В конце 1913 года архиепископ Тихон после служения в Америке и Ярославле был переведен в Литовскую епархию. В Вильно находились православные святыни — собор и древний Свято — Духов монастырь с мощами святых Антония, Иоанна и Евстафия В публикациях о патриархе Тихоне указывается, что эти мощи он переправил в Москву, чтобы спасти от немцев. Но такое утверждение вызывает сомнение.
В великолукском архиве хранится «Дело о конфискации имущества Троице — Сергиева монастыря», на 70 листах, которое начато в ноябре 1918 года, а окончено в мае 1923 года. Суть его заключается в том, что Псковский губисполком по запросу Центральной избирательной комиссии требовал от великолукских властей установить, находится ли в указанном монастыре виленское церковное имущество В Великих Луках была создана комиссия, в составе агентов угрозыска С. Ефимова и Г. Гормулинского, настоятеля монастыря о. Феодосия, казначея Тихона, ризничего Сергия, а также конных дружинников. В начале февраля 1919 года члены комиссии произвели обыск и составили акт, в котором указали- найдены «нагроможденные ящики с имуществом из г. Вильно. Вскрыть и пересчитать, и описать имущество ввиду их большого количества и тяжеловесности не представилось возможности…»
Началась переписка губернских властей с великолукскими уездными, которая длилась больше года. В 1920 году комиссия при более тщательной проверке обнаружила внутри старой церкви «дверь замкнутую и запечатанную». Когда дверь открыли, оказалось, что в церкви хранится, как записано в акте, «негласно, без ведома советской власти, имущество, присланное еще в 1914 году, владелец которого еще и ныне фактически не явился, и неизвестно кто он…»
Члены комиссии составили акт, в котором подробно описали все имущество: церковные сосуды и утварь, облачение, иконы, домашние вещи, мебель, книги… Всего более трехсот предметов. В этом акте есть особо важная запись: «На некоторых альбомах и портретах есть надписи, что они адресованы архиепископу Тихону (ныне патриарх), в числе икон есть одна с над—
писью на его имя от Союза русского народа, один ящик домашней переписки с начала 1904 года. Направление переписки вредное для трудового класса». Это документальное свидетельство дает право предположить, что вла — дельцем указанного имущества был святитель Тихон, тем более что в описи значатся праздничные архиерейские митры и облачение. Но почему же виленские сокровища и архив патриарха оказались в Великих Луках? В этом городе жили дальние родственники, сослуживцы, друзья патриарха, и в их числе настоятель Троице — Сергиева монастыря игумен Аркадий. Он сохранил письма святителя Тихона, часть их приведена выше. В архиве хранится список сотрудников великолукского «политбюро»: Матисон, Лацис, Цаунас, Ян Фронт, Аболинь, Воронецкий, Бейтин, Бубевич, Климович, Василевский, Николай Аухтун, Колнынь, Прикул, Озол, Страпинь, Пелекайс, Эльза
Фронт, Околович, Августа Аухтун, Пичур Только четверо имеют русские фамилии Рюмин, Поляков, Васильев, Козлов Естественно, что этому интернациональному «руководству» были чужды убеждения патриарха Тихона, которые он открыто высказал в послании Совету Народных Комиссаров 13 (26) октября 1918 года «Захватывая власть и призывая народ довериться вам, какие обещания давали вы ему и как исполнили эти обещания7 »
А какова же судьба имущества, привезенного из Вильно? Великолукские власти старались оставить все в городе и поделить драгоценности — золото, серебро, камни — казначейству финотдела, вещи, имеющие бытовой значение, — «для одежды детям и служащим советских организаций», книги, альбомы, личную переписку патриарха — отделу народного образования
Пока велась переписка, имущество начало исчезать, и прихожане мона —
стырской церкви обратились в псковский губком с просьбой передать на хранение общины церковную утварь. Удивительный факт в деле имеется заявление казначея монастыря иеромонаха Тихона на имя начальника ве — ликолукского угрозыска о выдаче оружия «для охраны имущества из Виль— ны…я На бумаге резолюция: «отказать». Представляют интерес и строки из письма прихожан: «Община состоит исключительно из крестьян деревни Сергиева Слобода, потому надеемся, что наша просьба не останется без внимания со стороны рабоче-крестьянской власти ».
В ответ на это великолукская «рабоче-крестьянская» власть обратилась в Псков с требованием закрыть «два вертепа по ослеплению трудового, лишенного культуры прежде существующим монархическокабальным строем народа…» «Вертепы» — это мужской и женский монастыри, которые в
Великих Луках с 16 века были оплотом просвещения, духовности, защиты отечества от нашествия врагов Кстати, когда в 1914 году началась мировая война, православные монастыри, в том числе два великолукских — мужской и женский, — а также Святогорский, у стен которого похоронен Пушкин, одними из первых откликнулись на беду и приютили беженцев из прифронтовых губерний, а также раненых офицеров, солдат. Показательно, что «вер — тепами» обозвали великолукские монастыри те же интернационалисты, — на документах подписи- Унт, Капуст, Плутес, Продник .. Кстати, великолукские власти сами проявили инициативу по закрытию «вертепов», а вскоре началось уже санкционированное из Москвы ограбление церквей и монастырей В губернии и уезды приходили телеграммы с припиской: «совершенно секретно». Вот выписка из дела, которое хранится в великолукском архиве «Всем начальникам милиции, ввиду предстоящего изъятия драгоцен—
ностей из церкви, следует помнить, что это послужит поводом сопротивления несознательных масс… требуется проявить к кому следует репрессивные меры».
? Великолукский Троице — Сергиев монастырь был закрыт, монахи высе — лены. В актах при проверках имущества из Вильно в 1922 — 23 годах указано: «Исчезли 20 стихарей, 23 покрывала, 5 поясов, 1 митра… в церкви, где хранятся вещи, полнейший хаос и беспорядок, на полу много мусора, бумаги (может быть письма святителя Тихона? — Н. Н.), пустых ящиков… митры с оборванными изображениями и камнями… лампады, паникадила без цепочек…»
Эти строки подтверждают документальные свидетельства, воспо — минания старожилов о том, что при изъятии церковного имущества члены комиссии сами разворовывали драгоценности. Те, кто пытался сохра —
нить, защитить реликвии, собранные веками, именовались «врагами советской власти всех мастей и оттенков» и подвергались репрессиям «Красное колесо», по определению А. И Солженицина, покатилось по России, и под него попадали люди всех сословий, в том числе и крестьяне. Когда в Великолукском уезде жители нескольких деревень воспротивились насилию большевиков, для их усмирения прибыли из Пскова «красноармейцы 4—го Псковского полка с пулеметами во главе с членом ЧК Берзинем…»
А куда же делось церковное имущество из Вильно и бесценное наследие патриарха Тихона: письма, альбомы, фотографии, книги? Тайну исчезнувших сокровищ открывает официальная переписка между Москвой, Псковом и Великими Луками под грифом «весьма срочно», «совершенно
секретно» В псковский губисполком обратилась «делегация эвакуационной комиссии СССР и Польши» с просьбой навести срочную справку, имеется ли в Великих Луках гробница святых Виленских мучеников, эвакуиро — ваниая в 1915 году Примечательно, что запросы в великолукский уиспол— ком и ответ на них в Псков, а затем в Москву отправлялись без бюрократических проволочек Видимо, из —за того, что польское правительство требовало возвратить «на основании пункта 9 —го, статьи 11 — й Рижского договора» гробницу Виленских мучеников Из этой переписки выяснилось, что она действительно находилась в Великих Луках, как указано, «в складе общего отдела уисполкома, принятая по акту № 322 от 1923 года из монастыря под названием «рака мощей», состоявшая из 4 досок, обитая белым неизвестным металлом с бронзовыми украшениями (с надписью мучеников Антония, Иоанна и Евстафия Виленских).. » Но куда и когда была
отправлена рака мощей из Великих Лук? В газете «Труд» за 11 сентября 1997 года в статье Юрия Строганова «Обитель Святого духа» указывается, что мощи в 1915 году были переправлены в Москву, а в «1946—м мощи окончательно вернули в Свято—Духов монастырь » Возникает вопрос, почему мощи не были отправлены в Вильно в 1924 году, и где они находились до 1946 года ?
В дополнение к этой статье, советую прочитать: