В «Летописи г. Острова и его уезда» сохранились описания некоторых наиболее ценных икон, принадлежавших храму. Среди них иконы Святого Иоанна Предтечи, Казанской Божьей Матери. Художественная ценность последней ещё на рубеже XIX-XX вв. была определена хранителем Эрмитажа г-ном Лукашевичем. Некоторые иконы церкви Спаса Нерукотворного имели свою судьбу и легенду. Так, образ Покрова Пресвятой Богородицы был куплен одним из сыновей Владимира Александровича Николаем Владимировичем в Санкт-Петербурге «за 3 р. 50 коп. без киота». С иконой св. мучеников Флора и Лавра связана история чудесного исцеления дочери Симанского — Ольги Владимировны. Воспоминания об этом со слов Павла Владимировича хранились в семье его дочери княгини Екатерины Павловны Ухтомской. Особо почиталась икона Казанской Божей Матери, с которой связано предание о её чудесном вторичном обретении.
В 1870 г. церковь Спаса Нерукотворного была подновлена.
После смерти Владимира на плечи его сына Павла Симанского ложится попечение о церкви, которая отходит к нему с центральной частью имения.
Всего же у Владимира Александровича и Екатерины Андреевны было четверо детей: Андрей, Николай, Павел и Ольга.
Сведений об Ольге Владимировне практически не сохранилось.
Андрей Владимирович жил в Москве, служил в Сенате. Он был женат на Анне Петровне Арцыба-шевой. Жена принесла ему в качестве приданого имения в Вологодской и Тверской губерниях, которыми А. В. Симанский и занимался. Кстати, сестра Анны Петровны, духовная дочь оптинского старца Амвросия, выстроившая в своё время дом в Шамордине, была настоятельницей в московском Новодевичьем монастыре, игуменией Леонидой (Озеровой). Умер А.В. Симанский в возрасте 75 лет в Москве.
Единственный сын Андрея Владимировича и Анны Петровны, названный так же как и дед Владими-
ром, родился 15 ноября 1853 г. в родовом имении в Псковской губернии. В 1876 г. он женился на дочери капитана в отставке лейб-гвардии Семёновского полка Ольге Александровне Пороховщико-вой. В 1891 г. Владимир Андреевич вышел в отставку и был пожизненно командирован к канцелярии Святейшего Правительственного Синода. Сыграл активную роль в устройстве в г. Острове Спасо-Казанского монастыря, о чём будет сказано ниже. Умер он в Ленинграде в 1929г. У него было пять детей: Анна, Андрей, Филарет, Александр и Сергей (в будущем — Алексий I, Патриарх Московский и Всея Руси).
Судьбы Павла и Николая, двух других детей Владимира Александровича Симанского, были тесно связаны с г. Островом. В «Летописи г. Острова и его уезда» Н.А. Панова сохранился маленький, но трогательный эпизод их ранней биографии. «27 августа (1841 г. — прим. авт.) в 5 часов пополудни, проезжал через Остров государь Император Николай Павлович, с ним рядом сидел в коляске шеф жандармского корпуса граф Бенкендорф; экипаж остановился для перемены почтовых лошадей около самой часовни в селе Екатерининском. В это время сыновья действительного статского советника Владимира Александровича Симанского Павел 7 лет и Николай 5 лет поднесли Государю корзину с персиками из собственной оранжереи отца их, и Император, поблагодарив, взял два персика и сказал: «Один беру для себя, а другой для товарища» и передал графу Бенкендорфу. На просьбу детей взять всю корзину государь, улыбаясь, ответил: «…мне некуда поставить, кушайте сами, малютки». Павел и Николай были ближе друг другу по возрасту, и, надо полагать, по духу. Впоследствии, по семейной традиции они оба были блестящими морскими офицерами.
Павел Владимирович родился 17 августа 1834 г. Образование получил в московском кадетском корпусе. Проходил службу в офицерских чинах на Балтийском флоте. В 1866 г. перешёл на службу в гражданское ведомство. Во время Александровских судебных реформ посвящает себя судебной деятельности в качестве мирового судьи Петергофского округа по выборам (1866 — 1869 гг.) и председателя съезда мировых судей того же судебного округа (1869 — 1872 гг.). Затем он избран в почётные мировые судьи Островского уезда, занимает должность островского предводителя дворянства. В 1882 г. переселяется в Кронштадт, где избран участковым мировым судьёй. Однако эта деятельность его не удовлетворяет, так как рке в это время в нём живёт желание посвятить себя Богу. После смерти жены Павел Владимирович отказывается от общественной деятельности и в течение 21 года готовится к принятию священства. Не получив богословского образования, он старается восполнить этот недостаток: изучает свято-отеческую
литературу, сочинения известных богословов, ищет знакомства с лучшими представителями священства и монашества. Его духовником становится великий русский подвижник Иоанн Кронштадс-кий.
В 1893 г. Павел Владимирович рукоположен в священники преосвященным Гермогеном.
Как наследник храмосоздателя Владимира Александровича Симанского, принявший во владения Екатерининское с церковью Спаса Нерукотворного, Павел Владимирович беспокоился и о наилучшем обеспечении храма, и о выполнении воли покойного отца, выраженной в духовном завещании, об устройстве при храме небольшой богадельни для приёма в ней «восьмерых увечных мужчин». В 1895 г. вместе со своим племянником Владимиром Андреевичем, отцом будущего патриарха Алексия I, он решает вместо богадельни, «не представляющей из себя какого-либо самостоятельного учреждения», устроить женскую общину и выражает готовность принести ей в дар часть земельных владений с находящимися на них постройкам.
«…По совету и благодаря материальной помощи родного моего племянника Владимира Андреевича Симанского, я решил ходатайствовать перед высшим духовным начальством об учреждении в принадлежащем мне селе женской общины», – скажет позже в своей торжественной речи по случаю открытия монастыря Павел Владимирович.
В 1897 г. Священный Синод утверждает положение об общине. Получив разрешение на её открытие, П.В. Симанский жертвует храм, снабжённый необходимой церковной утварью, ризницей и иконами, множество жилых построек, приспособленных впоследствии для келий сестёр, обширный фруктовый сад и всю принадлежащую ему землю в количестве 2-х десятин 1200 кв. сажен. Сад и огород должен были приносить доход. Кроме того, Павел Симанский гарантировал капитал в размере 15 000, проценты с которого также должны были идти на содержание общины. Впоследствии он предполагал добавить ещё 10 000, что позволило бы увеличить количество сестёр и устроить при общине церков-но-приходскую школу, богадельню, гомеопатическую лечебницу. Владимир Андреевич жертвует свою долю земли и значительный капитал.
В середине августа состоялось торжественное открытие женской общины. На нём присутствовало много духовенства, в том числе столичного. Среди гостей был знакомый и духовник П.В. Симанского о. Иоанн Кронштадстский. Приехал на праздник вместе с братьями и студент II курса университета Сергей Владимирович Симанский (Алексий I). Это было его первое посещение островского имения. Отец Сергея Симанского Владимир Андреевич по болезни присутствовать не смог.
Торжество проходило два дня, которые были выбраны не случайно. 29 августа (16-го по старому стилю) по случаю праздника Перенесения Нерукотворного Образа Господня, который был храмовым, совершено богослужение приехавшим из Санкт-Петербурга протоиереем Казанского собора А.А. Лебедевым в сослужении священников П.В. Симанского и В.Н. Загорского. Вечером ими же, а также в сослркении Мирожского архимандрита Николая совершено всенощное бдение. На следующий день, это был день памяти св. мученика Павла и празднование Казанской Божьей Матери Печёр-ской, обедню отслужил сам Иоанн Кронштадский, а литургию — вместе с А.А. Лебедевым, двумя архимандритами и четырьмя священниками Епископом Псковским и Порховским, преосвященным Антонином. На молебне к священнослужителям присоединилось ещё 8 островских иереев. «За бо-гослужителями шли два хора певчих — архиерейский и местный соборный. Церковь была убрана коврами; посреди возвышалась архиерейская кафедра, покрытая красным сукном. Вход в церковь допускался по билетам во избежании толкотни… всё пространство вокруг церкви, насколько мог видеть глаз, представляло из себя сплошное море голов: люди сидели на ограде, влезали на деревья. Благодаря деятельности полиции в этой двадцатипятитысячной толпе не было заметно беспорядка».
Настоятельницей новой общины была назначена матушка Руфина. Община начала функционировать. Вскорости при ней, как и желал П.В. Симанский, была организована церковно-приходская школа, заведовала ею матушка Руфина, законоучителем был Н.А. Панов, учительницей Л.А. Красногородская. Затем появились богадельня и лечебница. При общине была создана также школа рукоделия для девочек, которой заведовала матушка Руфина, а затем М.Н. Симанская. В школе обучалось 40 учениц.
В 1902 г. священником Владимиром Пановым организовано Общество трезвости, в которое вступило 130 человек. Председательствовал в обществе Н.А. Панов, руководителем был В.Н. Панов, секретарём — Е.М. Каменский. В правление входили М.Н. Симанская, уездный исправник В.Я. Соболевский, купцы Н.Д. Демидов, Ф.В. Хроненко, В.Ф. Фёдоров, Д.С. Линёв, Д.А. Яссон. В городе и уезде было создано четыре отделения этого Общества с общим числом записавшихся — 700. Николаевским руководил священник А.С. Кудрявцев, Троицким — священник Е.М. Каменский, Синским — священник П.И. Орлов, Вревским — священник СИ. Введенский. Общество трезвости основало свою библиотеку для населения, устраивало беседы и чтения с целью пропаганды трезвого образа жизни среди молодёжи. В 1907 г. на средства этого общества и добровольные пожертвования был приобретён и поднят на колокольню церкви Спаса Нерукотворного колокол весом 30 пудов с надпи-
В дополнение к этой статье, советую прочитать: