подчинении окажутся недавние школьники, и сейчас лучше понимаешь своих учителей: сколько было с нами забот и проблем. Спасибо им за терпение, спасибо за то, что создали такой спецкласс. О своем профессиональном выборе не жалею — буду летчиком, как и отец. А друзья станут морскими офицерами, они оканчивают Калининградский военно-морской институт. Желаю всем нынешним курсантам военно-морского класса сохранить своё братство, внимательнее быть к близким и родным людям».
За время существования специализированного класса из гимназии в вузы МО и МВД поступило более 40 человек.
Если в 90-х гг. оборонно-массовая работа в школах носила в целом спонтанный характер и зависела лишь от желания отдельных педагогов, то с 2000 года ситуация меняется в лучшую сторону.
Толчком к возрождению, можно даже сказать, взлёту движения юных патриотов в районе стала военно-спортивная игра «Зарница». Её проведение возобновилось в 2000 г. по инициативе городских властей. Игра проводится в 2 этапа: в феврале и мае, причём весной участники выезжают за город. Для ребят двухдневная жизнь в загородном лагере — это романтика, удовольствие, новые знакомства. Для взрослых — это большие материальные затраты из городского бюджета и заботы о безопасности. Но эти затраты и заботы окупаются, как говорится, с лихвой: с каждым годом «зарнич-ников» становится больше, нет ребёнка, который не мечтал бы и на следующий год оказаться в школьной юнармейской команде. В последней «Зарнице» — это был зимний этап, проходивший в феврале 2005 года, участвовали команды из 16 образовательных учреждений района, всего более 140 детей. Подготовка к игре — это тоже целый комплекс полезных для физического и нравственного становления подростка дел. Участие в ней даёт возможность ребёнку доказать свою самостоятельность, проявить сноровку, ловкость, готовность прийти на выручку товарищам, проверить себя «на прочность» в нестандартной ситуации. А умение действовать в экстремальных условиях — необходимость, продиктованная временем. Участники игры не только становятся выносливее физически, но и учатся тому, что может понадобиться в любую минуту, вплоть до оказания медицинской помощи. Кроме того, «Зарница» знакомит детей с такими профессиями, как спасатель, пожарный, военнослужащий, медицинский работник, т.е. осуществляется то, что мы называем профессиональной ориентацией.
По инициативе Комитета по молодёжной политике при Администрации г. Острова вновь стали проводиться февральские декады и месячники, посвященные Дню защитника Отечества, встречи.
с ветеранами и военнослркащими ВС РФ. Интересными, зрелищными, эмоциональными являются городские конференции, посвященные героическим датам из истории нашего Отечества: 60-летию снятия блокады Ленинграда, 15-летию вывода советских войск из Афганистана, 85-летию комсомола и др.
В День Победы пришлось услышать удивлённые возгласы гостей Острова: «Жаль, что у нас такого Поста рке давно нет!». Эти слова вырвались у них при виде ребят, несущих Почётный караул у памятников погибшим воинам. Почести павшим -это и дань уважения нашим предкам, и святая традиция нашего народа. Кому как не сегодняшним детям её сохранять и продолжать?
К прежним традициям добавляются новые: ежегодно в день гибели островских подпольщиков в Тишинский лес отправлялись ребята из детской организации «Седьмое измерение» (школа №7), а в сентябре 2003г. в Поход Памяти вышла уже целая колонна учащихся города и района, организованная Комитетом по молодёжной политике при Администрации г. Острова.
Традиционными для школ Островского района стали Линейки памяти островских молодогвардейцев, которые проводятся в декабре, и мероприятия, связанные с подвигом 6-й роты псковских десантников (март).
Ещё больше военно-патриотическая работа в районе активизировалась в связи с празднованием 60-летия освобождения г. Острова и 60-летием Великой Победы. Используется самый широкий спектр форм и методов работы. В каждой школе можно найти стенды и уголки, посвященные этим знаменательным датам. В 7-й проводятся встречи с ветеранами, защищаются творческие работы школьников, которые регулярно публикуются в местной печати, в Первомайской создаётся фонотека воспоминаний свидетелей войны «Голоса истории живые», видеотека по истории Воорркённых Сил, во Влазовской создаются компьютерные презентации, посвященные истории Великой Отечественной войны. Открываются новые музеи и экспозиции в уже существующих («Шаг в бессмертие», «Партизанское движение», «В Островском небе 41-го года» — Пальцевская, Горайская школы, Островская гимназия), проводятся игры, конкурсы, викторины, встречи, операции («Помоги памятнику», «Ветеран живёт рядом», «Салют, Победа!» «Офицер-профессия героическая» и др. — школа № 4, Калининская школа), готовятся совместно с сельскими Домами культуры внеклассные мероприятия по военно-патриотической тематике (Ру-биловская, Воронцовская, Первомайская ОУ), оформляются подборки краеведческих материалов (Ши-ковская, Заборовская школы, школы №1, №.3, №7 и др.).
В Рубиловской средней школе вновь воссозданная пионерская дрркина носит имя выпускника, Героя Советского Союза Николаева Ивана Николаевича. Наверное, это единственное детское объединение в районе, которое поддерживает живую и регулярную связь со своим Героем — Иван Николаевич живёт в Киеве, от него приходят письма, открытки, воспоминания о минувшем.
Для рубиловских пионеров из отряда «Искорка» обычным делом является помощь соседям-ветеранам, причём не только по праздникам. Как не прийти к Жиленко Антонине Николаевне из дер. Елены? Она ведь не просто бабушка Тоня, а участница Ленинградской блокады, пулемётчица. Ей надо помочь и дрова заготовить, и в саду порядок навести. А ещё с бабой Тоней можно вместе песни спеть — ещё те, советские, из её военной юности.
Старшие школьники ухаживают за обелиском, установленном в дер. Перевоз. Они знают: в братском захоронении покоятся и те, кто погиб в 1941,защищая деревню, и те, кто освобождал её в 1944, и те, кто умер в немецком концлагере. И если на соседних зданиях видны следы граффити (постарались те же школьники), то на территории захоронения в любое время порядок, ухоженность, живые цветы. Значит, не поднимается рука у нашей, казалось бы, бесшабашной молодёжи на святые для всех могилы.
Без всякого бумажно-официального отчёта понятно: вот это и есть результат того, что называется «военно-патриотическим воспитанием».
Совсем недавно, в простом крестьянском труде и без лишних громких слов становились гражданами своей страны ученики той же Рубиловской школы Николай Савлук и Артём Васильев. Теперь, пройдя «горячие точки», не всегда той страной обласканные, они хорошо понимают слово «долг» и слово «надо».
«Встречи с этими ребятами заменяют десятки официальных мероприятий и дежурных слов о любви к Родине, к своим близким — нужно просто видеть, как слушают молодых односельчан наши ученики», — говорит Марина Алексеевна Столярова, вожатая Рубиловской школы.
Одной из новых форм работы является создание детских общественных объединений военно-патриотической направленности. В 2001 г. в Первомайской школе был создан отряд «Долг» — первоначально лишь для подготовки к игре «Зарница», а затем, когда стало понятно, что подобная деятельность ребятам интересна, отряд стал действовать на постоянной основе. Кроме традиционных для такой детской организации дел, появилось совершенно новое: удалось не только установить связь с юными гвардейцами из далёкой Сибири, но и провести совместный летний палаточный лагерь в июле 2004 г. Дружба между ребятами из различных регионов России продолжается по сей день. Партнёрские отношения установились у ребят из отряда «Долг» и с Островской гимназией: деревенские школьники неоднократно посещали библиотеку, музей гимназии, присутствовали на церемонии принятия торжественной клятвы курсантами военно-морского класса. Знакомство продолжилось во время ответного визита гимназистов, в ходе игры «Морской бой» и дружеского чаепития. Во время поездки в Москву, в Музей Великой Отечественной войны, вместе с ребятами из «Долга» были и несколько их новых друзей из Островской гимназии.
Тесное сотрудничество установлено и с сельским Домом культуры, разработан единый план работы Первомайской школы и СДК по подготовке к празднованию 60-летия Победы. Как правило, такое взаимодействие характерно для большинства сельских школ и сельских ДК.
В 2004 г. в гимназии также была создана молодёжная военно-патриотическая организация «Молодые Росичи». Её целями являются привитие подросткам чувства чести, долга ответственности за судьбу своей Родины; воспитание патриотов своего Отечества на основе исторических традиций; укрепление здоровья обучающихся.
Итак, накопленный образовательными учреждениями города и района опыт показывает, что военно-патриотическая работа интересна, увлекательна, необходима для молодёжи. Нужно отметить, что такого рода деятельность была бы невозможна без реальной поддержки со стороны местных властей, Управления образования, командования воинских частей, расположенных на территории района. Не было случая, чтобы такие офицеры, как полковник В.В.Головач (в\ч356ОО), подполковник В.П. Матвеев (29-й отдельный полк РЭБ), офицеры гарнизона «Веретье» А.С.Тимощук, В.В. Тюрин, А.Н. Уланов, СИ. Князев не откликнулись на просьбу о помощи, будь то подготовка летнего лагеря для подростков, организация экскурсии или проведение занятия для «зарничников».
В каждой школе сложились свои традиции и приоритеты патриотического воспитания. Воссоздаются и обновляются утраченные формы деятельности. Наряду с проверенными временем появляются нетрадиционные, яркие, современные методы.