В ноябре 1987 года исполнилось 150 лет со дня открытия железнодорожного движения в России. Первая железная дорога связала Петербург с Царским Селом и Павловском. Ее строительство началось в 1836 году и через год было закончено. Первый поезд между Царским Селом и Павловском прошел 27 сентября 1837 года. Толпы народа с удивлением смотрели, как громыхали на стыках рельсов вагоны, которые тащили пристегнутые к ним лошади. Своих паровозов в России не было. Заказанные же за границей к этому дню не были доставлены в Петербург. Желание увидеть техническое чудо века было так велико, что железную дорогу решили открыть, используя конную тягу. Поезд с паровозом стал ходить только через месяц.
Строительство дороги, ее испытание, поездки в качестве машиниста осуществлял профессор Венского политехнического института Франц Герстнер. Дорога хорошо зарекомендовала себя, и в начале 1842 года император Николай I издал указ о строительстве Петербургско-Московской железной дороги.
А весной 1897 года Московско-Виндаво-Рыбинское железнодорожное общество приобрело право на постройку линии Москва — Виндава через Ржев — Великие Луки, местечко Сокольники, Резекне, а также на постройку участка железной дороги от станции Дно до местечка Сокольники (станция Новосоколь-ники).
Регулярное движение на построенной дороге началось 11 сентября (по старому стилю) 1901 года. 24 сентября принято считать днем основания Новосокольников. Этот день ежегодно отмечается как городской праздник.
Одновременно общество развернуло строительство на участках Новосокольники — Витебск и Дно — Царское Село, которое было закончено в августе 1904 года. Вели его железнодорожные войска, но основная тяжесть работ пала на плечи крестьян, которые приходили на строительство в надежде подзаработать.
Паровозный парк этого времени состоял из маломощных локомотивов в 550—650 лошадиных сил. Грузовые вагоны имели
грузоподъемность в 10—14 тонн и почти полностью были двухосными.
С началом эксплуатации узла появились железнодорожные мастерские, потом паровозное депо, подчинявшиеся более крупному узлу в Великих Луках. Рядовые путейцы набирались из близлежащих деревень, проходили краткосрочные курсы при станции, а мастера и инженерный состав приезжали из Петербурга и Великих Лук.
Вокруг железнодорожного узла постепенно образовывался поселок. Состоял он в основном из двух не имеющих названий улиц, тянувшихся вдоль железной дороги. Новый деревянный вокзал увенчали четыре остроконечные башни. Ночью на станции горели калийно-керосиновые лампы.
Для детей железнодорожников в 1902 году открылась земская школа. Учились в ней в основном дети мастеров и инженеров. Дети рабочих обучались один-два года и шли на подсобные работы.
На московской стороне вокзала появились лавки, склады, меблированные комнаты. Открылись чайная, колбасная.
Поселок рос быстро. Почти у каждого дома огораживался небольшой участок земли с сараями и грядками. Работать на дороге приходилось по 12—14 часов, а платили немного: до рубля в день квалифицированному рабочему, а подсобному — 50 копеек. Даже паровозный круг прокручивался в те годы вручную. Часто рабочие получали увечья и травмы. Особенно опасным был труд сцепщиков: станция по ночам не освещалась, а поезда формировались круглые сутки.
В дополнение к этой статье, советую прочитать: