Этот крест помещается влево от иконы св. Троицы. Он деревянный, на деревянной тумбе, восьмиконечный. Длина тумбы 1 арш. 1/3 в., окружность 1 арш. 9 в. Крест опирается на тумбу яблоком, имеющим в отвесе 8 1/4 в., в окружности 1 3/4 арш. Вертикальная доска креста 4 арш. 1/2 в. длиною, поперечная 2 арш. 2 в., ширина каждой доски 9 в., толщина 2 в. По краям досок откосы с живописными бордюрами. На кресте изображены краскою крест и распятие. В возглавии его изображен Господь Саваоф на двух в облаках херувимах. У правой руки изображение Богородицы и неизвестного, у левой два неизвестных святых, под ногами лесной ландшафт и изображение благоверной княгини Ольги Российской и, можно думать, князя Владимира в княжеской одежде. На тумбе следующие две надписи: 1) «Прииде Блаженная Ольга близь р»Ьки, глаго-лемыя Псковы, и ста на устий тоя р1зки. Бяше бо тогда л’Ьсь и дубие велие, и внезапу преславное видение вид1], светлыми лучами осиевае-мом»Ьсто оное, пророчествуя глаголаше: нам1зст»Ь семь будеть храмъ Пресвятыя Троицы, и градъ великъ з1зло и славенъ будетъ, и потомъ на м1зст1з томъ постави пресвятой кресть на поклонение православнымъ христианомъ».
2) «Божиемъ изволениемъ гр»Ьхъ ради нашихъ, въ л»Ьто отъ сотворения мира 7017, отъ Рождества Спасителева миру 1509 бысть пожарь, весь градъ выгор1злъ и святыя церкви и соборная церковь Пресвятыя Троицы вся выгорала и поставление благоверной княгини Ольги дубовый кресть и Домантова ст1зна. Л1зта же отъ сотворения миру 7131, отъ Рождества же Спасителева 1623, при благов-Ьрномъ Государ-fc и великомъ княз»Ь Михаил t Феодорович»Ь всея России и при отц»Ь его СвятЪйшемъ Патриарх^ Филарет1з написанъ сей кресть Христовь повел»Ьниемъ архиепископа Иоакима на поклонение православнымъ христианомъ.» При кресте золотая лампада – дар великого князя Константина Николаевича по случаю рождения дочери Ольги Константиновны, ныне королевы Эллинов.
Год пожара, истребившего крест св. Ольги, означен во 2-й надписи, по-видимому, ошибочно: в летописи ничего не говорится о пожаре 1509 года, почему надлежит думать, что цифра 5 попала сюда ошибкою вместо 6. Пожар 1609 г. описан в летописи довольно подробно, и тогда Троицкий собор действительно пострадал. Ошибка в цифре могла произойти при подновлении надписи, а что она была подновлена, это видно из ее орфографии и употребления двойного счета годов: от сотворения мира и от Рожд. Христова, что необычно для первой половины XVII века1.
Крест за жертвенником.
В алтаре, за жертвенником, находится крест в рост человека, с металлическими дробницами для мощей и надписью
Ризница.
Евангелие рукописное апракос, письма 1532 г., с надписью: «Написана бысть книга сия, глаголемая Евангелие, повел15ниемъ раба Бо-жия Елисея Борисова сына на престолъ святымъ тремъ святителемъ, да Деисусь поставилъ надъ престоломъ при игумений при Геронтеи. Церкви Божий на украшение, a ce6t на память и роду своему».
Евангелие печати 1681 года. Надпись: «JItTa 7192 (1694) года сентября в 11 день построено сие святое Евангелие повел-Ьниемъ преос-вященнаго Маркелла, перваго митрополита Псковскаго и Изборскаго, на его келейныя деньги*.
Евангелие больших размеров, на александрийской бумаге, напечатанное в Москве в 1689 г., при патриархе Иоакиме.
Серебряный позолоченный напрестольный чеканной работы крест, с литым распятием, украшен жемчугом и драгоценными каменьями и с мощами святых. На нем надпись-. «Сей животворящий кресть построилъ въ соборную церковь Святыя Троицы въ градъ Псковъ преосвященный Маркеллъ митрополить Псковский и Изборский, л15то 7191 (1683 г.) мая 7 дня*.
Напрестольный крест с надписью: «Л1;то 7060 шестого (1518) сд-Ьланъ бысть кресть при crapocTt Caeet и при другомъ crapocTii Мартын ±>.
Напрестольный крест с надписью: «Сд1;ланъ сей кресть въ церковь Григория Богослова, бывшей Путятинъ монастырь1, при держав «fe Благочестивейшей, Самодержавнейшей Великой Государыне нашей Императрице Елисавете Петрович Самодержице всея России и при наследнике Благов ерномъ и Великомъ Князе Петре Федоровича и при супруге его Благоверной Государыне и Великой Княгине Екатерине Алексеевне и при Благове рномъ Государе и Великомъ Князе Павле Петровиче тщаниемъ тое жь церкви священникомъ Пав-ломъ Егорьевымъ, декабря 31 дня 1757 года. А въ семъ кресте весу 129 золот.
Напрестольный крест, с надписью: «1702 года месяца Мая въ день… построенъ при митрополите Иосифа».
Потир золотой, с надписью: «Лета оть сотворения мира 7194 (1686) июля въ 9 день построишася сии сосуды служебнии златии во граде Пскове въ соборную церковь Пресвятыя Троицы, повелениемъ пре-освященнаго Маркелла, перваго митрополита Псковскаго и Изборскаго, изъ домовой казны». К нему дискос с золотым верхом и серебряная звезда с мелкой чеканкой древней работы.
Потир с буквами на поддоне: «С. g V. V. Н. G. I. Anno 1697». Из уст Саваофа на потире: «Ein zu grade angenomen Sunder». На яблоке: «Iesus».
Дарохранительница серебряная, имеющая вид храма, древней искусной работы.
Чаша водосвятная серебряная, изготовленная на доброхотные пожертвования в 1674 г. по благословению архиепископа Псковского и Изборского Арсения.
Одиннадцать старинных панагий. Из них одна – круглая, сквозная – имеет на задней стороне надпись: «Сия панагия дана въ домъ Живоначальныя Троицы первому Маркеллу митрополиту Псковскому, в поминовение души стольника Льва Салтыкова, а прямое имя ему Мем-нонъ 1683 г.» Другая – двенадцатиугольная – походит более на царскую, нежели на архиерейскую.
Два посоха или жезла: один -деревянный, архиепископа Нов-
городского Евфимия 1436 года; другой серебряный, вызолоченный, митрополита Илариона 1695 года.
Несколько Псковских денег, среди коих золотые времен Иоанна IV.
Несколько Псковских печатей. На древнейшей изображен бегущий барс и надпись: «Печать господарьства псковскаго».
Женское украшение, золотое, филигранное, сквозное, с короною, осыпанное яхонтами и изумрудами. Посредине вставлена белая раковина, величиной с грецкий орех и такой же формы. Сквозь нее продета золотая чеканная стрела, поражающая сердце.
Кружка серебряная, позолоченная снаружи и внутри, тисненной изнутри работы. Тиснения изображают виноград, яблоки, груши и т. п. Внизу три серебряные ножки в виде виноградных веток. Вышина кружки около 5 в., диаметр около 4 в. Крышка овальная на одной толстой петле; по краю крышки надпись: «Въ знакъ признательности моей на память ноября 8 дня 1812 г. дарю кружку сию любезному другу моему Александру Самойловичу Фигнерь благодарный Михаил Бибиковъ».
Знаменитый партизан А. С. Фигнер женился в 1811 г. на дочери Псков, вице-губернатора Михаила Ивановича Бибикова, Ольге Михайловне. Тесть Фигнера попал в какую-то беду и, по-видимому, быв отдан под суд, а может быть, и осужден. В 1812 г. покрытый славою Фигнер быв послан Кутузовым к Государю с донесением о победе под Малоярославцем. Вместо наград за свои подвиги, Фигнер просил Государя помиловать его тестя. Просьба эта, по-видимому, была исполнена. Вероятно, эта кружка имеет прямое отношение к описанному случаю. Вдова Фигнера прожила во Пскове до глубокой старости. Надо полагать, что кружка эта пожертвована в собор самою Ольгой Михайловной.
Резные статуи Христа в терновом венце и св. Николая Чудотворца Можайского, хранившиеся прежде в этой ризнице, ныне находятся в музее Церковного Историко-Археологического Комитета, на Печерском подворье.
Усыпальница.
Нижний ярус собора есть, очевидно, древнейшая часть храма. В
западном отделении видны 9 надгробных склепов, но чьи они именно -неизвестно. Для определения их имеются следующие данные:
1) Псковская летопись. Из нее видно, что до 1615 г. под собором погребались исключительно Псковские князья, умершие во Пскове или, по крайней мере, не в дальнем от него расстоянии, так что тела их без особых затруднений могли быть доставлены во Псков1. Таким образом, под собором были погребены: Всеволод-Гавриил (t 1138), Довмонт (|1299), Юрий Витовтович, убитый Немцами в битве под Изборском (| 1348), Даниил Александрович Ростовский (| 1409) и Ярослав Васильевич (Севастьян) Стрига-Оболенский (t 1487), умерший от моровой язвы. Под 1615 г. летопись повествует, что «у Святой Троицы- (но неизвестно, под собором ли или отдельно) были погребены воины, павшие при защите города от Густава-Адольфа.
О погребении св. Николая Юродивого летопись не упоминает.
2) Соборный синодик перечисляет следующих князей: Тимофея-Довмонта, Мстислава (неизвестно какого), Андрея (тоже неизвестного), Георгия (вероятно, Юрия Витовтовича), Севастьяна (Ярослава Васильевича) и Евстафия Изборского. Последний умер в 1360 г., вместе с 2 сыновьями, от моровой язвы.
3) В рукописи XVII века, принадлежавшей прежде М. П. Погодину, а ныне хранящейся в Публичной Библ. под № 15бЗ, значится: «Во Пскова въ соборной церкви у Живоначальные Троицы опочивают подъ спудомъ благоверный великий князи князь всеволодъ, князь доманть, князь ге-оргий витовтовичь литовской, князь даниилъ, князь севастиянъ, князь еоустафии з детьми…*.
Итак, летопись называет лишь 5 имен, синодик перечисляет 7, а рукопись – 6, а если прибавить двух детей князя Евстафия, то 8. Если справедливо, что два сына Есстафия были погребены также под собором, то, прибавив к семи именам синодика эту цифру, получим 9, т. е. как раз число находящихся в западном отделении склепов.
1 О погребении Псковских епископов летопись не упоминает, хотя несомненно они погребались под Троицким собором.
В восточном отделении, сзади алтаря, погребены Псковские святители: митрополит Илларион (|1б98), архиепископ Симон Тодорский (|1754), еп. Гедеон Криновский (|17бЗ), архиеп. Мефодий Смирнов (|1815), архиеп. Нафанаил Павловский (|1849), архиеп. Евгений Бажанов (|18б2), архиеп. Феогност Лебедев (t 1868) и еп. Антонин Державин (| 1902).
Особым почтением Псковичей пользуется могила Симона Тодорс-кого, над которою постоянно совершаются панихиды. Многие искренно убеждены в святости почивающего святителя и веруют в дарованную ему от Бога чудодейственную силу.
В дополнение к этой статье, советую прочитать: