Однако годы первых пятилеток вошли в историю страны и патриотическими починами Алексея Стаханова, Никиты Изотова, Макара Мазая, Петра Кривоноса, Паши Ангелиной и многих других ударников социалистического соревнования. Набирало ход стахановское движение и в Новосокольииках. На железной дороге развернулось соревнование за увеличение веса поездов, их скорости, за экономию топлива. Паровозы развивали тогда скорость чуть более двадцати километров в час. Мощность их была невелика. В основном использовались локомотивы, закупленные в Германии и Швейцарии.
В 1931 году советская промышленность приступила к выпуску мощных по тем временам паровозов ФД («Феликс Дзержинский»). На паровозе имелось приспособление для автоматической подачн угля в топку. Скорость его значительно превышала скорость своих собратьев. Широко стали применяться на железной дороге автосцепка вагонов и автоторможенне составов.
После рекорда Петра Кривоноса, показанного на паровозе марки ЭХ 1 нюня 1935 года, в Новосокольниках создаются молодежно-комсомольские паровозные бригады. Их возглавляют напористые, неугомонные Николай Кулинин, Александр Богданов, Владимир Смирдан, Александр Степанов и другие. Азарт, хорошее знание материальной части паровоза и постоянный по-
иск новых, неиспользованных резервов позволили молодежи соревноваться со старыми, опытными машинистами.
Увеличился пробег локомотивов без поломок и ремонта, скорость их превысила 40 км/ч, да и вес составов стал переваливать за 3 тысячи тонн.
За выдающиеся достижения в стахановском движении молодой машинист станции Новосокольники Матвей Архипович Мясник был удостоен высшей награды Родины — ордена Ленина, а машинист Петр Герасимович Исаев — ордена Трудового Красного Знамени.
В Новосокольниках родились целые династии железнодорожников: братья Трофимовы — Алексей и Иван, Богдановы — Павел и Александр, Мейнерт—Иосиф и Станислав, Станкевичи — Станислав и Иосиф, Доморацкие — Прокопий и Иван, Колосовы — Петр, Ефим и Иван.
Был подхвачен в Новосокольниках опубликованный в 1938 году в центральной печати призыв Зинаиды Троицкой — первой женщины-машиниста локомотива: «Женщины — на паровоз!» Для женщин, пожелавших овладеть профессией машиниста, при паровозном депо организовали курсы. Преподавателей подобрали опытных, знатоков своего дела, в основном машинистов с большим стажем работы. Аппен, Чернов, Константинов, Москаль-ков так подготовили своих учеников к экзаменам, что квалификационная комиссия присвоила звание «Машинист паровоза» Вере Сморыго, Вере Сорокиной, Марии Миклашовой, Татьяне Евсюковой. Вера Сорокина и Катя Соколова начали трудиться на маневровом паровозе, Маша Миклашова, Саша Ильина и кочегар Фрося Михайлова водили грузовые составы, а остальные выпускницы работали в мужских паровозных бригадах. Стахановское движение сыграло важную роль в успешном выполнении планов первых пятилеток.
Широко развернулась в районе просветительная работа. Открыто 83 начальных, 15 неполных и средних школ с количеством учащихся 12 233. В Новосокольниках в это время директором школы была Мария Михайловна Соловьева, работавшая в этой
должности с 1927 года. Вокруг школы сплотился крепкий шефский коллектив из работников железнодорожного узла. Они собрали средства и построили для ребят столярные я слесарные мастерские.
В ответ на это учителя работали самоотверженно, с энтузиазмом. Помимо уроков готовили учеников к экзаменам в техникумы и институты, вели занятия в группах ликбеза, возглавляли бригады по оказанию помощи пригородному хозяйству и совхозу «Шахниха». М. М. Соловьева руководила женсоветом при политотделе узла, читала лекции для родителей и молодежи.
К 1936 году в районе было построено несколько детских садов, открыто три библиотеки, три клуба, двадцать три избы-читальни, одна стационарная киноустановка, пять кинопередвижек. В том же году начала действовать вторая в районе Насвинская МТС. Уже в 1937 году пятьсот двадцать семей колхозников переселились с хуторов иа центральные усадьбы колхозов.
В феврале 1940 года в район пришла радостная весть: Указом Президиума Верховного Совета СССР колхоз «Красное знамя» Новосокольнического района за высокие результаты в развитии сельскохозяйственного производства был награжден орденом «Знак Почета». Это первый колхоз в границах Псковской области, удостоенный такой высокой правительственной награды.
В дополнение к этой статье, советую прочитать: