8 ноября 1892 года стараниями причта Троицкого собора была открыта ещё одна, Галичанская церковно-приходская школа, переведённая затем в село Сандровское, что в шести верстах от храма. Учителем Закона Божия консистория назначила туда выпускника духовной семинарии. Третьей приписанной к Троицкому собору церковно-приходской школой стала Войковская, расположенная от него в восьми верстах. Законоучителем там с 14 октября 1895 года стал сам настоятель Николай Панов (через два года его сменил родной сын Владимир).
«Псковские епархиальные ведомости» в седьмом номере за 1896 год на пяти страницах подробно рассказали, как в воскресенье 4 февраля в Острове торжественно чествовали настоятеля Троицкого собора в связи с предстоявшим 25-летием его службы священником. Островское духовенство преподнесло юбиляру икону Святой Троицы, соборный причт – икону святителя Николая, прихожане-поздравительный адрес и «наперсный, каменьями украшенный крест». В адресе отмечалось, что стараниями
пастыря украшены, расширены и приведены в самый благолепный вид снаружи и внутри Николаевский и Соборный храмы города, введено прекрасное и стройное хоровое пение, улучшается кладбище…,
9 июня того же 1896 года по ходатайству епархиального начальства «за-заслуги по духовному ведомству» священник Николай Панов был возведён в сан протоиерея, а 3 февраля следующего года «в награду прослужения с особенным усердием 12 лет сряду в должности благочинного» пожалован орденом Святой Анны 3-й степени. В связи с введением в Империи казённой продажи водки повсеместно создавались Попечительства о народной трезвости,’ 13 ноября 1897 года епископ Антонин назначил благочинного Панова депутатом от духовенства Островского уездного Комитета этого Попечительства. Судя по Памятным книжкам Псковской губернии, там он состоял все десять лет до перехода на пенсию. Как депутат от духовенства, Панов заседал в Островском уедцном земском собрании с 27 января 1899 года по 16 октября14900 года. Два десятилетия, тоже до ухода на пенсию, он был одним из восьми обязательных директоров Уездного отделения Попечительного комитета о тюрьмах.
Высокое положение в уезде не мешало Панову продолжать работу в школах. Восемь лет с 1900 года он преподавал Закон Божий в Министерском железнодорожном училище и в начальной народной школе, открытых на станции Остров. После многолетних усилий благотворители Острова учредили Попечительное общество о Доме трудолюбия, и 19 сентября 1900 года городр-кая дума избрала Панова членом Совета этого общества, заботившегося о бедняках и нищих. 4 сентября 1903 года при Доме трудолюбия открыли начальную народную школу, в которую поступили 32 ученика. Панов до 1909 года был в ней законоучителем.
Многообразные обязанности и возраст давали себя знать. Перед своим 60-летием он подал прошение об отставке и указом Псковской духовной консистории от 2 декабря 1908 года был «уволен за штат» При этом протоиерей Панов оставался членом Попечительного совета при Доме трудолюбия, а в 1910 году вновь был назначен председателем Островского отделения Епархиального училищного совета.
Деятельная натура Николая Александровича не позволяла ему оставаться без большого дела, и он взялся за литературно-краеведческий труд. Рукопись своей большой книги под названием «Описание города Острова и его уезда» Панов представил на рассмотрение Псковского церковно-исторического археологического Комитета. На заседании 8 июня 1911 гада Комитет решил издать книгу за свой счёт, а «протоиерея города Острова Н. А. Панова во внимание к высоким научным достоинствам его труда» избрать почётным членом Комитета.
Вероятно, этот труд показался автору и издателям слишком громоздким, особенно описание близкого сердцу Панова Троицкого собора. Оно было выделено, значительно расширено и опубликовано отдельно. Так в первой половине 1912 года появилась «Летопись Троицкого собора г. Острова Псковской губернии», изданная в Пскове на средства Комитета. На ста страницах книги приведена не только 120-летняя история храма, нр и перечислено всё, что находилось в нём (иконостасы, алтари, богослужебные книги и сосуды…). 30 страниц заняли краткие биографии священников и других клириков, служивших со времени основания собора. Последние 22 страницы посвящены кладбищенской Мироносицкой церкви и домовому храму Валуевых в селе Же-ребцове, приписанных к Троицкому собору.
Основной частью тиража на правах издателя распоряжался Комитет. 4 сентября 1912 года на его заседании зачитали благодарственное письмо Кирилло-Мефодиевского братства от 30 мая за два экземпляра этой книги. Тогда же хранитель Церков-но-археологического музея сообщил о пожертвованиях почётного члена Комитета протоиерея Н. А. Панова. От него поступили в музей: «1) Пистолет роскошной французской работы с золотой насечкой, украшенный гербом. 2) Сабля с французской надписью 1812 года. 3) Чугунное литое изображение старца, читающего книгу. 4) Деревянная небольшая ваза с гербом. 5) Гипсовое изображение И. Христа, 3 апостолов, воинов, стерегущих гроб Господен, и прочих лиц. 6) Хрустальная чаша с изображением вечери (в футляре)». Очевидно, Панов увлекался и коллекционированием.
В 1913 году островская типография Фуфаевой отпечатала остальную часть рукописи Панова под названием, несколько отличавшимся от первоначального: «Летопись г. Острова и его уезда Псковской губернии. (Материалы к истории г. Острова и его уезда)». Сведения по Троицкому собору не вошли в эту книгу, и только на странице 223-й сделана отсылка на предыдущее издание Таким образом, обе книги представляют собой единое, неразрывное целое. И всё-таки новая книга составила солидный том в 416 страниц с четырьмя вклейками (видами города) и семью иллюстрациями по тексту.
Книга оправдывает название «Летопись», так как её последняя, самая большая часть в 234 страницы с подзаголовком «Материалы к истории г. Острова и его уезда» год за годом сообщает о событиях в жизни города Скромным термином «Материалы» автор выразил надежду, что будущие исследователи воспользуются ими для составления более обстоятельной истории островской земли. Это пока не случилось, и работы протоиерея Панова по-прежнему остаются крупнейшим источником для краеведов. Газета «Псковская жизнь» за 13 марта 1914 года высоко оценила труд Панова.
В «Памятной книжке Псковской губернии на 1913-1914 годы» отмечено, что председателем Казанского общества трезвости состоял тогда протоиерей Николай Александрович Панов, а руководителем общества был его сын – священник Владимир Николаевич Панов. Общество называлось Казанским, так как было учреждено в 1902 году при Казанской женской общине. Эту общину 17 августа 1897 года основал в селе Екатерининском помещик Павел Симанский, имевший там домовую церковь во имя Нерукотворного образа Христа Спасителя. Село находилось на левом берегу Великой, напротив Троицкого собора. 15 июля 1907 года община преобразовалась в Спасо-Казанский женский монастырь.
Владимир Панов родился в Острове 19 июня 1873 года, окончил Псковскую духовную семинарию в 1894 году, служил псаломщиком в погостах Чирски Псковского уезда и Веретье Островского уезда. 18 июня 1900 года он был рукоположен в священники Образской церкви при Казанской женской общине и с начала нового учебного года переведён законоучителем из Войковской в Казанскую церковно-приходскую школу. В ноябре того же года его назначили постоянным членом и делопроизводителем Островского отделения Епархиального училищного совета. Позднее он преподавал Закон Божий в Островском реальном и в городском 4-классном училищах, стал благочинным, членом островских благотворительных организаций. На его средства были учреждены две стипендии (в прогимназии и в городском училище). 8 июля 1907 года на колокольню Свято-Казанского монастыря был поднят самый большой колокол, отлитый на деньги, собранные по его почину к 5-летию Казанского общества трезвости.
Таким образом, Николай и Владимир Пановы оставили заметный след в истории Острова.
Н. Ф. ЛЕВИН, псковский краевед
В дополнение к этой статье, советую прочитать: