сью «От Казанского Общества трезвости содействием руководителя Общества, священника отца Владимира Панова. 8 июля 1907 г.». В этом же году В. Панов пожертвовал сумму в 1000 рублей, на проценты которой содержались 1 стипендиатка в прогимназии и 1 стипендиат в городском училище. В 1912 году общество отметило 10-летие своего существования, ознаменовав это учреждением сте-пендии в высшем народном училище. О юбилее общества упоминалось в журнале «Трезвость жизни», выходившем в Санкт — Петербурге.
Как видно, даже за столь непродолжительный период существования община сыграла значительную роль в жизни города. Довольно стабильно и её материальное положение, которое держится на процентах с капитала, пожертвованного П.В. Симанс-ким, деньгах за аренду земли и построек, добровольных пожертвований. Последние время от времени поступают в общину от различных лиц. К примеру, дважды по 100 рублей оказывает помощь ещё при начале существования общины Иоанн Кронштадский, 10 рублей и несколько мешков разной муки жертвует купец Подмошенский, деньги поступают по духовному завещанию Посисеева и т.д. Поскольку благотворительность была в это время широко распространена, можно предполагать, что большинство состоятельных жителей Острова приняли то или иное материальное участие в судьбе Казанской общины. Впрочем, встречаются и случаи совершенно противоположные, как, например, воровство из церкви Спаса Нерукотворного, упоминаемое в «Летописи г. Острова и его уезда».
В 1907 г. Казанская община преобразовывается в монастырь. Событие это произошло 16 июля по старому стилю. Освящение воды и чин преобразования совершил ректор Тульской Духовной семинарии Архимандрит Алексий. В сан игумений была возведена настоятельница монастыря монахиня Ру-фина. На основателя монастыря, священника о. Павла Симанского, возложен наперстный крест.
Павел Владимирович, живший все эти годы в небольшом, специально построенном в 1897 г. домике и владевший лишь частью парка, по состоянию здоровья уже не мог выполнять обязанности священника. В новом монастыре была объявлена вакансия, которую занял заштатный островский священник Владимир Панов. П.В. Симанский умер после непродолжительной болезни на 74-ом году жизни, 23 декабря, спустя полгода после открытия монастыря. Как писал в некрологе Владимир Панов, «о. Павел был добрым, сердечным человеком, готовым помочь и материально, и советом. Светлая личность. Благодушно переносил испытания, утешение находил в молитве».
У П.В. Симанского была единственная дочь, которая по традиции владельцев Екатерининского, тоже
носила имя Екатерина. Она вышла замуж за моряка, князя Сергея Петровича Ухтомского, и жила с ним в Новгородской губернии.
Что же касается брата Павла Владимировича Николая, который, так же как и Андрей, после смерти отца унаследовал большой земельный участок, то он ушёл в отставку капитан-лейтенантом. В Острове, судя по архивным материалам, вёл активную общественную жизнь, был гласным Городской Думы, входил в состав уездного суда, в мировые судьи, в Почётный совет при Доме трудолюбия и Островское вольное пожарное общество. Николай Владимирович был женат на Ольге Ивановне, дочери генерала Меландера, женой которого в первом браке была урожденная Ганибал — потомок Петровского арапа. Ольге Ивановне принадлежало село Сухопальцево в 376 десятин, находившееся в Жеребцовской волости в 4-х верстах от г. Острова. В городе возле моста также был каменный дом О. И. Симанской, построенный в 1854 г. генерал-майором Меландером на месте старых построек, не понравившихся императору Николаю II. В их семье было шесть детей: Вера, Екатерина, Иван, Владимир, Пантелеймон и Мария. Один из сыновей — Пантелеймон — стал генерал-лейтенантом, военным историком и обладателем огромной библиотеки. Составленная им в соавторстве М.Б. Стремоухова книга «Жизнь Суворова в художественных изображениях» определением Учёного Комитета Министерства народного просвещения была рекомендована для фундаментальных и ученических библиотек всех средних учебных заведений и для выдачи в награду учащимся в этих заведениях.
Мария Николаевна, старшая дочь Николая Владимировича, активно помогала своему дяде в создании общины, а затем и монастыря, преподавая в рукодельном классе для девочек при монастыре. Вела, также как и отец, активную общественную жизнь: входила (в разные годы) в Общество помощи нркдающимся ученицам Александровской женской гимназии, Попечительский совет при Доме трудолюбия, Кружок трудовой помощи. Являлась председательницей правления Островского Благотворительного общества и заведующей Островским пунктом помощи ручному труду. В дальнейшем она избрала себе духовную стезю и остаток дней провела в рижском монастыре под именем монахини Сусанны. Мария Николаевна была последней представительницей рода Симанских в Острове.
Как же складывалась судьба имения и монастыря после смерти П.В. Симанского? Ещё хлопоча о создании в Екатерининском общины, он надеялся, что со временем здесь будет построен собор в честь св. Казанской иконы Божьей матери с двумя приделами во имя св. равноапостольного Великого князя Владимира и св. мученика Павла. Однако дожить до этого ему не пришлось. Церкви отвели место
справа от храма Спаса Нерукотворного, по размеру которому она почти не уступала. В 1913 году быд сделан расчет на её постройку, но строительство в связи с революционными событиями так и не было закончено. Фундамент здания сохранился до сих пор.
В 1911 г. производилась оценка имения. По сохранившимся сведениям в него входило 83 десятины земли, парк, постройки, которые оценены в 12,5 тысяч рублей. 52 десятины пахоты сдавались в это время в аренду. Парк на лето арендовался Островским клубом, здесь проходили различные мероприятия, в том числе и официальные. К примеру, в «Вестнике Псковского губернского земства» можно прочесть о награждении в саду господина Си-манского в торжественной обстановке членов Островского пожарного общества жетонами за безупречную службу. Дом и флигели сдавались под квартиры. В 1912 г. имение было заложено в Дворянском банке.
В это время возобновлены захоронения на кладбище. Некоторые сохранившиеся до нашего времени памятники датированы первым десятилетием XIX века.
На правобережье, в городе, в это время за Симан-скими числится также двухэтажный дом по улице Набережной. Др войны в нём располагался погра-нотряд, в настоящее время он не существует.
Перед революцией в Екатерининском собрались многие из Симанских в надежде пережить смутное время, но весной 1918 г. имение опустело. В 1918 г., в период немецкой оккупации, духовная жизнь здесь ещё продолжалась в полной мере. Слркбы в церкви Спаса Нерукотворного совершаются о. Палладием Орловым, диаконом в это время являлся A.M. Веретинский. О. Палладий в переживаемых событиях поддерживает сестёр, прихожан и своей горячей молитвой, и страстным словом проповедника, и делами, среди которых — организация крестных ходов. Об одном из них, в погост Елены, совершавшимся в июне 1918 г.,
можно прочесть в «Моей газете». «Накануне крестного хода в храме монастыря городским духовенством во главе с о. Благочинным прот. Д. Цви-невым было совершено торжественное всеношное бдение..В 5 часов утра была совершена в том же храме св. О.А. Кудрявцевым литургия, по окончании которой крестный ход отбыл в п. Елины… По окончании литургии на площади погоста совершено водоосвящение…».
Монастырь тоже ненамного пережил господ Симанских. Свое существование официально он прекратил сразу после революции, однако, по воспоминаниям старожилов, в годы Великой Отечественной войны еще был действующим. В военные годы в нем, как и в других зданиях левобережья, размещался погранотряд. С приходом немцев на его территории, в здании, где находились кельи сестер, был организован концлагерь. Многие пленные были расстреляны у монастырской стены. Сюда же собирали, устраивая облавы на рынке, и молодежь для работы на торфоразработках.
После войны священники были арестованы. В монастыре был организован военный, а затем тарный склад. Здесь же в свое время был оборудован комсомольцами и спортивный клуб, который, как писалось в местной газете «По ленинскому пути», никогда не пустовал. В двухэтажной постройке, на первом этаже размещалась школа. Однако, около 1950 г. это помещение, как и другие монастырские постройки — трапезная, Палладиев дом (так местные жители называют деревянное здание напротив монастырских ворот, в котором жил священник) отданы под жилье.
В послевоенные годы в г. Остров приезжал Алексий I. Можно предположить, что это было в 1946 г. во время посещения г. Пскова с целью освящения Троицкого собора в 1946 г., однако в «Отчёте о работе Уполномоченного Совета по делам Русской православной церкви … по Псковской области» об этом не упоминается. Сохранились сведения о том, что он обращался к местной власти с
просьбой передать здание церкви в ведение духовенства. Алексий I обещал восстановить и вновь открыть здесь женский монастырь. Однако в просьбе ему было отказано.
В конце XX века Симанское оказалось окончательно заброшенным и начало стремительно разрушаться. Церковь уже практически руинирована. Ограда с воротами хоть и разрушаются, но ещё поддерживают вид бывшего монастыря с правобережья. В двухэтажном деревянном доме, на удивление сохранившемся, кельи монахинь приспособлены под жилые помещения, в которых разместились люди. Монастырский двор используется под огороды и
хозяйственные нужды, установить, где именно находились захоронения, сейчас практически невозможно, так как некоторые из сохранившихся памятников были сброшены в фундамент недостроенной Казанской церкви. Утеряны, соответственно, и места захоронений самих владельцев имения.
В дополнение к этой статье, советую прочитать: