Издревле Троицкий собор был главною святынею не одного только города Пскова, но всей Псковской земли. Для Псковичей он имел то же значение, что Софийский собор для Новгородцев. Воинственный клич: «Постоим за св. Троицу!» – возбуждал мужество ратных людей во время битвы. Победу над врагом Псковичи приписывали не себе, а милости св. Троицы. Всякое важное дело предпринималось не прежде, как помолившись св. Троице. Самое государство Псковское отождествлялось с «домом св. Троицы». Так, напр., Псковичи в 1461 г. благодарят великаго князя за присылку «в дом св. Троицы» воинского отряда для борьбы с Немцами. В Троицком соборе или возле него вершились все важнейшие государственные дела: в соборе сажались на княжение Псковские князья; возле собора находился княжеский дом; тут же собиралось вече; в соборе находился особый ларь для хранения государственных документов и проч. Словом, собор был центром государственной жизни древнего Пскова.
Ныне существующий Троицкий собор есть 4-й по счету. Первый храм, по преданию, был сооружен во времена св. Ольги, приславшей из Киева «много злата и сребра» на его построение. Это был храм деревян-
ный1. Год сооружения его неизвестен, но если принять за верное указание летописи о посещении св. Ольгою Псково-Новгородской области в 957 г., то следует признать, что первый Троицкий храм был выстроен во 2-й половине X века. Он простоял до 1137 года, когда св. князь Всеволод Гавриил заложил на месте прежнего деревянного новый каменный собор, оконченный в 1138 г. Впоследствии в этом храме были положены мощи его создателя, св. князя Всеволода. Этот второй по счету собор простоял до 1363 г., когда свод его рухнул, повредив отчасти и св. мощи. В 1365 г. на старом основании2 заложен новый собор при посадниках Анании и Павле и освящен в 1367 г. По счету это был уже третий собор. Спрашивается: какова была архитектура этих трех последовательных храмов? Относительно первого, деревянного, мы не имеем ровно никаких сведений. Что же касается 2-го и 3-го, то материалом для суждения о них служат следующие иконы: 1) Св. Всеволода Гавриила с храмом в левой руке-в Троицком соборе, у мощей благоверного князя. Храм изображен одноглавым, с 5-ю рядами закомар. 2) Такая же икона в Козьмодемьянской церкви с Примостья; храм одноглавый, с 2-мя рядами закомар; над 2-м рядом стоит 8-мигранник с окнами; на нем трибун также с окнами и с арочными украшениями по карнизу; на трибуне луковичная глава с 8-миконечным крестом. 3) Такая же икона в церкви св. Николая со Усо-хи; храм 5-главый, с двумя рядами закомар. 4) Такая же икона в Васильевской церкви. 5) Видение старца Дорофея, в Покровской от Пролому церкви; храм одноглавый, с 2 рядами закомар, но форма последних отличается от предыдущих икон: на тех все закомары кружальные, а здесь они с заостренными подвышениями; расположение их также иное. 6) Икона с тем же сюжетом, находящаяся в Гостином ряду, у лавки Жиг-левича; храм сходен с описанным. 7) Сретенская икона3; храм одноглавый, с двумя рядами закомар, стоит на высокой подклети, вследствие чего
форма его не кубическая, а вытянута вверх, весьма подходящая к нынешней; закомары с подвышениями, как на № 5; формы их и самое устройство почти тождественны с реставрацией собора Рождества Пресв. Богородицы в Ферапонтовом монастыре (конца XV века1)-
Так как эти иконы, за исключением 7-й, остаются неисследованными, к тому же некоторые из них закрыты ризами, то мы не решаемся делать никаких выводов, предоставляя это лицам сведущим и опытным. В1609 г., во время сильного пожара, в Кремле взорвало пороховой склад, отчего рухнули стены по обеим набережным-Великой и Псковы. В соборе все сгорело, кроме гробницы св. князя Довмонта2. Очевидно, что храм был исправлен, так как простоял до 1682 года, когда митрополит Маркел приступил к постройке на его месте нового собора из тесаной плиты, на старой основе. Но не успели его выстроить, как своды и вся верхняя часть обрушились. В1691 г. митрополит Илларион стал продолжать постройку, которая была, наконец, окончена и освящена в 1699 году, при митрополите Иосифе. Это и есть нынешний Троицкий собор, четвертый по счету. Он несколько раз подвергался пожарам и был реставрирован снаружи и внутри. В1770 г. к нему пристроены контрфорсы. В 1852 г. средняя глава его была вызолочена, но с тех пор позолота сошла, и теперь все 5 глав выкрашены в серый цвет3. Последнее обновление собора происходило в 1871 году.
Храм выстроен в испорченном Русско-Византийском вкусе. Он двухъярусный, причем нижний ярус есть, очевидно, подклеть древнего собора. Длина храма 28 с. 5 вершк., ширина 17,67 саж., высота до сред-
1 См. Древние здания в Ферапонтовом монастыре Новгороде*, губ. Статьи П. П. Покрышкина и К. К. Романова. ПБ. 1908.
2 Прозоровский. Новгород и Псков. Древний Псков, стр. 78. Несмотря на то, что сведение это взято из летописи, не подлежит сомнению, что оно нуждается в существенной поправке: кроме мощей св. Довмонта, были также спасены и мощи св. Всеволода, почивавшие открыто в Благовещенском приделе Троицкого собора.
3По Шведским источникам, в 1615 г. купол Троицкого собора также был вызолочен (Е. Hildebrand. Sveriges historia. Stockholm), 1906, т. V, стр. 47-48).
ней главы 22 с. 2 арш., с крестом 36 саж. 2 аршина1, но храм кажется еще выше от высоты места, на котором выстроен. С западной стороны Пскова собор виден за 57 верст. Он имеет форму удлиненного куба, покрытого 4-хскатною крышею с 5 куполами, поставленными не посредине, а ближе к вост. части. Последняя имеет 3 полукруглые абсиды, со сводами на половинной высоте храма. К северу и югу от абсид находится по одной пристройке, в коих помещены боковые приделы. Пристройки имеют свои особые абсиды и главки. С зап. примыкает паперть, на которую входят по широкой крытой лестнице. Некоторые окна украшены разорванными фронтонами во вкусе конца XVII века. Вокруг всего храма тянулся прежде поясок из красивых разноцветных кафелей, часть коих скрылась навсегда под позднейшими контрфорсами, а остальная варварски забелена и отчасти даже покрыта цементом2. В нижнем ярусе находилась прежде усыпальница Псковских князей. При епископе Симоне Тодорском (1745-1753) здесь была устроена церковь во имя св. Ольги, но в 1770 г., после пожара, уничтожена. В1903 г. на ее месте устроена церковь во имя преп. Серафима Саровского.
Внутри храм производит весьма благоприятное впечатление своей высотой (22 саж. в среднем куполе), обилием света, льющегося из двух рядов широких окон, и величественным иконостасом. Своды главного храма поддерживаются шестью четырехгранными из тесаной плиты колоннами.
Иконостас средней части храма-неизвестного времени, но, судя по тому, что два верхних его тябла иной архитектуры, можно думать, что он находился прежде в старом Троицком соборе 1365 г., из коего и перенесен в новый, а так как для нового оказался низок, то к нему пришлось приделать два новые тябла. Таким образом, по высоте иконостаса от полу до двух верхних ярусов можно судить о высоте собора 1365 года. Нижний ярус иконостаса сделан в виде цоколя. В нем помещены изображения древних философов и мудрецов с хартиями в виде свитков в руках. На хартиях написаны пророчественные изречения, относящиеся к явлению в мире Мессии.
Главная святыня собора есть мощи св. князя Всеволода-Гавриила (рис. 5), стоящие в главной части храма, на сев. стороне. Всеволод Метиславич прожил во Пскове не более года, но оставил здесь прочную память как первый Псковский князь и как строитель первого камен^ ного собора св. Троицы. Он скончался 11 февраля 1138 года и первоначально был положен в им же построенной деревянной церкви св. Дмитрия Солунского за Детинцем, в нынешней Довмонтовой крепости. Вскоре после его преставления последовал ряд знамений и чудес над его гробом. В 1193 г., 27 ноября, мощи его были торжественно перенесены в Троицкий собор. При падении сводов этого собора, в 1362 году, отторглась часть главы св. князя. Эта часть в 1583 г. была вложена в особый серебряный ковчежец и поставлена открыто на гробнице св. Угодника Божия. Канонизация св. Всеволода всероссийскою церковною властью произошла на соборе 1547 г., в Москве; Новгородская же епархиальная власть канонизовала его гораздо ранее-в 1193 г. По сооружении нынешнего храма, мощи св. Всеволода были поставлены в правом приделе, сооруженном во имя его, где они и почивали открыто, но Петр I приказал их закрыть. В 1834 г. была сделана для мощей серебряная рака, в которую они были положены вместе с прежним дубовым гробом. 22 апреля 1834 г., в самый день Пасхи, на вечерни, мощи были перенесены из придела на нынешнее место. Ковчежец с частью главы, стоявшей на раке, в I860 г. похищен неизвестно кем. На столпе близ раки повешен меч св. князя (рис. 6, 7) в деревянных ножнах. Длина его 2 арш. 2 в., вес без
ножен 17 V2 ф. Верхняя его часть состоит из навершья, рукояти и перекрестья. Навершье серебряное, позолоченное, плоское, в разрезе семигранное; вокруг него готическая надпись: «Honorem meum nemini dabo» (чести моей никому не отдам). На плоской стороне герб: два коронованных льва стоят на задних лапах, поддерживая передними большую корону; под ними растительный орнамент, среди коего выделяется кедровая шишка. Рукоять обложена серебром и алым бархатом. Перекрестье серебряное, вызолоченное, надето на рукоять неправильно, верхом вниз, вследствие чего имеющаяся на нем надпись (та же, что и на навершье) также перевернута1. На рукояти темляк с тяжелой кистью. Клинок стальной, покрытый от перекрестья до средины продольными желобками, для уменьшения веса. Деревянные ножны довольно ветхи, скреплены двумя серебряными, позолоченными гайками, с кольцами для подвешивания меча, и таковым же наконечником. На гайках изображены те же львы, что и на головке, а наконечник украшен драконом.
В дополнение к этой статье, советую прочитать: