Христианская мораль, заповеди предков, сан первосвященника обязывали патриарха Тихона к покорности властям. Но — совесть? Уместно вспомнить, как толкует это слово В. И. Даль: «…внутреннее сознание добра и зла; тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка… чувство, побуждающее к истине и добру, отвращающее ото лжи и зла…». Из рукописных документов архива открылось, что предкам патриарха, его однофамильцам, землякам неоднократно приходилось ре— шать вечный, «гамлетовский», вопрос: «быть или не быть»? Выполнять заповедь «всякая власть от Бога» или поступать по своим убеждениям и совести? Убедительный ответ — в объемном, в двести страниц, «Деле по обвинению священника Алексея Матвеевича Беллавина». В нем — история мужественной борьбы рядового священника с многочисленными государ — ственными чиновниками. В прошении A.M.Беллавина к псковскому архиерею есть такие строки: «вопреки своему званию, обязывающему меня к кротости и смирению, я забыл порядок службы и отважился не только причинять грубости штатному смотрителю народных училищ коллежскому асессору Семенову, который был,моим прямым начальником, но отзываться неприличным образом на счет самою министра народного просвещения и выставлять его врагом всей церкви…». Из —за чего же смиренный батюшка
затеял тяжбу с начальством? Может быть, его обидели лично, ущемили в жалованье, обошли наградами, повышением? Причина иная, более возвышенная, благородная, «движимый пасторскою ревностью, я никак не мог предпочесть Бову Королевича священному писанию». Конфликт из—за методов преподавания, начавшийся в 1842 году, тянулся очень долго. Священник об — ращался к уездным, столичным, губернским властям, но везде ему ставили в вину «ослушание начальства» Лишенный должности, Беллавин с женой и четырьмя малолетними детьми остался без средств к пропитанию, но продолжал отстаивать свои взгляды. И все-таки правда восторжествовала. После обращения к императору сенат вынес определение: «Бывшего законоучителя Торопецкого училища священника А.М.Беллавина допустить к занятию должности священника и священноучителя».
Да, жить по совести, по правде во все времена было нелегко, в чем убеждают другие примеры и из жизни Беллавиных В 1865 году священник Николай Иванович Беллавин находился под следствием по жалобе помещика Ширяева и княгини Лобановой за то, что дозволил «крестьянам рубить церковный лес и пахать церковную землю» За такое самовольство батюшку отправили на три месяца в монастырь в черные работы, а ведь по христианской морали он совершил доброе дело — поделился с крестьянами землей и лесом Еще огорчительнее было то, что его предал (написал донос) сослуживец — дьячок Иван Меньшиков И все-таки всегда находились мужественные люди, которые не боялись отстаивать справедливость Отец патриарха И Т Беллавин всегда старался помогать бедным прихожанам, а во время служения в Торопце
передал крестьянам в пользование часть озера, принадлежащего церкви.
В документах архива зафиксировано немало примеров, когда священ — нослужители защищали от своеволия помещиков крестьян и даже укры — вали беглых крепостных, оказывали помощь преступившим закон арестантам, дезертирам. Важно заметить, что в большинстве случаев конфликты и спорные вопросы в консистории рассматривались весьма скрупулезно и, в основном, решались по справедливости. Это во многом зависело от муд — рости архиереев. Как известно, церковные власти осторожно относились к различным мирским новшествам в науке, технике, искусстве. Когда по — явилось кино, наиболее консервативные священнослужители считали грехом смотреть «туманные картинки». А вот сельский священник из Торопец — кого уезда Петр Беллавин обратился в Псковскую епархию с крамольной просьбой: «по воскресным и праздничным дням производить в церковноприходской школе религиозно—нравственные чтения, сопровождая таковые картинками волшебного фонаря, приобретенного мною для означенной цели». ‘Резолюция была такова: «Призываю Божие благословение на доброе дело… Епископ Антонин». Владыка Антонин прослужил в Псковской епархии восемь лет, часто встречался и дружил с владыкой Тихоном во время его приездов в родные края. Что же объединяло их? Владыка Антонин приехал в Псков в 1894 году и в своей первой проповеди на площади у Троицкого собора высказал добрые слова о своих предшественниках, в числе которых назвал Евгения Болховитинова – известного ученого, краеведа, историка. А о себе новый владыка сказал очень скромно: «Сознаю мое недостоин— ство в сравнении с ними. Могу хвалиться только о немощах моих…». А «немощи» владыки Антонина проявились так: он объездил все уголки губернии, ходил в дальние походы пешком, в деревнях встречался с крестья — нами, выслушивал их просьбы, старался оказать помощь… И неслучайно после кончины владыки прихожане вспоминали о его «добродушии, ласковости, любезности, снисхождении к людским слабостям, сострадании и сочувствии чужому горю». Такие же черты характера биографы отмечают – и у патриарха Тихона.
Круг общения владыки постоянно расширяется, и, чтобы быть еще ближе к простым прихожанам и священнослужителям, ои отменяет вошедшие в
обычай земные поклоны архиерею. В письменных обращениях к нему запрещает перечислять достоинства и награды.
Современники называли Тихона «одним из немногих маяков… на долю которых падал жребий активно бороться за правду и свободу». И так было иа всех местах его служения в Литве, в Москве, уже в сане митрополита, и позже, при избрании патриархом. Святитель Тихон остался верен своим убеждениям. Как указывают сослуживцы, он «проявил себя независимым деятелем высокой честности, твердой энергии и одновременно большого такта; человеком сердечным, отзывчивым и чрезвычайно простым и доступным как в деловых, так и частных отношениях к людям».
В смутное время после октябрьского переворота, когда были ликвиди — рованы духовные учебные заведения, приходские школы, святитель Тихон пытался хоть как —то сохранить, взаимоотношения церкви и творческой интеллигенции. В соборной палате епархиального дома проводились духовные концерты, в которых принимали участие писатели, художники, артисты, и неизменно на них присутствовал патриарх. В этих религиознопрос — ветительских мероприятиях, проходивших при переполненном зале, прини — мали участие знаменитые артисты Москвин, Нежданова, протодиакон Розов, Холмогоров, лучшие хоры московских храмов.
Начиналось массовой гонение на церковнослужителей и верующих по всей России, большевики обвинили церковнослужителей и патриарха в том, что они препятствовали изъятию церковных ценностей для спасения голо — дающих. По всей стране начались судебные процессы, аресты, казни. Арестован был и патриарх Тихон, и ему грозил смертный приговор. В этот трагический период 1922 — 1923 годов нашлись отступники, захватившие высшую церковную власть и создавшие свою организацию — «Живая церковь». Обновленцы, как их называли, «раскололи» православную веру, посеяли смуту. Слабые духом прихожане стали примыкать к «Живой церкви» или вообще отошли от религии, наиболее устойчивые остались верны православию, патриарху; их называли «тихоновцами». О том, как проходил раскол на родине патриарха Тихона, свидетельствуют рукописные документы великолукского архива. В их числе заявление священнослужителей города Опочки псковскому епископу Варлааму, написанное 31 мая 1923 года. Это
документ о том, какими методами насаждалось обновленчество и есть смысл привести его «Мы числимся в составе приверженцев так называемой Живой церкви Единственным основанием для этого причисления может быть только подпись под анкетою, устроенную псковским управлением Живой церкви Чем эта подпись вызвана, уже вероятно достаточно выяснено Вашим преосвященством Угроза деятелей обновления, владевших средствами физического насилия, были тому причиною Мы же всегда были в подчинении епископу православного посвящения, обновленческие учреждения и их епископов всегда считали захватчиками церковной власти Обновленческою епископа Дмитрия, приезжавшего в город Опочку, мы в свою церковь не принимали, в служении с ним не участвовали, гостеприимства ему не оказывали, на собраниях духовенства и мирян мы всегда выступали против обновленчес—
ких притязаний, в то время когда члены принтов опочецких церквей хранили на собрании молчание, мы, подвергая себя опасности арестов и изгнания разъясняли собранию, что деятели обновления стремятся к ниспровержению основ православия, справедливость сею подтвердят причты, церковные старосты и члены церковных советов, бывшие на собраниях До настоящего времени мы не заявляли о преданности православию
Подписи протоиерей Иоанн (неразборчиво или Беллавин, или Белинский — Н Н ) Диакон Никанор Горностаев»
Травля тихоновцев в Псковской губернии велась повсеместно, от них отбирали храмы, их сажали в тюрьмы, травили в местной печати, называли «контрреволюционерами», «малосознательной темной массой» Сторонники патриарха не могли защищать себя, отстаивать правду, так как им не давали слова О том, какой урон нанесла атеистическая война, убедительно
говорится в газете «Псковский набат» за 24 мая 1927 года: «В тихоновском духовенстве наблюдается большой упадок образовательного и нравственного уровня. Когда—то во главе епархии стояли архиереи—академисты, академисты были среди духовенства, а теперь все это страшно упало. Во глаяе епархии стоит епископ без всякого образования, в священники каждый день ставят неграмотных сторожей, бывших полицейских, лакеев, вышибал и т.д. Но упадок духовенства как нельзя лучше соответствует низкому уровню прихожан; неграмотный люд в неграмотном же попе видит «своего брата» и обращается с ним запросто. Видно, что тихоновская церковь старо превратится в самую откровенную клоаку всякого невежества, суеверия и нравственного вырождения. Также очевидно, что самая серьезная борьба на антирелигиозном фронте предстоит именно с этим откровенным гнойником, т.к. все промежуточные церковные фракции исчезли сами собой…»
В дополнение к этой статье, советую прочитать: