Икона св. Троицы (видна на рис. 10), находится на зап. стороне второго правого столпа, считая от входа. Икона древняя и, вероятно, была местною в одном из прежних храмов. Украшена богатым серебряным окладом, с драгоценными камнями. Посреди, в четвероугольном очертании изображены три странника у кущи Авраамовой1, а около нее кругом представлены события ветхозаветной истории, а именно: вверху: сотворение мира; пребывание первых людей в раю и их падение; справа: умо-вение ног Авраамом трем странникам; гибель Содома; явление Бога Иакову в Вефиле; беседа Бога с Иаковом; Моисей и Аарон пред Скиниею; явление Бога в столпе облачном; поклонение тельцу у Синая; беседа Бога с Моисеем на Синае; услаждение вод Мерры; преследование Евреев Фараоном; слева: явление Бога в купине; явление диавола пред Господом и вручение судьбы Иова диаволу; принесение Исаака в жертву; сретение Авраамом трех странников; беседа Авраама с Богом о судьбе Содома; Авраам, умоляющий трех странников войти в кущу его. Изображение св. Троицы покрыто серебряною позлащенною ризою с чеканными цветами. Под каждым ликом серебряный с позолотой подбородок, на кот. вычеканены изображения: на среднем – св. Троицы, на правом -Иоанна Богослова и. на левом – Божией Матери. Длина всей иконы 2 арш. 2 в., ширина 13 в. Длина собственно изображения св. Троицы, покрытого ризою, -1 арш. 5 У2 в., ширина 1 арш. 7 V2 в.2
Против иконы, у восточной стороны первого правого столпа находится древнее царское место, реставрированное в 1856 г. Реставрация исказила и уничтожила в нем много древнего.
1 Изображение св. Троицы в виде трех ангелов особенно распространилось в XV веке и было вызвано противодействием православия ереси жидовствующих, утверждавших, что Авраам видел не Троицу, а Бога с двумя ангелами (Ф. Буслаев, Сочин., т.2, стр. 331).
2Описание икон Троицкого собора (кроме Сретенской) сделано по •Историко-стат. описанию» Князева, -Свят, и древн,- гр. М. Толстого и -Археол. указ.- Василева.
Чирская икона Божией Матери. Находится за правым клиросом. Икона двуличная, т. е. писанная с обеих сторон, из коих каждая имеет свою особую откосную раму не равной величины. Та и другая рамы лежат не на поверхности иконы, а на самых отрезах ея, и задними откосами наклонены в противоположные стороны. На одной стороне иконы изображена Божья Матерь Одигитрия (путеводительница), а на другой написаны св. Лука и преп. Феодосии Печерский. Второе изображение более древнее, нежели первое, и осталось нетронутым реставрацией. На откосе задней стороны сохранились даже остатки древнего, весьма изящного орнамента. Изображение же Божьей Матери недавно подновлено. Кругом иконной доски, с той и другой ее стороны, сделана соответственно четырем сторонам иконы четвероугольная выпуклость в виде рамы, и вся, кроме нижней стороны, покрыта ликами разных святых. Покрыты изображениями святых и откосы рам, кроме нижних откосов. Длина самой иконы 14 в., ширина 11 У2 в. Длина рамы с лицевой стороны 1 ар. 2 в., ширина 1 арш. На серебряной вызолоченной доске вырезана следующая надпись: «Сия чудотворная Пресвятыя Богородицы икона перенесена въ сей Псковский Кафедральный соборь сь подобаю-щимь крестнымъ ходомъ изъ Псковской же Чирской волости в 1420 г., во время трехдневнаго течения из очей ея слезь и свирепствовавшей в гра-д1з Псков-fe и пред»Ьлахъ его моровой язвы». Риза на икону устроена в 1835 г. Празднование в соборе бывает ежегодно 16 июля. Но, неизвестно почему, с течением времени эта икона была забыта Псковитянами и хранилась просто в соборной ризнице. В первой четверти XIX в. известный автор «Истории княж. Псковского», архиепископ Евгений, впоследствии митрополит Киевский, взыскал и снова открыл ее взорам верующих. По мнению Н. П. Кондакова, Чирская икона относится не позже как к XV столетию1.
Икона, известная под именем Псковской Божией Матери, длиною 1 арш. 13 У2 в., шир. 1 арш. 2 1/2 в. До 1848 г. хранилась в Богоявленской церкви между старыми вещами, не имела ни украшений, ни надпи-
сей, кроме пометки на задней стороне о ее поновлении в последней четверти XVIII века. В1848 г., во время сильной холеры, свирепствовавшей во Пскове, была отыскана купцом Алексан. Вас. Барзовым, перенесена в собор и украшена богатою ризою с жемчугом и драгоц. камнями. Находится она у первой правой колонны, при входе в собор. Хранится в раззолоченном кивоте с двумя ангелами большого размера, окруженном позолоченною же решеткою. К сожалению, все эти украшения, хотя весьма блестящие, совершенно лишены вкуса, и сверх того в одной из надписей, размещенных внизу иконы, сделана странная ошибка: чудеса, принадлежащие чудотворной иконе Чирской Божьей Матери, и даже празднество, установленное в честь ее в 1420 г., несправедливо и безо всякого основания приписаны сему образу1.
Шона Владимирской Божией Матери, очень древняя, покрытая чеканною серебряною, позлащенною, с чеканными цветами ризою и украшенная по местам жемчугом. Риза, как заметно, работы давней. На зарукавьях находится по вставке из граната, а на левом плече две вставки – из граната и простого зеленого камня; обе обложены жемчугом. На персях три привески: 1) овальная, серебряная, вызолоченная небольшая икона с черневым изображением вверху Господа Саваофа, а внизу св. мученика Иерофея и мученицы Ирины; 2) фермуар из яхонтов с двумя жемчужными подвесками и 3) две серьги из бельце камней. Убрус на Богоматери и подбородки у Богоматери и Богомладенца – жемчужные со вставками из драгоценных и простых каменьев. Корона на Богоматери значительной величины, сквозная, чеканная, прекрасной работы, со вставками разной величины и разного цвета из драгоценных и простых каменьев. Края иконы выложены позолоченным серебром со сканью. Длина иконы 1 72 арш., шир. 15 верш.
Тихвинская икона Божьей Матери, у гробницы св. Николая, весьма древняя, украшенная по краям и полям позлащенною басмою. Венцы на Богоматери и Спаситель серебряные, с разноцветною сканью. К иконе прикреплена откосная деревянная рама, расписанная очень ис-
кусно в старинном вкусе, поводимому, XVI века, разными цветами по темно-зеленому полю. Длина иконы 1 арш. 3 72 верш., ширина 15 72 верш.
Икона Знамения Богородицы, у правого клироса в правом приделе св. князя Всеволода-Гавриила, у самого того места, где до 1834 г. покоились мощи сего Угодника Божия. Икона весьма древняя, длиною 14 в., шир. 3/4 арш., Византийского письма. Оклад очень замечателен, как образец древнего искусства.
Другая икона Знамения, шитая по белому атласу золотом, длиною 14 в., шир. 3/4 арш., также очень древняя.
Икона св. благоверного князя Всеволода-Гавриила, весьма древняя и близкая к древнему лицевому подлиннику ‘, еще в XVI веке бывшая чудотворною2, длиною 1 арш. 15 верш., шир. 1 арш., в чеканной сребро-позлащенной ризе, на коей есть две надписи: «весу вь оной риз»Ь 6 ф. 68 зол.» и «1762 году майя 1 дня сия риза Благов 1;рнаго князя Гавриила Псковскаго построина тщаниемъ и своимъ коштомъ дому архиерей-скаго стряпчаго Иосифа Петрова и сожительницы его Мелании Семеновой дочери». Икона, на которой благоверный князь изображен держащим на левой руке созданный им храм, издревле находится при раке мощей его.
Другая икона князя Гавриила, весьма древняя, украшенная позлащенною басмою, в резной вызолоченной раме. Венец у св. князя серебряный, вызолоченный разноцветною сканью. Над ликом угодника прибита серебряная продолговатая пластинка. На ней изображена надпись, но какая – узнать трудно, потому что пластинка испорчена, а на ней осталось только несколько слов, по очертанию коих можно полагать, что надпись весьма давняя. Жаль, что лик угодника поновлен и очень неискусно. Размер 1 ар. 5 72 в. X 15 в.
Изображение св. князя Гавриила, покоящегося в раке, отличной работы, написанное по малиновому штофу, 2 арш. 1 У2 в. X 13 72 в. Венец и подбородок сделаны из жемчуга, по местам очень крупного, и
очень богато украшены алмазами, яхонтами, изумрудами и простыми цветными каменьями. Это изображение, до устроения серебряной раки, лежало на деревянной раке угодника.
Икона благоверного князя Довмонта, 1 арш. 3 72 в. X 1 арш., украшенная по краям и по полям басменным позлащенным серебром, тоже весьма древняя.
Икона святителя Николая, взятая в собор из уничтоженной ныне Никольской церкви на Полонище, выстроенной в 1684 г. Края и поля ея украшены серебряною позолоченною басмою. На венце, покрытом сканью и разноцветною эмалью, находятся 3 больших из белого хрусталя вставки.
Явленная икона св. Параскевы, Ь/А арш. X 9 в., украшенная жемчужным убрусом и таким же привесом, с драгоценными камнями и простыми стеклами. Перенесена в собор из погоста Зачеренья, в 40 в. от Пскова, где существует храм во имя сей святой. Местное предание повествует, что жители, не находя удобным то место, где явилась икона, для постройки в честь ея храма, избирали для этого последовательно три места и переносили туда икону; но каждый раз она неведомою силою переносима была на место первоначального ее явления. Предание указывает и самые места: деревни Посад и Городище, в 4 верстах от погоста.
Икона Сретения Богородицы, находившаяся до осени 1910 года в часовне Владычнего Креста1 (пл. И).
Икона писана на дереве и имеет 5 арш. 7 в. ширины и 2 арш. 15 У4 в. вышины. Верхняя часть ее закруглена в виде довольно плоской дуги. Художник изобразил штурм Пскова Стефаном Баторием, сопровождавшийся чудесным заступлением Божией Матери. Круглый лик солнца, красный, как зарево, вышедший до половины из-за небосклона, должен выражать раннее утро. Сверху, над срединой картины, представлены сидящими на облаках Бог-Отец и Бог-Сын, над коими парит Дух Святый. По сторонам их сидят святые. На правой стороне, по берегу Черехи, распо-
‘Наименование образа •Сретением» Стасов объясняет тем, что с этим образом исстари духовенство и граждане Пскова выходят ежедневно на встречу крестному ходу из Печерского монастыря во Псков.
В дополнение к этой статье, советую прочитать: