Назовем такие.- церковь во имя Св. Владимира (1518 г.), Св. Иоанна Милостивого (1561 г.), Св. Симеона на Железной горке (XV в.), Св. Стефана (XV в.), посадские церкви во имя Спаса Образского монастыря (1414 г.) и Св. Пантелеймона (Дальнего) (XVII в.). Среди них особой трагической нотой выделяются церкви XIV века из Довмонтова города – Покрова Богородицы, Рождества Христова и Святого Духа. Раскрытые в 1970-1980-х годах из-под слоев земляной насыпи, сохранившиеся на половину своих объемов, они гибнут на виду у всего города, прожив более 600 лет свидетелями истории Пскова.
Время коснулось почти всех церквей Пскова: некоторых – благотворными реставрациями 1950-1970-х годов, когда удалось восстановить и укрепить многие здания. Освобожденные от ряда позднейших перестроек, они стали не только украшением города, но и показателем высокого мастерства древних зодчих. Среди них собор Иоанна Предтечи, ныне
датированный XII веком; ансамбль бывшего Старовознесенского монастыря; двойная церковь Покрова и Рождества Богородицы от Пролома; церкви Николы со Усохи, Иоакима и Анны, Иоанна Богослова на Миля-вице, Петра и Павла с Буя. Другие, напротив, утратили цельность композиции – приделы, притворы, главы и кресты. Автору путеводителя пришлось бы сейчас вновь знакомиться со многими церковными зданиями, оказавшимися в другой городской среде и имеющими иной архитектурный облик.
Что же касается часовен, о которых Н.Ф. Окулич-Казарин упоминает как о естественных элементах городской среды современного ему Пскова, то они практически утрачены полностью, так как их было легче разрушить, чем мощные церковные здания, разборка которых обходилась дороже простого ремонта. Сохранились лишь кладбищенские часовни и те, что можно было использовать для бытовых нужд. Пример тому – Анастасиевская, превращенная в 1950-х годах в керосиновую лавку. Одиннадцать городских каменных часовен отмечено автором путеводителя, среди них Ольгина, ныне возобновленная как условно-обобщенный образ древнерусского храмового зодчества.
Автор путеводителя не ставил перед собой задачи реконструировать хотя бы гипотетически стены и башни псковской крепости. Он показывает нам развалины Среднего города и совершает с читателем подробную экскурсию вдоль стен Окольного города, останавливая наше внимание на участках, отмеченных особо памятными событиями. Общее впечатление, не скрываемое автором, – горечь при виде руин, разрушаемых временем и людьми. Н.Ф. Окулич-Казарин пишет о том, что ни городские власти, ни Псковское археологическое общество не в состоянии финансировать работы по укреплению и сохранению древней крепости, и значит, она обречена на медленное разрушение.
Однако время оказалось более благосклонным к крепостным сооружениям, чем предполагал Н.Ф. Окулич-Казарин. С1952 года начались работы по восстановлению стен Псковского кремля, которые перешли на западную часть крепости, а к I960 году был реставрирован Покровский комплекс с башней и примыкающими пряслами стен. В последующие два
десятилетия участками изучалась и восстанаиливалась южная линия стен, до Михайловской башни. В эти годы укреплялась Гремячая и Воскресенская (Высокая) башни, Толокнянская, Глухая и отдельные аварийные прясла стен на Запсковье. В полном объеме был изучен и возведен в камне протяженный участок от Высокой до Варлаамовской башни. Сейчас крепостные стены Окольного города являют собой удивительную картину.- полностью реставрированные и укрепленные стены могут вести к полностью заброшенной, развалившейся в последние 10 лет башне (Вар-лаамовская наугольная); и наоборот, полностью воссозданная башня может одиноко возвышаться среди руинированных до основания стен (Запсковье). Контрасты между воссозданными и совершенно разрушенными участками единого памятника – вот чего автор путеводителя, вероятно, никогда бы не понял. Не мог бы он узнать до деталей по-прежнему разваливающиеся остатки крепости XIV века – Среднего города.
В отношении гражданской архитектуры информация Н.Ф. Окули-ча-Казарина оказалась очень своевременной. Именно эта архитектура, ранее мало интересовавшая краеведов, имела перспективу изучения. Восторженное преклонение перед русской стариной, истоком которого было славянофильство, стимулировало интерес к образу жизни псковичей эпохи средневековья. Старинные дома Пскова одним своим обликом давали пищу для представлений о жизни и домашнем быте горожан. В облике каменных палат особенно четко ощущался ход времени и смена эпох, пережитых городом за три столетия их существования.
В советское период гражданские здания использовались также для жилья, значительно перестраивались, и то, что удалось зафиксировать Н.Ф. Окуличу-Казарину в начале XX века, имело впоследствии большое значение. Архитектурный облик жилых зданий всегда зависел от их владельческой принадлежности; каждый новый хозяин мог изменять древние формы дома по своему усмотрению. От момента смены владельцев начиналась отправная точка исторического изыскания, с одной стороны, дополненная описанием самого памятника – с другой. Н.Ф. Окулич-Казарин понимал эту особенность и отметил широкий круг имен владельцев древних построек, заложив тем самым основы дальнейшего изучения строительной периодизации зданий, включенных в путеводитель.
Выдающийся псковский исследователь гражданского зодчества Ю.П. Спегальский, увлеченный образами и идеями реконструкции гражданской архитектуры Пскова XVII века, углубляясь в историю отдельных памятников, использовал сведения путеводителя. Им были выявлены первоначальные или же наиболее ранние владельцы каменных палат; по фамилиям купцов Русиновых, Ямских, Трубинских стали именоваться памятники гражданского зодчества. Часть древних зданий сохранила названия, традиционные для Пскова, современного Н.Ф. Окуличу-Каза-рину: Солодежня и дом Печенко, палаты на Романовой горке и ряд других. В последнее десятилетие XX века в результате историко-архивных изысканий установлены новые имена первых владельцев-строителей каменных палат – Поликарп Бахорев, Аксентий Пушечников, Еким Рокотов, Демид Быков, Семен Сабров.1 С именами этих псковичей связаны даты строительства гражданских зданий – 1б7О-1б9О-е годы. В этой области сделаны находки, уточняющие процесс развития гражданского зодчества в Пскове. Разрешен спорный вопрос о времени строительства палат Сергея Ивановича Поганкина: ныне время возведения палат убедительно датировано 1671-1679 годами.2 В целом начало каменного гражданского зодчества в Пскове пока остается в рамках второй половины XVII века.
Исследовательский материал, однако, не оказал большого влияния на изменение архитектурного облика памятников гражданской архитектуры: в Пскове не осуществлено ни одной реставрации каменных палат XVII века, хотя разработан ряд проектов. Лучшие образцы зданий приведены в аварийное состояние, разрушение идет быстрыми темпами, и судьба зданий решится в ближайшие годы. В этом случае «Спутник» Н.Ф. Окулича-Казарина окажется последним оптимистичным изданием, повествующим о хорошей сохранности и полноценной жизни палат, но… в начале XX века.
Пожалуй, первым из современных ему исследователей Н.Ф. Окулич-Казарин обращает серьезное внимание на характеристику градостр –тельной структуры средневекового Пскова. Неправильную планировку, криволинейность улиц разной ширины он объясняет топографией рельефа, диктовавшей застройку городских территорий. При оценке автором принципов градостроительства средневекового Пскова мы вновь встречаемся с предубеждением, сформированным европейскими регулярными планировками, введенными в российские города еще при царствовании Екатерины II. Дореволюционными исследователями не принимались во внимание функциональность и эстетическое значение архаической планировки Пскова, существовавшей до конца XVIII века. Искусственное выпрямление улиц центра Пскова создало смешанную градостроительную систему, в которой элементы архаики и регулярности равноценны по своему историко-архитектурному значению.
Все, что кратко рассмотрено здесь, – свидетельство непростой истории нашего города за прошедшее столетие. В ней смешались противоречия разумной деятельности по сохранению архитектурного наследия древнего Пскова, инерции и беспокойных периодов потребительского отношения к памятникам. Все эти годы, обращаясь к более устойчивому времени, когда Николаем Фомичем Окуличем-Казариным создавался «Спутник по древнему Пскову, читатель находил в нем опору, осознавал непреходящую духовную, художественную и материальную ценность псковского зодчества.
И.Б. Голубева,
ведущий искусствовед
Псковского института
«Спецпроектреставрация»
В дополнение к этой статье, советую прочитать: