Археологические же реалии таковы. Это камера со следами огня на вершине кургана № 11 в могильнике в урочище Плакун в Старой Ладоге. Размеры камеры 2,15 х 0,95 м. Плакунский погребальный обряд имеет аналогии в Южной Дании. Далее следуют семь насыпей с обожжёнными камерами у деревень Ерошиха и Ерусалимская, на легендарной родине княгини Ольги. Размеры этих камер 2 – 2,3 х 1 – 1,6 м, что близко к плакунской. В реконструкциях камер, опубликованных Н.И. Соколовым, видно, что они составлены из горизонтально лежащих небольших брёвен числом от 5-6 до 7. Точное число венцов в каждом случае неизвестно, но число 7 кратно числу 21 и может иметь соотношение с числовым выражением мифа индоевропейской традиции, о чём см. выше. В этот же ряд погребальных сооружений попадают, по-видимому, и знаменитые большие черниговские курганы – Чёрная Могила и курган № 1 в Гульбище. В первом из них Б.А. Рыбаков реконструировал погребальный домик, который затем был сожжён. На самом деле, там, вероятно, была довольно обширная камера. Сооружение было на подсыпке высотой 1,5 м. На рисунке Рыбакова домик назван домовиной или бъдыном, но ход мысли, приведшей автора к такому выводу, мне неизвестен. По ряду соображений, можно полагать, что на середине высоты насыпи близкое сооружение было и в кургане «Княжны Черны» (см. ниже).
В таком случае, южнодатское происхождение той погребальной конструкции, что в реалиях 969 года име-
новалась бъдын, а в реалиях 1175 года – буда, позволяет предположить, что и само название может иметь западные истоки. В самом деле, известно, что идея такой погребальной камеры была заимствована скандинавами у своих южных немецких соседей. Там это могло иметь обозначение близкое к современному немецкому Baute – «строение», что затем перешло в скандинавское *boud, отсюда производное *боуднынъ -> бъдынъ (по консультации известного норвежского лингвиста Яна Бьёрнфлаттена).
Отдельно стоит вопрос о соответствии реалий 969 года реалиям времени жизни и деятельности князя Константина Муромского (до 1129 года), то есть, начала XII века. Этот вопрос тем более уместен, что речь идёт о камерном скандинавском погребении. Оказалось, что отдельные группы скандинавов, сохранявшие своё этническое лицо и будучи совершенно обособленными, вполне доживали до XII века на периферии древнерусских земель. В древнем городе Звенигороде в слое 1115- ИЗО годов было найдено пряслице с рунической скандинавской надписью, выполненной по нормам правописания X века, что говорит о длительном сохранении традиций. Судя по дополнительным знакам на нём, можно говорить также и о сохранении бытовых магических спецефически скандинавских верований. Дата «до 1129 года», таким образом, вполне вписывается в интервал сохранения таких верований. Иначе говоря, в глухих муромских лесах, да и не только там, могли жить такие обособленные группы, знающие не только погребальные традиции рядового населения, но помнящие и княжеский языческий погребальный ритуал своей далёкой и забытой скандинавской прародины – с полным порядком его исполнения, тот самый ритуал, который в сокращённом виде известен по запретам княгини Ольги в 969 году.
В дополнение к этой статье, советую прочитать: