Гора Володчина, на которой был построен пригород Владимирец, находится в Сонинской волости, в 50 верстах от уездного города Острова. Вершина горы в длину имеет 54 сажени [115 метров], в ширину — 29 саженей [62 метра], по форме четырехугольная. Подошва горы продолговатая, вершина выровнена, обрыта по окружности валом. Протяжённость его от востока к западу составляет 56 саженей [120 метров], а с юга на север 31 сажень [66 метров], ширина вала 21/2 сажени [5,3 метра]. Вход в городище с севера. Внешние укрепления насыпного вала сохранились и поныне: на востоке в углу находится насыпной курган, возвышенный не более как на сажень, в виде батарейного укрепления, а на южном склоне в настоящее время сверху вниз образовался ров, имеющий от вершины до подошвы горы 31 сажень [66 метров]. Внизу, в основании рва, был колодец, ныне засыпанный землею. В прежние времена к колодцу-тайнику, из которого брали воду, был замаскированный тайный спуск со сводами из плиты. На западе же располагался открытый спуск с каменными ступенями. Плиты, как от тайника., так и от ступеней в конце XVIII столетия были употреблены на постройку колокольни церкви святителя Николая. В настоящее время [1913 г.] городище стоит на открытом месте, но существует предание, что в древности оно было окружено с трёх сторон болотистым лесом. В 89 саженях от городища протекает река Лиственка, получившая свое на-
звание от того, что её берега покрыты лиственным лесом.
[Обращают на себя некоторые элементы сходства Владимирецкой крепости с древним Избор-ском. Как во Владимирце, так и в Изборске покровителем пригорода был святитель Никола. Аналогичен и тайный спуск от крепостной стены к колодцу в основании крепостной горы, в обоих случаях использован один приём: наклонная ступенчатая траншея, длиной около 40 метров покрыта сводом из плиты, который сверху замаскирован дерном. За стенами изборской крепости у входа в неё был поставлен белостенный Никольский собор. Нечто подобное можно ныне видеть и во Владимирце. Белостенная Никольская церковь стоит у подьема на городище. Очевидно, что и древняя деревянная церковь свт. Николы стояла именно на этом месте. Никола «ратный» нередко был охранителем русских крепостей].
1. ИСТОРИЯ СРЕДНЕВЕКОВОГО ВЛАДИМИРЦА.
Пригород Владимерец построен псковичами на рубеже своих владений, для защиты от нападений своих соседей — братьев новгородцев. [Не стоит уделять противоречиям между псковичами и новгородцами слишком много внимания. Во второй половине XV века и те и другие уже одинаково входили в зону влияния московского князя. Хотя столкновения псковичей и новгородцев и имели место в истории, но они были достаточно редки, эпизодичны, не носили такого ожесточённого характера, чтобы для защиты от них создавать це-
лыи укрепраион на юго-восточных окраинах Псковщины и среднем Повеличье. Ни история Владимирца, ни Выбора, ни других крепостей этого края не сохранила свидетельств нападения на них новгородцев, в то же время она изобилует примерами противостояния этих крепостей литовским и немецким ордам. Здесь прослеживается тенденция обезопасить Псковскую землю от постоянной внешней опасности, угрожавшей самому её существованию. Можно утверждать, что Вла-димирец стал связующим звеном в единой цепи русских крепостей Псковщины и Новгородчины, проходящей вдоль ставшего уже к тому времени общим - русско-литовского пограничья. С запада на восток на этой линии стояли псковские крепости: Вышегородок, Красный, Велье, Воронич, Врев, Котельно ( после 1428 г. его сменил Выбор), Вла-димирец, Дубков. Далее на восток её продолжали новгородский Вышегородок, Дедовичи. Ещё восточнее, вплоть до самой Ловати, шли непроходимые болота].
[Псковский летописец об основании пригорода Владимерца говорит так:] «Того же году 6970 (1462) псковитяне заложили другой новый городок на Володчине горе и нарекли Володиме-рец, и в нем поставили церковь святого Николая, которую тогда же и освятили» (Историческое описание г. Пскова и пригородов Ильинского, ч. 1, стр. 33). Другой летописец говорит так: «Того же лета 6970 (1462) заложили псковичи иной городок на Володчине горе и нарекли его Володимерец… того же лета и церковь поставили св. Николая и освятили». По летописям видно, что Владимирец вновь построен псковитянами в 6970 году на том же месте, где и древний находился (Истор. Опис. Пскова и его пригородов, Ильинского, ч.1, стр. 9-10). [За более глубокую древность городища говорят общие его черты. Такие особенности как: высокий холм 30-40 м, земляной вал, окаймляющий его вершину — сближают Владимирец с городищем Коложе, построенном не позже XIV века. Довольно редко встречающийся в русской фортификации замаскированный спуск к потайному колодцу — копия того, что можно видеть в крепости Изборс-ка на Жеравьей горе — постройки 1302 г. и в Копорье — 1297 г. Кроме того, надо отметить, что дерево-земляные укрепления такого типа во второй половине XV в. не имели большой ценности в связи с широким распростронением к этому времени осадной артиллерии. Распространенная летописная форма «новый городок» означает не что иное, как ремонт и обновление старого городища. Исходя из этого, можно утверждать, что значительное укрепленное поселение существовало на Володчине горе задолго до 1462 года.
Оно могло сильно пострадать во время очередного вражеского нашествия, подобно Котельно, сожженному Витовтом в 1426 году. За недостаточностью средств для обустройства серьёзных современных оборонительных соорркений псковичи в 1462 году ограничились лишь обновлением прежних стен].
По словам В.Н.Татищева [пересказавшего так называемую Иоакимовскую летопись — произведение, носящее в значительной степени литературно-компилятивной характер], Иоаким Новгородский епископ, писавший [по данным В.Н. Татищева] российскую историю прежде Нестора, открывает, что Славен князь, правя во Фракии и Иллирии по краю Адриатического моря и по Дунаю, оставив за себя сына Бастарна, «пошёл к северу и великий град создал, и в свое имя Сла-венск нарёк… По устроении Великого града умер Славен князь, а по нем владели сыновья его и внуки много сот лет. И был князь Вандал, владея славянами, ходя всюду на север, восток и запад морем и землею, много земли до морского побережья завоевал и, народы себе покоря, возвратился во град Великий. По сем Вандал послал на запад подвластных своих князей и свойственников Гордорика и Гунигора с великими войски славян, руси и чуди. И сии, шедше, многи земли повоевав, не возвратились, а Вандал разгневался на них и земли их от моря до моря (г. Татищев под сим разумеет море Балтийское и озеро Ладога) себе подчинил и сыновьям своим передал. Он имел три сына: Избора, Владимира и Стол-посвята. Каждому из них построил по единому граду и их именами нарек». Посему г. Татищев заключает, что построен Изборск, «который у сарматов Кунигард и Шуя именован»; город Владимир во имя Владимира, «что в области Псковской ныне называется село Владимирец, где древний вал видим, и в древних писцовых книгах город или пригород именован. [(Продолжение цитаты из Татищева) Столпосвята града неизвестно, только два села знаемы: Столбово на реке Тихвинке...; другое на реке Тверце меж вышнего Волочка и Торжка, Столп именуемое... Был у меня как-то несколько дней монах Ниловой пустыни (на Столобенском озере Новгородской губернии), и я его спросил, почему озеро Столобенс-ким называется, а он мне сказал, что против острова оного лежащий пригород Осташков ранее от князя Столбов именовался, а после князь Владимир Андреевич, дав оный воеводе своему, переименовал в Осташков]».
[Владимирец мог получить свое название от имени князя, правившего в Пскове во время основания этого пригорода (1462 г.). Правда, демократичные псковичи не настолько чествовали своих
князей, чтобы именами заезжих правителей называть города; как исключение можно назвать присутствие в топонимике имен только таких великих князей, как святые Ольга, Довмонт, и, возможно, св. Владимир. Правивший в 1462 году во Пскове князь Владимир Андреевич был назначен великим князем Василием Темным против воли псковичей. Этот князь Владимир был ими нелюбим, и вскоре, сразу после смерти Василия Темного, последовавшей в том же 1462 году они с позором изгнали этого наместника, выпросив у Москвы звенигородского князя Ивана Александровича.]
Но не служил ли этот городок пристанищем Владимиру, [сводному] брату Вячки, княжившему некогда над Лотиголой? [Латигола или латгалы — племена восточной части нынешней Латвии. Единокровный брат Вячко — Владимир, точнее Вой-цех, был сыном полоцкого князя Бориса от его второй жены — католички прусского рода Свен-тохи. Нет никаких оснований говорить о пребывании Войцеха на Псковщине. Скорее всего он был убит в отрочестве вместе со своей матерью во время восстания полочан против засилья иноверных пруссов и поляков в 1217 г, мечтавших извести других, православных сыновей Бориса (в том числе и Вячко) и подчинить себе всё Полоцкое княжество. В любом случае Войцех не мог бы найти пристанища у дружественных князю Вячко псковичей. Скорее речь здесь могла бы идти о псковском князе Владимире Мстиславиче — брате новгородского князя Мстислава Удалого, княжившего в то же время — в начале XIII века. Но надо отметить, что положение его во Пскове было очень непрочным. Он то правил во Пскове, то перебегал в немецкую Ливонию к своему другу Рижскому епископу, будучи тестем епископова брата Дитриха; то снова возвращался во Псков. Подобным бесславным образом вёл себя и его сын Ярослав, сдавший немцам в 1240 году Изборск, помогший овладеть Псковом. Наследие подобных правителей не могло закрепиться на Псковской земле].
В дополнение к этой статье, советую прочитать: