Комментарий к материалам о памятниках архитектуры

Назовем такие.- церковь во имя Св. Владимира (1518 г.), Св. Иоанна Милостивого (1561 г.), Св. Симеона на Железной горке (XV в.), Св. Сте­фана (XV в.), посадские церкви во имя Спаса Образского монастыря (1414 г.) и Св. Пантелеймона (Дальнего) (XVII в.). Среди них особой тра­гической нотой выделяются церкви XIV века из Довмонтова города – По­крова Богородицы, Рождества Христова и Святого Духа. Раскрытые в 1970-1980-х годах из-под слоев земляной насыпи, сохранившиеся на по­ловину своих объемов, они гибнут на виду у всего города, прожив более 600 лет свидетелями истории Пскова.
Время коснулось почти всех церквей Пскова: некоторых – благо­творными реставрациями 1950-1970-х годов, когда удалось восстановить и укрепить многие здания. Освобожденные от ряда позднейших пере­строек, они стали не только украшением города, но и показателем высо­кого мастерства древних зодчих. Среди них собор Иоанна Предтечи, ныне
датированный XII веком; ансамбль бывшего Старовознесенского монас­тыря; двойная церковь Покрова и Рождества Богородицы от Пролома; церкви Николы со Усохи, Иоакима и Анны, Иоанна Богослова на Миля-вице, Петра и Павла с Буя. Другие, напротив, утратили цельность компо­зиции – приделы, притворы, главы и кресты. Автору путеводителя при­шлось бы сейчас вновь знакомиться со многими церковными зданиями, оказавшимися в другой городской среде и имеющими иной архитектур­ный облик.
Что же касается часовен, о которых Н.Ф. Окулич-Казарин упомина­ет как о естественных элементах городской среды современного ему Пскова, то они практически утрачены полностью, так как их было легче разрушить, чем мощные церковные здания, разборка которых обходи­лась дороже простого ремонта. Сохранились лишь кладбищенские ча­совни и те, что можно было использовать для бытовых нужд. Пример тому – Анастасиевская, превращенная в 1950-х годах в керосиновую лав­ку. Одиннадцать городских каменных часовен отмечено автором путе­водителя, среди них Ольгина, ныне возобновленная как условно-обоб­щенный образ древнерусского храмового зодчества.
Автор путеводителя не ставил перед собой задачи реконструиро­вать хотя бы гипотетически стены и башни псковской крепости. Он по­казывает нам развалины Среднего города и совершает с читателем под­робную экскурсию вдоль стен Окольного города, останавливая наше внимание на участках, отмеченных особо памятными событиями. Общее впечатление, не скрываемое автором, – горечь при виде руин, разруша­емых временем и людьми. Н.Ф. Окулич-Казарин пишет о том, что ни го­родские власти, ни Псковское археологическое общество не в состоя­нии финансировать работы по укреплению и сохранению древней кре­пости, и значит, она обречена на медленное разрушение.
Однако время оказалось более благосклонным к крепостным соору­жениям, чем предполагал Н.Ф. Окулич-Казарин. С1952 года начались ра­боты по восстановлению стен Псковского кремля, которые перешли на западную часть крепости, а к I960 году был реставрирован Покровский комплекс с башней и примыкающими пряслами стен. В последующие два
десятилетия участками изучалась и восстанаиливалась южная линия стен, до Михайловской башни. В эти годы укреплялась Гремячая и Воскресен­ская (Высокая) башни, Толокнянская, Глухая и отдельные аварийные прясла стен на Запсковье. В полном объеме был изучен и возведен в кам­не протяженный участок от Высокой до Варлаамовской башни. Сейчас крепостные стены Окольного города являют собой удивительную кар­тину.- полностью реставрированные и укрепленные стены могут вести к полностью заброшенной, развалившейся в последние 10 лет башне (Вар-лаамовская наугольная); и наоборот, полностью воссозданная башня может одиноко возвышаться среди руинированных до основания стен (Запсковье). Контрасты между воссозданными и совершенно разрушен­ными участками единого памятника – вот чего автор путеводителя, ве­роятно, никогда бы не понял. Не мог бы он узнать до деталей по-прежне­му разваливающиеся остатки крепости XIV века – Среднего города.
В отношении гражданской архитектуры информация Н.Ф. Окули-ча-Казарина оказалась очень своевременной. Именно эта архитектура, ранее мало интересовавшая краеведов, имела перспективу изучения. Восторженное преклонение перед русской стариной, истоком которого было славянофильство, стимулировало интерес к образу жизни пскови­чей эпохи средневековья. Старинные дома Пскова одним своим обликом давали пищу для представлений о жизни и домашнем быте горожан. В облике каменных палат особенно четко ощущался ход времени и смена эпох, пережитых городом за три столетия их существования.
В советское период гражданские здания использовались также для жилья, значительно перестраивались, и то, что удалось зафиксировать Н.Ф. Окуличу-Казарину в начале XX века, имело впоследствии большое значение. Архитектурный облик жилых зданий всегда зависел от их вла­дельческой принадлежности; каждый новый хозяин мог изменять древ­ние формы дома по своему усмотрению. От момента смены владельцев начиналась отправная точка исторического изыскания, с одной сторо­ны, дополненная описанием самого памятника – с другой. Н.Ф. Окулич-Казарин понимал эту особенность и отметил широкий круг имен владельцев древних построек, заложив тем самым основы дальнейшего изу­чения строительной периодизации зданий, включенных в путеводитель.
Выдающийся псковский исследователь гражданского зодчества Ю.П. Спегальский, увлеченный образами и идеями реконструкции граж­данской архитектуры Пскова XVII века, углубляясь в историю отдель­ных памятников, использовал сведения путеводителя. Им были выявле­ны первоначальные или же наиболее ранние владельцы каменных палат; по фамилиям купцов Русиновых, Ямских, Трубинских стали именоваться памятники гражданского зодчества. Часть древних зданий сохранила названия, традиционные для Пскова, современного Н.Ф. Окуличу-Каза-рину: Солодежня и дом Печенко, палаты на Романовой горке и ряд дру­гих. В последнее десятилетие XX века в результате историко-архивных изысканий установлены новые имена первых владельцев-строителей ка­менных палат – Поликарп Бахорев, Аксентий Пушечников, Еким Роко­тов, Демид Быков, Семен Сабров.1 С именами этих псковичей связаны даты строительства гражданских зданий – 1б7О-1б9О-е годы. В этой обла­сти сделаны находки, уточняющие процесс развития гражданского зод­чества в Пскове. Разрешен спорный вопрос о времени строительства палат Сергея Ивановича Поганкина: ныне время возведения палат убе­дительно датировано 1671-1679 годами.2 В целом начало каменного граж­данского зодчества в Пскове пока остается в рамках второй половины XVII века.
Исследовательский материал, однако, не оказал большого влияния на изменение архитектурного облика памятников гражданской архитектуры: в Пскове не осуществлено ни одной реставрации каменных палат XVII века, хотя разработан ряд проектов. Лучшие образцы зданий приведены в ава­рийное состояние, разрушение идет быстрыми темпами, и судьба зданий решится в ближайшие годы. В этом случае «Спутник» Н.Ф. Окулича-Казарина окажется последним оптимистичным изданием, повествующим о хо­рошей сохранности и полноценной жизни палат, но… в начале XX века.
Пожалуй, первым из современных ему исследователей Н.Ф. Окулич-Казарин обращает серьезное внимание на характеристику градостр –тельной структуры средневекового Пскова. Неправильную планировку, криволинейность улиц разной ширины он объясняет топографией рель­ефа, диктовавшей застройку городских территорий. При оценке авто­ром принципов градостроительства средневекового Пскова мы вновь встречаемся с предубеждением, сформированным европейскими регу­лярными планировками, введенными в российские города еще при цар­ствовании Екатерины II. Дореволюционными исследователями не при­нимались во внимание функциональность и эстетическое значение ар­хаической планировки Пскова, существовавшей до конца XVIII века. Ис­кусственное выпрямление улиц центра Пскова создало смешанную гра­достроительную систему, в которой элементы архаики и регулярности равноценны по своему историко-архитектурному значению.
Все, что кратко рассмотрено здесь, – свидетельство непростой ис­тории нашего города за прошедшее столетие. В ней смешались противо­речия разумной деятельности по сохранению архитектурного наследия древнего Пскова, инерции и беспокойных периодов потребительского отношения к памятникам. Все эти годы, обращаясь к более устойчивому времени, когда Николаем Фомичем Окуличем-Казариным создавался «Спутник по древнему Пскову, читатель находил в нем опору, осознавал непреходящую духовную, художественную и материальную ценность псковского зодчества.
И.Б. Голубева,
ведущий искусствовед
Псковского института
«Спецпроектреставрация»

*******
Страницы: 1 2

В дополнение к этой статье, советую прочитать:
  • Памятники истории и культура Пскова
  • Церковь Покрова от Пролому
  • Исторические культурные и архитектурные памятники