Звонарь с уничтоженной Казанской церкви
В. М. Мусийчук, кандидат исторических наук, директор Научно-производственного центра по охране памятников (г. Псков).
Старожилы Пскова хорошо помнят скромную церковь в честь Казанской Божией матери стоявшую на углу улиц Карла Маркса и Воровского. Уютная, удивительно теплая, как будто источающая домашнее тепло, эта церковь возле колхозного рынка (прежнего Торга) всегда привлекала много людей.
Историческая колокольня, чем-то напоминающая Троицкую, была утрачена, поэтому небольшие колокола висели прямо на деревянной перекладине между двух лип. Звонил в колокола старик с окладистой бородой и синими, будто выцветшими от слез, глазами. Старика звали Василий Сергеевич Мамонов. Раньше он жил в Острове, но перед войной переехал в Псков. Звонил с каким-то особенным азартом. В этот момент преображалась вся его внешность, и только глаза выдавали страдания, перенесенные, как видно, не единожды. Иногда, после окончания службы, отзвонив положенное время, Василий Сергеевич таинственно улыбался и жестом приглашал войти вглубь церковного дворика. Там он исчезал и спустя некоторое время выносил небольшую стопку из старинного зеленого стекла, до краев наполненную вином.
«Причастись», – говорил Василий Сергеевич, и я, сделав первый глоток, не мог оторваться от удивительно пахучей сладковатой жидкости. «Настоящий церковный кагор», – не без удовольствия приговаривал звонарь.
Он виртуозно владел всеми видами православных звонов. В молодости служил музыкантом в армии и великолепно играл на кларнете. С особым шиком катался на велосипеде. Возле Гремячей горки нередко спускался по крутому холму, поставив ноги на руль велосипеда.
Как и все, кто жил в те годы, он немало испытал. «Красное колесо» прокатилось и по нему. Хотя звонарь и не попал ни на Соловки, ни в иные сталинские лагеря, но легче ему от этого не стало.
Вскоре после октябрьских событий 1917 года волна гражданской войны докатилась и до маленького Острова, который был знаменит своими висячими мостами. Здесь, на тихой окраине, неподалеку от Мироносицкого кладбища, жил со своей семьей Василий Мамонов. 25 декабря 1919 года Мамонов был арестован якобы за спекуляцию маслом и керосином. При этом особо подчеркива-лось,что антисоветчик распространял контррево-люциионые слухи, как то: «тов. Ленин – за мир, тов. Троцкий и Зиновьев – за войну». И, пожалуй, самым страшным было то, что два брата Мамонова служили в белой армии.
Постановлением начальника особого отдела Реввоенсовета 15 армии Василий Мамонов в 5-дневный срок был выслан на время гражданской войны из района армии. И это еще было своеобразным благом, так как следователь особого отдела вообще предлагал «Мамонова как преступника по должности, спекулянта и контрреволюционера» отправить в концентрационный лагерь до окончания гражданской войны, а отобранные вещи конфисковать.
Впрочем, прошло всего около двух лет, и снова Губчека занимается делом Мамонова. 17 октября 1921 года на заседании коллегии Псковской губернской чрезвычайной комиссии было принято решение: «Мамонова В. С, ввиду того, что его родственники находятся в Эстонии, заключить в концентрационный лагерь до ликвидации бандитских движений в пределах Псковской губернии». Хотя из материалов дела усматривается, что он никаких преступлений не совершал.
В 1930 году Мамонов снова попал в поле зрения советской Фемиды, и 29 сентября 1930 года постановлением тройки при ОГПУ в ЛВО «Мамонова В. С, как социально чуждого злемента, обращающего деньги в земные предметы», было решено выселить из пограничного округа в одну из
отдаленных местностей Советского Союза сроком на 3 года, отобрав серебряную монету на сумму 22 руб. 38 коп. и 12 серебряных чайных ложек. Однако позже постановлением Тройки ОГПу в ЛВО от 24/Х 30 года дело Мамонова было прекращено и сдано в архив.
Таким образом, Мамонов отделался сравнительно легко. Когда было принято решение о сносе Казанской церкви, для Василия Сергеевича Мамонова это был последний и непоправимый удар. Наученный горьким опытом – никогда не спорить с властями, – он не участвовал в пикетах, и
когда огромный бульдозер начал методично уничтожать храм, то лишь издали звонарь наблюдал за происходившим. Как всегда в таких случаях, нашлось и оправдание этому. Дескать, церковь «не древняя и не представляет художественной и исторической ценности».
Бывший звонарь не намного пережил свою церковь. Его похоронили на Мироносицком кладбище (ведь в молодости он жил рядом с Мироно-сицким храмом и кладбищем в г. Острове) и нашел вечный покой у той же церкви, но уже в г. Пскове, неподалеку от часовни.
Сердце и душа её отданы детям.
В начале прошлого века на улицах городов начали появляться девчонки и мальчишки с красными галстуками. Они были примером для окружающих, оказывали помощь слабым и престарелым людям. Тимуровцы, пионеры-герои, красные следопыты__Семьдесят лет шествовала по стране пионерия.
Остров не оставался в стороне от этого движения. Какой была у нас пионерия, как жила, кто стоял во главе организации — это сейчас уже тоже история. Имя это известно большинству островичей. Те, кто когда-то был пионером, комсомольцем, знают о ней не понаслышке. Зовут этого человека Галина Александровна Сидорова. В свете возрождающегося пионерского движения рассказ о его организаторе в г. Острове в 60 — 90-е годы XX века представляется особенно актуальным.
Г.Н. Кравченко, учитель русского языка и литературы средней школы № 4 г. Острова
Снежным ноябрьским вечером 25 числа 1931 года в деревне Надбелье Лужского района (тогда Оредежский район) Ленинградской области родилась девочка. Назвали её Галиной.
Г.А. Сидорова поделилась с нами воспоминаниями о своих родственниках, о своём нелёгком детстве. «Родословная простая», – замечает она. Её мама — Лесникова Александра Сергеевна и отец — Семёнов Александр Степанович. До революции родители были батраками. После 1917 года жили мелкими общинами и работали на земле. А в 1930 году приехал из Ленинграда с Путилов-ского завода коммунист Егоров Пётр Васильевич, и началась коллективизация. Был создан колхоз, который возглавлял Егоров П.В. Так сложилась судьба, что родители Галины разошлись. Пётр Васильевич стал её отчимом.
До войны Галина окончила только два класса. Но с войной закончилось не только обучение, закончилось и детство. Отец и отчим ушли на фронт. Семья осталась в деревне, окружённой большими лесами, которые на протяжении ста километров тянулись до Ленинграда.
Пришли немцы. По словам Галины Александровны, этот ад даже вспоминать трудно. Всюду люди повешены, расстреляны, замучены.
Но патриоты не ждали перемен: начали создавать партизанские отряды. Один из отрядов возглавлял дядя Галины Лесников Василий Сергеевич. В партизаны ушёл и старший брат Семёнов Юрий Александрович. С ноября 1943 г. по март 1944 г. он проходил службу в партизанском отряде Бахорина 11-й Волховской партизанской бригады, а затем был направлен в действующую армию. Но об этом семья узнала лишь после войны, так как в октябре 1943 г. была угнана в Германию. Основание?
Связь с партизанами. Тяжело было говорить Галине Александровне: «На станции Оредеж погрузили нас так плотно, что если и умрёшь — не упадёшь. Без еды, воды везли до латвийского города Мадоны. Там нас выгрузили на платформу, чтобы богатые хозяева разобрали на работу в качестве батраков. Так моя мама, я и брат Егоров Николай Петрович 1936 г.р. (умер в 1997г.) повторили батрацкую судьбу бабушек и дедушек.
В исследовании, проведённом в 2002 г., участвовали О. Андреева, Н. Самсоненко, учащиеся школы № 4 г. Острова.
Уже ночью появился начальник Мадонской уездной полиции, хозяин большого имения. В разговоре с мамой он выяснил, что она умеет шить, вести хозяйство, и взял нас. Привёз в имение — хутор Килестиеки Сайковской волости Мадонс-кого уезда. Там было уже 11 батраков».
Вся семья была зарегистрирована в уездной полиции. Но имена и фамилии полицаев не интересовали. Удостоверение личности № 1052 выдали Галине, № 1051 её маме, № 1053 — брату. Работать приходилось очень много, но вскоре они очутились в лагере в г. Рига. Работа на огуречных плантациях была изнурительным трудом.
И опять переезд. Людей погрузили в люки кораблей и доставили по Балтийскому морю в Польшу, в Гдыню. Концлагерь находился в каком-то поле. Пройдя унизительную «санитарную» обработку (сбривание всех волос на теле, намазывание разъедающей жидкостью), заключённые получили одежду, не раз видевшую смерть. Одежду с номерами.
Потом погнали в Германию. «Я не помню названий всех концлагерей, – вздыхает Галина Александровна, – они были все одинаковы по режиму: муки, голод, холод, издевательства, смерть и рабский труд. Долго на одном месте нас не держали» .
Однажды во время перевозки по железной дороге произошло загадочное событие. Сгорел последний вагон, в котором находились документы, подтверждающие, что в составе находятся партизанские семьи. Все подлежали уничтожению, но
сначала должны были отработать великой нации за преступление перед ней. Оставшиеся в живых до сих пор не знают, кого благодарить: советскую разведку или патриотов-антифашистов. Теперь их определили в лагерь как рабочую силу.
После долгих испытаний пришло самое страшное: семья оказалась в концлагере в Бухенвальде. На воротах лагеря всем известная надпись: «Каждому своё». Ужасы неописуемы.
Следующий лагерь в Мюнхене. Взрослых гоняли на аэродром: разбирали завалы после бомбёжки американской авиации. Дети работали на разборке улиц. «За смену набегаешься так, что засыпаешь на ходу, пока идёшь до лагеря. Да и обувь — деревянные колодки», – говорит Галина Александровна.
В дополнение к этой статье, советую прочитать: