Начавшаяся в январе 1904 года война с Японией ускорила революционные события. Царизм потерпел позорное поражение иа Дальнем Востоке, и перед РСДРП впервые встал вопрос об отношении рабочего класса к империалистической войне, которую затеяло царское правительство. Война расшатала хозяйство, дезорганизовала транспорт, истощила казну.
Реальная оплата рабочим снизилась, цены на продукты и предметы первой необходимости значительно повысились. Мобилизация крестьян в действующую армию лишила многие семьи кормильцев. В народе нарастали ропот и недовольство. Назревала революция.
В воскресенье, 9 января, в Петербурге более 140 тысяч мирных демонстрантов были встречены ружейными залпами. Весть об этом разнеслась по всей стране. На это злодеяние рабочий класс ответил забастовками и демонстрациями.
3 февраля 1905 года забастовали Великолукские железнодорожные мастерские. Состоялся митинг, избравший стачечный комитет. Большевик Табачников огласил требования, которые были выработаны московскими железнодорожниками еще 31 января. Главными пунктами требований значились: восьмичасовой рабочий день, повышение заработной платы на 20 процентов, оплачиваемые месячные отпуска, отмена штрафов, уравнение в правах мужчин и женщин, свобода слова, печати, собраний.
Великолукские железнодорожники добавили к этому и свои требования: улучшить медицинскую помощь, открыть училище для детей рабочих и низших служащих, уволить за грубое обращение с рабочими мастера Ковалева. Представители стачечного комитета выехали на близлежащие станции, в том числе и в Новосокольники. Вот как об этом вспоминает слесарь Новосокольнического паровозного депо Г. Трофимов: «В памяти накрепко осталось слово «товарищ». Кто его стал произносить первым, не знаю, но как-то сразу на работе стали называть друг друга товарищами, чего раньше не было. В конце января ходили слухи, что в Москве забастовка, наверное, будет и у нас. Поговаривали также, что главные Великолукские мастерские забастовали. И вдруг… сообщают, что из Великих Лук идет паровоз с забастовщиками. Через полчаса действительно подходит паровоз, битком набитый рабочими. На площадке, на тендере, в будке теснятся люди. Толпой пошли в депо и тут же организовали собрание. Оратор говорил часа два, толково, понятно,
увлекательно. Описывал, как живут фабриканты, помещики, какую роль играет царь и почему все они купаются в роскоши, а рабочий лишен всяких прав.
Нашлись люди у нас в депо, которые занимались политикой,— братья Зенины: один — машинист, другой — слесарь. Разговоров о том, что бастовать не надо, среди собравшихся не было. Кругом воодушевление и какое-то особое боевое настроение, тут же на собрании избрали забастовочный комитет из пяти человек: троих от депо и двоих от службы движения. Председателем движения был избран товарищ Зенин, который вошел в состав Великолукского забастовочного комитета. Забастовки продолжались около двух недель. Собрания устраивались чуть не каждый день у нас в депо или в Великих Луках…»
Правление железной дороги, терпевшее убытки во время забастовки, пошло на уступки, удовлетворило часть требований стачечного комитета. Рабочие возобновили движение на дороге. Однако вскоре из депо были уволены все члены стачечного комитета.
Первая в истории Новосокольнического железнодорожного узла забастовка прошла организованно и дружно во многом благодаря тому, что в уездном центре к февралю 1905 года уже действовала объединенная Великолукская социал-демократическая организация в количестве двадцати пяти человек, среди которых было пять большевиков. Они-то и направляли всю революционную борьбу на юге Псковской губернии.
Все лето 1905 года в уезде распространялись листовки и прокламации, призывавшие к забастовкам и захвату помещичьих земель. Еще весной в некоторых волостях беднейшее крестьянство начало самовольную запашку барской земли.
В конце года по железной дороге страны вновь прокатилась волна забастовок. 8 декабря в нее включились рабочие Новосо-кольников и Невеля. Для наведения порядка из Витебска прибыло две роты солдат. Однако их попытка наладить движение поездов оказалась безрезультатной. 15 декабря на вокзале прошел митинг, бастующие прервали работу правительственного телеграфа, закоротив провода по обе стороны вокзала. Движение
на дороге в сторону Москвы, Петрограда, Риги и Витебска было полностью парализовано. Ночью 17 декабря после подавления восстания в Москве движение на железной дороге было восстановлено. Сразу последовали аресты активистов забастовки. Многие рабочие были уволены.
Но «воспитывали» не только рабочих. В докладе управляющего железной дорогой от 3 января 1906 года говорилось, что начальник станции Новосокольники Крылов сам был готов вместе с демонстрантами размахивать флагами, поэтому целесообразно перевести его на другой участок с соответствующим уменьшением жалованья.
Увольнять, перемещать, отдавать под суд давал право высочайший указ «О правилах чрезвычайной охраны на железных дорогах» от 15 декабря 1905 года.
Напуганный размахом всеобщей политической стачки, Николай II вынужден был пообещать народу «гражданские свободы» и дать «законодательную думу», которая просуществовала чуть более двух месяцев и была распущена царем, как не оправдавшая себя.
В России стали свирепствовать карательные отряды и военно-полевые суди. Только не прошли бесследно бои на баррикадах в Москве, расстрел демонстрации в Иванове, восстание на броненосце «Потемкин», Кровавое воскресенье. Рабочие собирались на маевки, готовились к новым сражениям.
Новосокольнические железнодорожники 1 Мая собирались на тайные сходки. Член КПСС с 1928 года, почетный железнодорожник М. Алексеев вспоминает: «С 1909 года я начал работать учеником слесаря в паровозном депо. В День международной солидарности трудящихся большевики Хомутов и Кривоше-ев собирали надежных рабочих из всех цехов и незаметно уходили за пределы поселка. Наши маевки обычно проходили на берегу речки. До Великой Отечественной войны там были три старые красивые рощи. Они и являлись хорошим укрытием наших собраний. Маевки собирались каждый год и, как показало время, сыграли немалую роль в росте сознания новосокольнического пролетариата».
С началом первой мировой войны на Новосокольническом железнодорожном узле увеличилось количество военных эшелонов. Особенно много проходило санитарных поездов. На станции появились военная комендатура и продовольственный пункт, снабжавший двигавшиеся к фронту воинские части.
Начались рекрутские наборы. Под пляски и плач провожающих вчерашние крестьяне заполняли стоявшие в тупиках товарные вагоны, чтобы уже завтра, возможно, встать на передовую. Большинство отправленных на фронт так и не вернулись в родные края.
Псковская губерния входила в состав прифронтового Двинского военного округа. На всех крупных станциях вводилось военное положение, и вступил в силу указ 1905 года «О правилах чрезвычайной охраны на железных дорогах». Имелось предписание главнокомандующего Северо-Западным фронтом губернатору и начальнику Двинского военного округа, в котором говорилось: «Возникновение внутренних беспорядков может весьма серьезно отразиться на успехе наших военных операций. Предписываю: в случае появления забастовочных движений на железных дорогах в пределах района вверенного Вам округа немедленно формировать для их подавления боевые поезда и ставить во главе их людей решительных, а для подавления забастовок в других случаях немедленно арестовывать возможно большее число зачинщиков и лиц, имеющих влияние на бастующих, н предавать их военно-полевому суду…»
После нескольких поражений царской армии 1915—1916 годов железная дорога перестала справляться с перевозками военных грузов. Доставка продовольствия в уезд почти прекратилась.
Возвращающиеся домой солдаты-калеки разносили весть о братаниях на фронте и призыв большевистской партии: «Мир — хижинам, война — дворцам!»
27 февраля (12 марта по новому стилю) 1917 года всеобщая политическая стачка в Петрограде перешла в открытое вооруженное восстание. Балтийские матросы, солдаты гарнизона и рабочие отряды овладели столицей. Царь Николай II находился в
это время в могилевской ставке. Пытаясь спасти положение и как-то повлиять на ход событий, он выехал в Петроград. Однако по просьбе питерского Совета дновские железнодорожники направили царский поезд в Псков. Попав в безвыходное положение, император Николай II в ночь со 2 на 3 марта (с 15-го на 16-е по новому стилю) подписал отречение от престола.
Февральская буржуазно-демократическая революция победила, но радоваться было рано: пришедшее после царя к власти Временное правительство не торопилось с окончанием войны и отменой старых порядков. Его глава Керенский призывал к патриотизму и войне до победного конца. Проезжая через Новосо-кольники из Петербурга на Южный фронт, он не посмел спуститься на перрон из своего разрисованного военными призывами вагона и выступить с речью перед железнодорожниками. Не те теперь были времена! Железнодорожники буквально на второй день после свержения царя включились в революционную борьбу, стремясь помочь питерским рабочим. Псковский губернатор Кашкарев 4 марта доносил Министерству внутренних дел: «Вооруженная партия неизвестных людей, одетая частью в солдатские шинели, числом до 80 человек, прибыв поездом по направлению от Витебска 3 марта около 8 часов вечера в Ново-сокольники, обезоружила жандармов и полицейских надзирателей, сожгла часть бумаг канцелярии, захватила паспорта и поездом в 10 часов вечера отбыла по направлению Режицы».
В этом же месяце Министерство внутренних дел уведомляло губернского комиссара Временного правительства о разгроме крестьянами Великолукского уезда имения Минкиио, принадлежавшего вдове генерала Чагина.
Жители деревень Зеленино, Бабки и Скорнево Бологовской волости заняли землю, арендуемую Ф. Мильдером в имении Зуево.
В дополнение к этой статье, советую прочитать: