иду за Гастелло!
Михаил понял: бомб больше нет, горящий самолет является для экипажа последним средством, чтобы преградить путь врагу. Таран! Он увидел, как огромной огненной стрелой СБ вонзился в скопление танков, как высоко взметнулось яркое пламя, опередив на какое-то мгновение грохот взрыва, содрогнувшего окрестности…
Совершив прощальный круг над местом гибели героического экипажа, капитан Живолуп повернул эскадрилью на обратный курс.
22 июля 1941 года капитану Л. В. Михайлову было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Приказом министра обороны СССР от 7 января 1959 года Герой навечно зачислен в списки 1-й эскадрильи Н-ской гвардейской авиачасти.
Место подвига — обозначено
Летом 1975 года ребята отряда «Поиск» из Дау-гавпилсского мебельного комбината занимались розыском места героической гибели экипажа капитана Михайлова.
Расспрашивая жителей окрестных сёл и деревень, расположенных в 15 – 20 километрах юго-западнее города Острова Псковской области, они дошли до деревни Рубеняты, где узнали, как это случилось. Оказалось, что жители деревни в начале войны наблюдали гибель советского самолета. Среди обгоревших обломков они тогда нашли останки лётчиков. Их перевезли на ближайшее кладбище в деревне Федосино и захоронили в братской могиле.
9 июля 1975 года ребята раскопали останки само-
лета СБ: кусок обшивки фюзеляжа, обломки остекления фонарей кабины штурмана и другие детали. В акте специально созданной комиссии было сказано: «Комиссия считает доказанным, что наземный таран по фашистской мехколонне действительно был совершен у переправы через приток реки Великой — Березку в 8 км южнее Острова, в районе Шлыковой горы и что останки экипажа захоронены в годы войны на Федосинском братском кладбище. Имена погибших должны быть обозначены на могиле с возданием воинских почестей».
А. ЗАЙЦЕВ,
генерал-майор авиации запаса,
профессор Военно-воздушной академии
имени Ю. А. Гагарина
«По ленинскому пупш», 23 февраля 1988 г.
В дополнение к этой статье, советую прочитать: