«Патриотизм—это теснейшая взаимосвязь личности, общества и государства», — эта слова Ф.М. Достоевского, к сожалению, были забыты в начале 90-х годов теперь уже прошлого века. Понятие «патриот» в те годы оказалось немодным и невостребованным, как и вся система воспитания, существовавшая в учебных заведениях. Ненужными и ошибочными признавались деятельность пионерской и комсомольской организации. Сейчас можно сколько угодно говорить о стандартности и несамостоятельности советского молодёжного движения, но необходимо отдать им должное: эти организации отражали детские интересы, позволяли детям и подросткам приобрести полезный для жизни опыт, сохранить романтику и творческий задор на долгие годы, и, что самое важное, воспитывали чувство гордости за свою страну.
Вместе с исчезновением детских организаций в большинстве школ фактически сошла на нет и военно-патриотическая работа. Средства массовой информации утверждали, что она приводит « к милитаризации сознания, оболваниванию молодёжи, росту национализма» и т.д. Прекратили своё существование созданные многими ^поколениями школьников и педагогов музеи и комнаты Боевой славы, перестали проводиться военно-спортивные соревнования, были утрачены шефские связи с воинскими подразделениями.
Сегодня, положа руку на сердце, давайте признаем — низкий уровень патриотизма, гражданского сознания современной молодёжи — это не её собственный выбор и не её^вина, а результат системного разрушения молодежной и детской государственной политики. Уничтожив старую систему воспитания, государство на протяжении десятилетия так и не смогло выработать его новую философию и идеологию. Те, кто работал с детьми, оказались в сложной ситуации выбора: нужно было либо принимать ответственное решение и самостоятельно вырабатывать воспитательную концепцию для своего образовательного учреждения, либо «плыть по течению», ожидая указаний «сверху».
Одним из тех коллективов, которые явились подвижниками, инициаторами создания нового типа воспитательной системы, по праву можно считать коллектив средней школы №4.
Стержнем системы воспитания в этом образовательном учреждении стали военно-патриотические традиции, заложенные в советское время. Здесь ещё в1997 году, то есть до принятия Закона РФ «О воинской обязанности и военной слркбе»(1998 г.) и Программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации (2000г.) были организованы кадетские классы.
Алексеева Марина Анатольевна, директор МОУ №4, отмечает:
«Огромную роль сыграл тот факт, что школа расположена на территории военного городка Ост-ров-3 и, следовательно, большую часть учеников составляют дети из семей военнослужащих. По существу, это был социальный заказ, т.к. по примеру родителей выпускники нередко стремились и стремятся поступить в военные вузы, где требуется усиленная подготовка по математике, физике, физической культуре.
Однако без желания педагогов школы, самих учащихся создание кадетских классов стало бы невозможным. Администрация школы осознавала трудности, с которыми неизбежно придётся столкнуться при организации совершенно новой системы обучения и воспитания — это и отсутствие нормативно-правовой базы, и недостаток финансирования, и необходимость поиска квалифицированных специалистов для ведения спецпредметов.
Опыта деятельности подобных учебных заведений на территории Псковской области не существовало, поэтому наш коллектив можно назвать поистине пионерами-первооткрывателями. Школа получила статус областной экспериментальной площадки. Городские власти, Управление образования г. Острова помогли решить финансовые вопросы.
Самые добрые слова благодарности необходимо сказать в адрес командования в\ч 35600: это наши бессменные шефы, лучшие помощники в любом начинании, участники всех школьных праздников. Без их помощи идея создания кадетских классов вряд ли воплотилась бы в жизнь».
Сегодня существует целостная система работы: отбор в кадеты происходит после 7 класса по желанию ребёнка, без какого-либо ограничения. Нередко среди тех, кто носит кадетскую форму, можно увидеть девочек. Мотивы, по которым подростки приходят в кадетский класс разные: это и желание разнообразить школьную жизнь, улучшить свою физическую подготовку, и следование примеру своих друзей или совету родителей.
Кадеты отличаются от остальных учащихся не только своей формой, но и особым режимом: утренняя зарядка, построение и подведение итогов по понедельникам, увеличенная учебная и физическая нагрузка. В 10-11 классах осенью и весной проводятся однодневные полевые выходы, ночные стрельбы. Здесь на практике ребята демонстрируют практические навыки, полученные при овладении спецпредметами, среди которых автодело, рукопашный бой, овладение стрелковым оружием. Необходимо отметить, что вместо уроков ОБЖ в кадетских классах преподается такой предмет, как технология допризывной подготовки. Некоторые занятия проводятся в учебных классах в\ч 35600, используется материальная база войсковой части. В отличие от большинства своих сверстников, островские кадеты не понаслышке знакомы с боевой техникой.
Но не в подготовке профессиональных военных видят смысл своей работы педагоги школы. « Наша цель — воспитать в ребёнке прежде всего личностные качества, которые помогут ему в дальнейшей жизни», — говорит Н.В.Кишкина, долгое время проработавшая преподавателем военной истории.
Насколько эта цель претворяется в жизнь, можно судить по эпизоду, рассказанному М.А. Алексеевой: «Я посмотрела на наших детей в День освобождения Острова, когда они несли Почётный караул у памятника погибшим. На июльском солнцепёке стояли не специально подобранные по такому случаю кадеты, а те из ребят, кто на данный момент оказался в городе, не уехал в отпуск. И в их глазах я увидела понимание важности того, что они делают. Ни один не отказался, не сослался на неотложные дела, не опоздал. Ни один из них не задал вопрос: «А почему именно я должен это делать?» Б тот момент я ещё раз поняла, что все трудности, которые пришлось преодолеть, не напрасны».
Педагоги утверждают, что с тех пор, как открылись кадетские классы, в школе исчезли серьёзные правонарушения. Многие родители признают, что, обучаясь в кадетском классе, дети стали более серьезными, дисциплинированными, самостоятельными, повзрослели нравственно. Все без исключения кадеты — активные участники школьных мероприятий. Каждый из них совершенно по-новому открывается как личность. Иногда в учебном процессе у ребёнка есть трудности — и он начинает себя чувствовать второсортным, ни на что не способным. Так происходит в большинстве учебных коллективов, но только не у кадетов. Здесь каждый из детей компенсирует свои недостатки проявлением каких-то достоинств: будь то успехи в спорте, умение играть на гитаре, или способность вовремя пошутить в трудную минуту. В кадетских коллективах нет изгоев и отстающих — может быть, поэтому из кадетских классов нет желающих уйти, зато всегда есть желающие туда поступить. В них получают навыки социализации те дети, которые почему-то не нашли пока свое место в кругу сверстников.
Есть в школе ещё одна категория учащихся, носящих военную форму не только в учебное время. Это воспитанники в\ч 35600 подростки, заботу о которых взяла на себя армия и Администрация г. Острова. Семьёй для ребят стал армейский коллектив, а уютным домом — казарма.
У выпускников четвёртой школы не существует иллюзий по поводу армейской слркбы: с ней они соприкасаются каждый день. Но не иссякает поток желающих поступить в военные вузы. Всего же за время существования кадетских классов, как нередко шутит руководитель кадетского отделения Кушниренко А.П., «нашими выпускниками, ставшими профессиональными военными, запросто можно укомплектовать командные должности в\ч 35600».
В 2004 г. администрация школы №4 отчитывалась о ходе эксперимента при Государственном Управлении образования и науки Псковской области. Было отмечено, что подобного типа учебного заведения в области больше не существует, модель школы с кадетскими классами уникальна, и вряд ли возможно её повторение на базе других школ.
Б мае 2004г. на областном конкурсе молодёжных организаций «Лидер XXI века» Дмитриева Таня, ученица 10 класса, представляла Программу детского общественного объединения «Кадет». Её выступление настолько понравилось всем присутствующим, что девушку в зелёной кадетской форме долго не отпускали со сцены. Дети и взрослые задавали самые различные вопросы о жизни кадетов. Для них стало открытием, что в нашей области существует такое подростковое объединение и такая форма работы с детьми.
В 1999г. 10-й и 11-й специализированные военно-морские классы начали функционировать в Островской гимназии. Цель их создания, как подчёркивает заместитель директора по военно-патриотической работе Е.А. Сурядный — отбор кандидатов в военные учебные заведения МО РФ, оказание ребятам помощи в выборе военного ВУ За. Действует договор о сотрудничестве между гимназией и БИТУ.
Класс состояит из двух отделений, во главе которых назначены наиболее ответственные и подготовленные ребята. Для курсантов введена единая форма одежды. Каждый урок начинается с построения класса по отделениям, доклада командира преподавателю, приветствия, осмотра внешнего вида курсантов.
Добрыми традициями стали здесь торжественное Посвящение в курсанты с принятием клятвы, поездки в гарнизон «Веретье», шефство над мемориалом Т.А.Апакидзе и Аллеей Памяти погибшим в Чечне, разбитой рядом со зданием гимназии.
Среди первых курсантов были Юра Емельянов, Алёша Лисицын, Сергей Бородин, Ренат Шамсутди-нов, Алеша Киселев, которые получат офицерские погоны в год 60-летия Победы. Приезжая в отпуск, ребята обязательно идут к своим бывшим наставникам и учителям. «Глядя на сегодняшних гимназистов, вспоминаем, какими мы были 5 лет назад, — говорит Алексей Лисицын, выпускник 2000 г. — Вспоминаем наши проделки, смешные или не очень смешные случаи из жизни. Скоро в нашем