Строена первоначально в 1419 году но судьба этой первой церкви неизвестна. По преданию, нынешняя каменная сооружена в 1б7б году по следующему случаю: как сказано выше при описании Покровской церкви, 11 мая 1676 г. был большой пожар, истребивший много храмов, в том числе церковь св. Параскевы Пятницы, развалины коей видны еще и поныне на Кожевенной улице. В этой церкви находился чудотворный образ св. Николая, описанный выше. Прихожане Параскевинской церкви соорудили тогда нынешнюю каменную церковь св. Николая, при коей устроили придел во имя св. Параскевы, и перенесли в эту церковь спасенный чудотворный образ св. Николая2. Впоследствии этот образ был перемещен в Покровскую от Торга церковь, где и ныне находится. Придел св. Параскевы был потом переименован в Троицкий, отчего и самая церковь получила название Троицко-Никольской. С 1786-1842 гг. она была приписана к Покровской от Торгу. В1843 г. некоторые Псковские старообрядцы, во главе с их наставником, впоследствии иеромонахом Михаилом, пожелали обратиться ко св. Церкви и, испросив себе этот храм, отремонтировали его и освятили. С тех пор все службы в нем совершаются по правилам единоверия. В1890 г. храм и иконы вновь реставрированы.
Архитектура храма самая простая, притом испорченная многими переделками. Алтарная часть – позднейшая; приделы также не носят следов старины. На фасадах главного храма остались большие углубления,
1 Сведение это мы нашли только в Летописи Погодина «того же (6928) поставлена быть церковь камена святый Никола въ Пескахъ-.
2 У митрополита Евгения, Василева, Князева и в клировых ведомостях годом сооружения нынешней Никольской церкви показан 1676. Но в журнале ?Истина-, кн. 32, мы нашли указание, что церковь эта построена в 1659 г. иждивением и тщанием Псковского воеводы и стольника Иоанна Хованского и Петра Шереметева с вельможами. Источник этих сведений не назван, но, имея в виду, что журнал издавался бывшим священником Никольской церкви Голубевым, их нельзя признать вполне голословными. Поэтому точную дату построения этой церкви мы установить не беремся.
предназначенные для икон или фресок. В двух из них действительно вставлены иконы. От других церквей Никольская отличается своим пя-тиглавием1. Шея средней главы имеет окна, но, по ненадобности, заделанные. Шеи остальных глав – глухие, длинные, тонкие, с уширением к карнизу. Прежде главы были черепичные, ныне покрыты железом. Длина церкви со звонницей 13 саж., ширина 12 с. 8 в., высота до верхнего карниза 5 саж.
При входе в церковь обращает на себя внимание массивная железная дверь (рис. 25), украшенная медными досками, на которых изображены: на одной – рельефный Деисус, а на остальных библейские сцены из книги пророка Даниила2. Доски расположены не в последовательном порядке рассказа, а вразбивку. Вероятно, прежде порядок их был иной. Под каждым изображением, кроме Деисуса, имеются надписи:
1 Г. Некрасов в № 3 Журн. Мин. Нар. Проев. 1912 г. справедливо обратил внимание на оригинальное размещение глав этой церкви, а именно: они поставлены не по углам, а а по странам света. Со своей стороны, мы добавим, что также расположены главы соборного храма Московского Донского монастыря, выстроенного в 1684 – 1698 годах. Забелин полагал, что это – первый по времени пример такого размещения (Исто-рич. описание Москов. Донск. мон. М., 1865, стр. 24 – 25).
2 Изданы литографически в вышеупомянутой книжке журнала •Истина» и в записках Археолог. О-ва, в статье И. Шляпкина «О пещном действии».
Возле этих изображений сохранился остаток изящного медного орнамента, в виде плетений. У Виолле-ле-Дюка подобный узор назван древнеперсидским. Вправо от дверной замочной скважины стилизованное изображение льва, напоминающее подобное же изображение Ви-зантийско-Романского искусства. К сожалению, на нашем рисунке 25-м льва можно рассмотреть лишь в лупу, ибо вследствие сильного потемнения он сливается с окружающим его темным фоном.
Внутри храма нет обычных колонн, и сомкнутые своды опираются прямо на стены. В1913 г., при ремонте церкви, под полом обнаружены плитяные фундаменты двух столбов, в 1 кв. с. каждый; следовательно, храм имел прежде купольный свод, опиравшийся на столбы, как во всех древних церквах.
Церковь весьма богата старинными иконами, но, к сожалению, почти Все они, за немногими исключениями, переписаны.
Иконы и др. предметы.
В притворе:
На правой стороне от входа Страшный Суд.
На левой стороне от входа св. Николай Чудотв. с житием.
На сев. стене Благовещение.
В иконостасе главного храма:
Пояс Праздников, т. е. весь 2-й ярус иконостаса, по мнению знатоков, относится к XVI веку.
Рождество Богородицы. 2 арш. 2 в. X1 арш. 12 72 в. Считается древнее предыдущих икон. Полагают, что он написан ранее XVI века. Украшен превосходной серебряной вызолоченной басмой.
Спаситель, 1 арш. 14 в. X1 арш. 6 в. Относится к XVII веку.
Распятие. 2 арш. 10 в. X1 арш. 12 в*. Тело Спасителя изображено повисшим, с согнутыми коленями, что указывает на сравнительно по-
зднее происхождение иконы – не ранее XVI века (Н. Покровский, Памятники христианской иконографии, стр. 379).
В алтаре правого придела:
На стене, у жертвенника, в кивоте, иконы Московских писем Бож. Матери и Иоанна Предтечи. Антиминс, освященный при патриархе Иоасафе II, в 7177 (1669) г.
В иконостасе того же придела:
Св. Иоанна Предтечи. 1 арш. 2 в. X1 арш. Весьма древний, в хорошем окладе.
Влад. Бож. Матери. Тех же размеров. Также древний.
Спасителя. Тех же размеров.
Успенья Бож. Матери. Тех же размеров.
Всепетой Божией Матери. 9X9. XVI века. Прекрасный чеканный оклад.
На сев. стене того же придела:
Страшный суд. 1 арш. 3 в. X1 арш. Поздняя, но хорошей работы. Се. Николая Угодника 1 арш. 13 в. X1 арш. 7 в. 1 поздние Рождества Христова. 1 арш. 13 в. X1 арш. 7 в. J
Кроме того, в той же церкви хранится напрестольный крест, с надписью: «ЛЪта 7189 (1681) сий образ Креста Господня построилъ стольникъ Борись, а прямое имя Иоанн Васильевичъ Бутурлинъ въ церковь Николы Чудотворца Новоявленнаго, что во Псков-fe у торгу, по отц^Ь своемъ боярин 1з и дворецкомъ Василь1з Васильевич^ и по матери своей боярыни Настасий Григорьевны и по себ-fe Иоанна, и по жен-fe своей Татьян^, и по тестЪ своемъ Симеон^, и по тещи своей Ксении, и по ихъ сродникахъ».
В церковной библиотеке есть богослужебные и поучительные книги, печатанные при патриархах: Гермогене, Иосифе и Филарете.
На западной стороне церкви высится оригинальная звонница, стройные пропорции которой обращают на себя внимание художников. Она
состоит из трех ярусов: нижнего, составляющего ее основание, среднего о двух пролетах и верхнего об одном пролете; в среднем висят колокола, верхний же остается порожним, но находящаяся в нем толстая деревянная поперечина показывает, что и здесь также были прежде колокола. Звонница имеет 4-хскатную железную крышу, на которой помещается небольшой купол, увенчанный главой с крестом. Среди колоколов один 1693, а другой 1760 гг.
Гоголевская улица.
Прежде эта улица называлась Ивановской – вероятно, потому, что на ней находились два Ивановских храма: во имя св. Иоанна Предтечи, в Медведеве монастыре, в Златоустовском переулке, и во имя св. Иоанна Милостивого, на самой Ивановской улице. С1510 года вся улица, так же как и соседняя Губернаторская, была застроена разными торговыми заведениями.
Керосиновый склад Кадетского корпуса
(пл. IV i 8).
Находится по правой стороне улицы, если идти от Поганкиных палат, не доходя 200 шагов до Новгородской улицы. Это – одноэтажное плитяное здание, имеющее 50 шаг. по лицевому фасаду и около 25 ш. по боковому. Внутри оно перекрыто сводами. Судя по типу, относится по крайней мере к XVII столетию.
Развалины Владимирской церкви (пл. IV i 8).
Возле предыдущего здания находятся ворота во двор, принадлежащий кадетскому корпусу. В левом углу этого двора, в расстоянии около 70 шаг. от угла Новгородской улицы, видна горка: это остатки церкви св. Владимира на Сенной ниве. Последнее название указывает, что это место было некогда окраинным захолустьем, заросшим травой и незастроенным. В 1632 г. царь Михаил Феодорович, к великому огорчению Псковичей, разрешил иностранцам построить свой торговый двор в са-
мом городе, а не на Завеличье, как было до сих пор издревле. В силу этого Немцы поставили свой двор на Сенной ниве, т. е. не только в городе, но и в ближайшем соседстве с Новым торгом. Церковь св. Владимира была сооружена в 1518 г.1 В конце XVIII в. она была разобрана и употреблена на контрфорсы Троицкого собора2.
Развалины церкви св. Иоанна Милостивого
(пл. IV i 8).
В 20 шаг. от угла Новгор. улицы находится дом № 29, во дворе коего остались развалины (подклеть) церкви св. Иоанна Милостивого, называвшейся «с солодовников, в посаде, у Петровских ворот*. О ней упоминается в летописи под 1561 г., по случаю пожара. В1788 г. она вторично сгорела и упразднена. Теперь остатки ея служат ледником.
Солодежня (пл. IV к 7, рис. 26).
В нескольких шагах от угла Михайловской улицы, по левой стороне Гоголевской, находится весьма древнее здание, почти не тронутое рукою времени, каким-то чудом сохранившее неприкосновенным свой оригинальный древний облик. История этого дома неизвестна. В 1880-х годах он принадлежал барону Фитингофу, а теперь принадлежит г. Лапину и г-же фон-Геккель. Прежде в нем приготовляли солод для пивного завода, и потому за ним издавна утвердилось название солодежни. Теперь он стоит пустым. Дом стоит на обширном дворе, заросшем густою травой. Кругом полное безлюдье. Вся эта странная обстановка производит впечатление какой-то сказки3.
По уличному фасаду дом занимает 20 шагов и с этой стороны имеет 3 окна. По двору он длиннее – 45 шагов. Здесь имеются 5 окон, закрытых железными решетками. С противоположной стороны сделаны только 3
‘Описание к сборному плану г. Пскова, Ф.А. Ушакова.
2 Василев, Историко-стат. указ., стр. 63.
В дополнение к этой статье, советую прочитать: