В 2 верстах к северу от Петропавловской Сироткинской церкви, на возвышенном мысе, вдающемся в р. Великую и называемом Снетною горою, находится бывший Снетогорский монастырь. Название горы происходит, вероятно, от снетка, в изобилии заходящего сюда изо Псковского озера. Снетогорские монахи издавна промышляли рыбой и имели свои лавки и даже свое подворье в рыбных городских рядах. Время основания монастыря неизвестно, но несомненно, что он основан не позже XIII века, так как о нем упоминается в летописи под 1299 годом, когда Меченосцы, неожиданно явившиеся под городом, напали на монастырь
1 Извозчик на Снетную гору и обратно, с часовой остановкой, обойдется около 2 рублей Если же ехать сначала в Сироткину церковь и, обождав там полчаса, следовать Далее на Снетную гору, а оттуда, с часовым обожданием, обратно в город, то обойдется около 3 руб.
и убили игумена Иасафа с 17 монахами. Возможно, что Иасаф и был основателем монастыря, так как во Псковских синодиках он называется первым Снетогорским игуменом. Вследствие некоторых особенностей своего внутреннего строя, монастырь приобрел характер светской промышленной общины, чему способствовал, главным образом, обычай вкладничества, состоявший в том, что каждый монах делал в монастырскую казну имущественный вклад, доходы с коего шли в его пользу. Это искажало самую идею иночества и вносило в монастырскую жизнь чисто светские начала, против чего еще в XIV столетии восставали высшие духовные власти1. Однако ж эти отрицательные стороны Снетогор-ского монашества не помешали появлению среди него двух великих Псковских подвижников, Евфросина и Саввы, основавших впоследствии свои отдельные монастыри. Благодаря тому же промышленному характеру братии, Снетогорский монастырь отличался благоустройством и обеспеченностью, вследствие чего в нем охотно останавливались знатные заезжие гости светского и духовного чина. Самою знатною гостьей была, конечно, София Фоминична Палеолог, остановившаяся в монастыре 13 октября 1473 г., на пути своем из Цареграда в Москву. Переодевшись в царские одежды («порты царския надевши»), она отсюда отправилась во Псков. В 1477 г. Новгородский архиепископ Феофил, в знак своего особого внимания к Снетогорскому монастырю, подарил ему «са-мозвонные» часы, предназначенные сначала для Троицкого собора. В числе братии бывали иногда и лица высокопоставленные: так, напр., в 1404 г. здесь постригся князь Григорий Евстафьевич, сын знаменитого героя, служилого Изборского князя Евстафия, и здесь же был погребен в 1417 г., •въ притвори на десной сторон1]». В 1419 г., во время жестокого мора, здесь же постригся больной Псковский князь Феодор Александрович Ростовский. Впоследствии, выздоровев, он уехал в Москву. В смутный 1613 г. шайкой Лисовского был убит на дороге в Москву игумен Снетогорского монастыря, сопровождавший арестованного Псковского самозванца Си-дорку. В 1615 году Густав-Адольф устроил в монастыре свою главную
квартиру. В 1798 году в монастыре была учреждена архимандрия, а в 1804 г. монастырь упразднен и передан архиерейскому домоправлению.
Не доезжая около V4 версты до монастыря, мы видим вправо небольшое озеро. По мнению И. И. Василева, это озеро есть результат попыток дать извилистому и очень опасному для судоходства в этом месте руслу реки более прямое направление.
Здесь же, вправо от дороги, стоит часовня недавней постройки. По преданию, здесь был прежде монастырь.
Монастырские святые ворота чрезвычайно схожи с воротами Спа-со-Мирожского монастыря, ныне переделанными и закладенными (стр. 197). На двух толстых и низких столбах, покрытых глубокими каннелюрами, утверждена проездная арка; за нею идет другая такая же арка; а дальше третья. Правее ворот в стене видна другая воротная арка, меньших размеров, не заделанная. Несомненно, что и здесь были такие же тройные ворота, как и описанные выше.
В монастыре находятся две церкви: Рождества Богородицы и Владимирская, бывшая Рождества Христова.
Церковь Рождества Богородицы.
По летописи, эта церковь сооружена в 1310 г., но гг. Суслов и Грабарь полагают, что она была выстроена гораздо ранее и во всяком случае не позже XIII века. В 1493 г., по словам летописи, «noropt Сн^тная гора весь монастырь и церковь храмъ святыя Богородица». Вероятно, церковь была только сильно попорчена пожаром, но не разрушена, потому что ее архитектура принадлежит глубокой древности. Прежде всего она поражает своим сходством со Спасо-Мирожским собором. На северном и южном фасадах находятся, как и в первом, по две арки: одна большая, другая значительно меньше. Северо- и юго-западные углы храма надстроены позже, как и в Спасо-Мирожском соборе, из чего следует, что первоначальный план храма был, подобно Спасо-Мирожскому, не кубическим, а крестовым. На востоке находятся 3 полукруглые абсиды безо всяких украшений, Средняя абсида немного ниже церковной кровли, боковые же вдвое ниже средней. Последняя значительно меньше, нежели в Спасо-Мирожском монастыре. С южной стороны находится пристройка, сооруженная, судя по оконным наличникам, значительно позже главного храма. Теперь в ней номещается консисторский архив, а прежде здесь была монастырская трапезная. С запада приделана паперть, хотя и позднейшая, но все же древняя, с арочным входом. По верхнему краю арки идет пояс из углубленных квадратов. Последние суть не что иное, как изразцы, но, к сожалению, совершенно забеленные. Отмыть их не стоило бы больших усилий. Церковь увенчана главою, которая тоньше и длиннее Мирожской, а потому придает храму более стройный вид, хотя все же поставлена, как и в Мирожском соборе, ближе к востоку. Зато карниз барабана сильно отличается от Мирожского, украшенного только одним простым арочным пояском. Здесь он состоит из ряда углубленных кокошников, ниже коих идет поясок-зигзаг, образованный впадинками; средняя часть пояса состоит из двух рядов треугольных впадинок, образующих зигзаги; выше и ниже зигзага идет по ряду углубленных квадратиков. Эти украшения встречаются не ранее XIV века. Возможно, что они появились на Снетогорском храме при обновлении его после пожара 1493 года. Древнее покрытие церкви, по мнению акад. Павлинова, было 8-мискатным, ныне же она покрыта железною крышей на 4 ската.
При входе на паперть обращает на себя внимание огромная (3 V4 X У4 арш.) толстая плита. Прежде она лежала на земле у самого входа, но несколько лет тому назад ее сняли и поставили к стене на паперти. К сожалению, это сделано слишком поздно, так как вся средняя часть покрывающей плиту надписи совершенно стерта ногами богомольцев. Мы могли разобрать лишь несколько слов и, между прочим, начало надписи: Цифра S указывает по крайней мере на XV век, но возможно, что под нею скрывается даже и XTV век’.
За папертью идет притвор, покрытый массивными сомкнутыми сводами. Здесь находятся 3 двери: справа – в архив (бывшую трапезу), слева – в ризницу и прямо – в церковь. Проникнуть в архив нам не удалось. Ризница довольно поместительна. Посреди нее стоит огромный 4-хгран-
ный столб, около 1 саж. толщины. На него опираются пять сводов, перекинутых во все стороны. В ризнице хранилось прежде несколько маленьких пушек на лафетах. По преданию, они оставлены здесь Густавом-Адольфом.
Вход во храм имеет грубо сделанную перспективную арку, наподобие той, какую мы описали в Климентовской церкви (стр. 210). Внутренность храма имеет одну архитектурную подробность, не встречаемую в других церквах: по своей длине, от запада к востоку, храм разделен тремя внутренними стенами; следовательно, всех продольных стен, считая с двумя наружными, – пять. Каждая из внутренних стен имеет два пролета, коими соединяются между собою продольные отделения храма. Все отделения покрыты сомкнутыми и коробовыми сводами. В северо-западном углу, в своде, заметно сферическое углубление – вероятно, след бывшего здесь маленького купола. Все продольные стены не доходят до иконостаса шагов на 6, вследствие чего между ними и иконостасом образуется узкое и длинное пространство. Над ним возвышается полый барабан с 8 щелеобразными окнами, утвержденный на 4 подпружных арках, пяты коих опираются не на столбы (их нет), а на стены. Против алтаря устроены наверху каменные хоры, на которые можно взойти только из архива. За правым клиросом почивают мощи убиенных в 1299 г. игумена Иасафа с братиею. В стенах храма вделано много надгробных плит, из коих древнейшие -1647 и 1648 годов.
Несколько лет тому назад в жертвеннике, на стене, были случайно обнаружены древние фрески весьма искусных писем. К сожалению, они сильно попорчены. Лучше других сохранился строгий Византийский лик какого-то святителя. В алтаре также заметны следы фресок. Весьма вероятно, что весь храм в древности был покрыт фресками, как и в Спасо-Мирожском соборе.
Церковь св. Владимира, бывшая Рождества Христова.
Построена в 1519 г. во имя св. Николая Чудотворца и была трапез-ною. Тогда же были при ней построены настоятельские кельи.
Церковь имеет форму вытянутого вверх прямоугольника, наподобие Стефановской (стр. 195) и Пантелеимоновой (стр. 234). Западный фасад закрыт позднейшей пристройкой. С севера сделано трехдольное деление, но оно не доходит до кровли почти на 2 аршина; кроме того, правая лопасть гораздо короче двух остальных. Остающаяся наверху часть стены имеет прямоугольное углубление почти во всю ширину стены, сделанное, вероятно, для фресок. Верх углубления срезан, из чего следует, что древнее церковное покрытие было, вероятно, 8-скатным. С востока приделана полукруглая абсида, без украшений. Барабан глухой и также без украшений. Внутри храм совершенно переделан. Он накрыт прямым потолком, а абсидное углубление закрыто глухою прямою стеной. Все эти переделки произведены в 1814 г.
Колокольня.
В дополнение к этой статье, советую прочитать: