Дед патриарха Тимофей Терентьевич напрасно хлопотал о «приискании места» старшему сыну, позже его способности оценили в Пскове. В 17 лет Григорий окончил Великолукское духовное училище и был определен в небольшой Торопецкий приход пономарем. С этой должности его по указу консистории переместили в псковскую Пароменскую церковь дьячком, а через год архиепископ Мефодий взял его в архиерейский хор. Сюда набирали из всей губернии самых способных, с хорошими голосами цер — ковнослужителей; и считалось достойным петь при владыке. В дальнейшем можно было рассчитывать и на хорошее место.
Удачную карьеру в губернской столице двадцатишестилетний юноша прервал сам, когда узнал о смерти отца и о том положении, в каком оказалась семья. В 1831 году по личной просьбе он был уволен и рукоположен в священники Успенской церкви села Сопки. Символично, что это произошло, как и у его отца, 8 марта. Прежде чем получить этот сан, Григорий должен был вступить в брак, и он повенчался с дочерью дьячка Сопкинской церкви Мартина Петровича Черноусова девятнадцатилетней Татьяной, которую знал с отроческих лет. Возможно, это был брак не по любви, а по необходимости, — сомневаться в этом заставляют дальнейшие события, о которых будет ска — зано ниже. Молодой священник принял приход, где было много проблем
моральных и материальных. Мать священника, вдова Екатерина Антоновна, осталась без кормильца и жила «на собственном пропитании». Младший сын, девятилетний Иван (отец будущего патриарха), обучался в первом классе Великолукского приходского училища «на содержании матери», т.е. без стипендии. При матери жили и дочери — засидевшаяся в невестах двадцати — семилетняя Настасья и пятнадцатилетняя Параскева. Младшая — Мария — умерла во младенчестве.
Когда Григорий Тимофеевич стал священником и начал получать жалованье, мать с братом и сестрами перешли на его содержание. В клировых ведомостях появились такие записи: «мать живет на пропитании сына священника», брат Иван, сестры Анастасия и Параскева «на содержании братнем». А к тому времени у о. Григория увеличилась и своя семья: родились сын Иван и дочь Параскева. Духовное правление, учитывая трудное семейное положение семьи, учащегося Ивана зачислило «на полное казенное содержание». Но это мало облегчило жизнь Беллавиных, так как священнический дом стал своеобразным приютом для сиротствующих, и в этом проявилась особая доброта и милосердие Григория Тимофеевича. Младшая его сестра Параскева вышла замуж в раннем возрасте в Полоцкую епархию, в Велижский уезд, за дьякона Дмитрия Гроздова, но вскоре овдовела и с младенцем Михаилом вернулась и «жительствовала в доме священника на его собственном содержании». Муж второй сестры Натальи остался без места и переехал в Сопки с женой и двумя детьми. Григорий Тимофеевич не только приютил семью, но и выхлопотал сверхштатное место дьякона, ко — торое согласился оплачивать прихожанин села Сопки помещик Никита Гри — горьевич Алексеев. Приют и утешение нашла в Сопках даже двоюродная сестра Григория Тимофеевича 22 —летняя Ольга, которая не захотела жить с мачехой, когда ее отец, пономарь с погоста Жисцо, овдовел и завел вторую семью и детей. С таким же милосердием сопкинский священник относился и к родственникам своей жены Татьяны Мартиновны, в числе ко — торых были вдовы, сироты, учащиеся. Для них Григорий Тимофеевич хлопотал о жалованье из попечительства, а для мальчиков, находящихся в духовном училище, — о «казенном содержании».
Документы архива той поры, касающиеся социальной заботы государ —
ства о священнослужителях, поражают четкой направленностью, весьма объективно учитывающей материальное положение каждой семьи. Законы конкретно определяли, в каком случае родители обязаны были содержать и учить своих детей, также как и взрослые дети кормить родителей, и при каких обстоятельствах эти заботы брало на себя государство и различные попечительства. Все жалобы, прошения досконально рассматривались ме — стным благочинным, в уездных духовных правлениях, в губернской консис — тории, в столичном Синоде и даже самим государем. Прошения писали самые разные, порой очень «жалостные», но всегда учитывалось реальное положение. Одно из таких «слезных» писем владыке написала дочь псаломщика Антонина Беллавина (из другой ветви династии). Эта девушка закончила курсы «женской мастерицы» и просила денег на швейную машинку, «чтобы шить платье и белье», так как родители «по скудности доходов и дороговизны хлеба и прочих продуктов купить не могут…». После проверки материального положения семьи консистория отказала в прошении, так как отец и дочь находились в полном здравии и силе и на такую роскошь, как машинка, могли заработать сами.
Родной дядя будущего патриарха, Григорий Тимофеевич, не только был благодетелем своих близких — обиженных и неустроенных, — но и с усер — дием исполнял свою должность, с милосердием относился ко всем прихожа — нам; в ежегодных проверках отмечалось его честное поведение, доброта, «хорошее чтение и пение и знание катехизиса…». Однако в жизни каждого человека случаются непредвиденные обстоятельства. То, что в светском обществе обычно называют романтической историей, для священнослужителя оборачивается большой бедой. Издавна бытует народная присказка: «последняя у попа женка». По церковному уставу ни священник, ни дьякон, ни дьячок не могут завести вторую жену, если они овдовели, даже и в двадцать лет. И уж тем более запрещалось двоеженство при живой супруге, какие бы сложные отношения в семье ни возникали. В то же время в мирском обществе дворяне, мещане, крепостные крестьяне могли вступить в законный брак и венчаться по два, три раза с указанием причины многоженства.
В документах Псковской духовной консистории мне довелось встречать подобные и весьма интересные примеры.
Из Торопецкого уезда в 1838 году поступила коллективная жалоба в консисторию от мужей деревень Малые Огородцы и Коптево, желающих вступить во второй брак потому, что супруги их сбежали. Дело так и назы — вается «о побеге крестьянских женок».
Крестьянину Григорию Савельеву из Опочецкого уезда, крепостному князя Михаила Дондукова—Корсакова, разрешили вступить в третий брак по случаю смерти второй жены. А в Новоржевском уезде при вступлении во второй брак крестьянина учитывался моральный повод: его жена Ирина Иванова завела «любодейную связь с дезертиром». В архиве есть свидетельства тому, что с просьбой о втором браке обращались в консисторию священнослужители. Из Торопецкого уезда дьячок Василий Суворов просил «дозволения вступить во второй брак за смертью жены с невестой из семьи духовного звания». Резолюция владыки была определенная: «дозволить второй брак с возбранением после сего входить в алтарь и в стихарь облачаться». По сути дела, человек должен был расстаться со своей должностью.
Напомним, что Григорий Тимофеевич продолжительное время пел в главном хоре, т.е. находился на виду. А в брак ему пришлось вступать в срочном порядке, чтобы стать священником и кормить большую семью. И здесь важно заметить, что в таком же положении, когда необходимо было незамедлительно искать супругу, оказались и Иван Тимофеевич (отец патриарха), и сын Григория Тимофеевича — Иван. К тому же и венчались они оба на несо — вершеннолетних.
Предметом романтического увлечения о. Григория стала «дворовая девка Татьяна Арсеньева». Эта история, возможно, осталась бы только в пересудах прихожан, если бы в августе 1838 года теща священника Прасковья Николаевна не обратилась в консисторию. В своем прошении она высказала «подозрение в соблазнительном поведении о. Григория против супружества». Когда начали проводить расследование, за честь мужа вступилась супруга Татьяна Мартиновна, указав, что на него «возведена клевета тещею», т.е. матерью. С прошением о защите о. Григория «касательно предосудительных поступков» обратились в Псков, как указано в подписи, «благородные прихожане Сопок», т.е. дворяне. Разбор дела затянулся более чем на год и,
конечно же, доставил немало переживаний священнику, его семье, близким. Окончательное решение консистория определила так: «Священник Беллавин за недоказательством под следствием не состоит». И все-таки церковные власти, соблюдая христианскую мораль, послали тридцатипятилетнего о. Григория на месяц в торопецкий Нобин монастырь, но не в черные работы и не на послушание, а «на испытание нравственности». За этот небольшой срок в строгой монашеской обители Григорий Тимофеевич, веро — ятно, размышляло суетности жизни, искушениях, соблазнах. Кстати, в деле о «соблазнительном поведении» названо только имя и отчество дворовой девки, а интересно было бы узнать подробности о ней. Тайну открыли исповедные росписи.
Татьяна Арсеньева была крепостной Никиты Григорьевича Алексеева, сорокалетнего помещика, в числе его шестидесяти дворовых — детей и взрослых. Ей было 18 лет, росла она в семье вдовы Евдокии Ермолаевны вместе с четырьмя сестрами, старшая из которых Марина тоже была вдова Можно подумать, что свое внимание, а может быть и сочувствие о. Григорий обратил на Татьяну больше из —за ее сиротского положения. По возвращении домой у него прибавилось еще больше хозяйских хлопот и забот о своих близких и прихожанах. Вскоре в Сопки вернулся из Пскова после окончания духовной семинарии младший брат Иван. Два года он будет «без места» жить на иждивении священника. Заканчивал духовное училище в Великих Луках сын Иван, и надо было хлопотать об определении его в Псковскую духовную семинарию. Подрастала дочь Параскева. В кли — ровых ведомостях отмечалось весьма честное и примерное поведение о. Григория; ему была оказана особая честь — он был «определен духовником».
В дополнение к этой статье, советую прочитать: