Нет ни одной научной и популярной работы последующего, после выхода в свет «Спутника по древнему Пскову», времени, авторы которых не опирались бы на сведения Н.Ф. Окулича-Казарина. С ним соглашаются и полемизируют, уточняют, дополняют, и все это свидетельствует о том, что книга выполняет свое назначение – она работает на благо общества.
В основу «Спутника по древнему Пскову» был положен материал предыдущих поколений исследователей и знатоков псковской истории, и в этом смысле книга – яркий показатель уровня изучения истории архитектуры к началу XX века. Кроме того, ценные сведения о состоянии архитектурных древностей Пскова являются результатом наблюдений и изысканий самого Н.Ф. Окулича-Казарина. Спустя 90 лет после издания книги, мы ставим перед собой вопрос о том, какова на сегодняшний день степень достоверности информации о памятниках архитектуры, представленной автором.
Чтобы правильно оценить труд Н.Ф. Окулича-Казарина, необходимо учитывать общий уровень понимания истории архитектуры в научных кругах России во второй половине XIX века. Это было время накопления знаний – от различного рода устных преданий, выявления письменных источников до непосредственного рассмотрения самих древних зданий. Интерес к архитектуре Пскова был вызван начальным этапом изучения новгородских памятников; первыми публикациями, посвященными архитектуре Северо-Западной Руси; был введен термин Новгород-ско-Псковской школы средневекового зодчества. Этот термин прочно утвердился в научном обороте того времени, и только с середины XX века, благодаря новым исследованиям и расширению методологической базы, определились совершенно особые пути развития архитектуры древнего Пскова.
Накопления теоретических выводов были невелики и базировались на материалах знатоков-краеведов, на сведениях, собираемых местными археологическими комиссиями и обществами. Изучение истории
архитектуры сводилось к выявлению региональных особенностей местных памятников, тщательному их описанию и выводам на основе полученного материала. Однако без представления о процессах развития архитектуры в целом по России в тот период было невозможно делать какие-либо обобщения и находить закономерные историко-архитектурные связи между местными школами. Отсутствовала практика комплексного исследования, на основе которой история даже одного памятника могла бы дать достоверный материал для выводов, позволила бы найти его место в общей панораме развития архитектурной школы.
Тем не менее для фундаментального труда, предпринятого Н.Ф. Окуличем-Казариным, необходимость в выводах и аналогиях была очевидной. Собирание сведений, их классификация и самое ценное – внимательное наблюдение над формами существующих памятников – привели автора к суждениям, результатом которых стала книга-путеводитель.
Раздел книги, посвященный архитектуре Пскова, – собственно путеводитель – предваряет небольшое вступление о происхождении форм псковского культового зодчества. Исторический экскурс базируется на самых общих сведениях о греко-византийском и южно-русском типах храмов, о формальных признаках экстерьеров и интерьеров и замечаниях о генезисе их конструкций в зодчестве Пскова. Автор обращает внимание читателя на частности наружного декора отдельных зданий, возводя его в степень основополагающего признака местной школы зодчества. Эстетическая позиция автора сводится к снисходительному мнению, со ссылками на авторитеты его времени, о грубости и неуклюжей технике исполнения деталей, собственно – о недоступной псковским мастерам тонкости и ювелирной отделке в оформлении фасадов. В книге Н.Ф. Окулича-Казарина это суждение – лишь субъективная дань эстетическим вкусам, на которых была воспитана образованная часть общества конца XIX века. Данное суждение давно опровергнуто следующими поколениями исследователей.
В этой связи следует помнить и о том, что книга создавалась в период расцвета искусства и архитектуры модерна и невольно впитала в себя
сопоставления, которые кажутся сейчас неожиданными и образно не соответствуют оценке форм псковской архитектуры. К примеру, путеводитель цитирует высказывание И.Э. Грабаря о крыльцах церковных и гражданских зданий, вызывающих «странным образом» ассоциации с памятниками древнего Египта.
Примером еще одного серьезного историко-художественного несоответствия является то, что автор в своих окончательных выводах использует прием сравнения памятников разных исторических эпох и архитектурных школ и приходит к выводу о невысоком качестве строительства и примитивном понимании древнепсковскими зодчими своих задач. Между тем условия для формирования местных школ значительно отличались друг от друга в разных регионах древнерусского государства. Княжеская архитектура Киевской Руси базировалась на таких образцах церковных зданий, которые не могли быть приняты в псковской вечевой республике XIV-XV столетий не только по причине бедности местных князей и населения.
Справедливо замечание о поглощенности псковичей борьбой с внешними врагами, но эта борьба была жизненной необходимостью. Из-за постоянного пребывания перед ликом смертельной опасности Псков нуждался в храмах более, нежели другие города. Во множестве храмов получали благословение воины перед походом; для гражданского населения последней надеждой во время штурмов была молитва о своих мужчинах-ратниках. Псковские летописи и сказания упоминают о таких круглосуточных стояниях в храмах «всего Пскова», о крестных ходах вокруг крепостных стен и о глубокой вере в патрональную защиту города, который своими церквами предстоит перед Богородицей. Религиозному сознанию псковичей были созвучны идеи христианской символики, чистота и точность архитектуры, что не исключало выбора более экономичных и простых средств при коллективных заказах на строительство храма.
Поэтому нельзя согласиться с Н.Ф. Окуличем-Казариным в том, что самобытность церковной архитектуры Пскова ограничивалась остроконечными покрытиями храмов, их небольшими размерами и простотой. Но, повторим еще раз, малая изученность всего процесса развития архитектуры и ее связей с социумом в разные исторические эпохи не дала возможности автору глубже оценить истоки псковского церковного зодчества.
Кроме того, отметим единодушный вывод исследователей последнего десятилетия о том, что наивысшего расцвета псковская школа зодчества достигла в XVI столетии, когда взаимовлияния московской и псковской традиции органично воплотились в таких своеобразных композициях, как церкви Богоявления с Запсковья, Николы со Усохи, Вознесения под колоколы Снетогорского монастыря и многие другие. Благотворной почвой для нового, духовного творческого подъема послужило то самое «золотое время» XIV и XV веков, о котором пишет Н.Ф. Окулич-Казарин, но от которого, кроме статистических данных о большом числе храмов, почти ничего не сохранилось уже к началу XX века.
Общая датировка средневековых псковских памятников, представленная Н.Ф. Окуличем-Казариным, в настоящее время уточнена трудами многих исследователей-псковичей и представителей науки Москвы, Санкт-Петербурга и других городов страны.1 Работы в локальных областях археологического, источниковедческого, архитектурного изучения историко-культурной среды центра Пскова существенно изменили представления о развитии города. К концу XX века знания о средневековой топографии и зодчестве Пскова стали более конкретными, постепенно включаясь в общую ткань истории архитектуры русского государства.
За прошедшие годы, начиная с середины 1950-х гг., главным направлением исследований было выявление памятников, известных по кратким упоминаниям источников, их атрибуции и датировки, углубленное архитектурно-археологическое исследование. Результатом этих работ стал ряд монографий, а также статьи и выступления на ежегодных конференциях, организованных Псковским музеем-заповедником.
Сейчас Н.Ф. Окулич-Казарин мог бы внести в свой путеводитель до-
1 Основные издания: Белецкий В. Д. Довмонтов город. Л., 1986; Комеч А.И. Каменная летопись Пскова XII – начала XVI вв. М., 1993; Лабутина И.К. Историческая топография Пскова в XIV – XV вв. М., 1985; Седов Вл.В. Псковская архитектура XIV – XV веков: Происхождение и становление традиции. М., 1992.
стоверные, полученные на основе археологических раскопок сведения о времени заселения Детинца и о планировке Довмонтова города, тесно застроенного каменными храмами XIV века. Открытие храмов, их датировка – результат работы Псковской археологической экспедиции Государственного Эрмитажа; атрибуция некоторых церквей остается спорной до нынешнего времени. Изменилась архитектурная композиция кремля – восстановлены крепостные стены и башни, о которых Н.Ф. Окулич-Казарин высказывал лишь предположения, так как их фундаменты надежно скрывал мощный культурный слой.
Иначе обстоит дело за стенами Детинца. Город стал неузнаваем со времени Н.Ф. Окулича-Казарина. Изменился его масштаб и характер зданий, плотность застройки, особенно в центральной части. Из списка церквей, указанных Н.Ф. Окуличем-Казариным, утрачены церковь Никиты Гусятника (1470 г.), Казанской Божией Матери (1810 г.), Благовещения (1836 г.), Св. Николая от Кож (XIX в.) – не слишком много по сравнению с другими древнерусскими городами. Здания, которые во время написания книги разрушались, но сохранение и восстановление которых было еще возможным, сейчас либо утрачены полностью под новой застройкой, либо до сих пор находятся в руинах.
В дополнение к этой статье, советую прочитать: