Жизнь Беллавиных в древнем городе Торопце отличалась в духовном и культурном отношении от прежней, в погосте Клин, но и здесь приходилось заниматься сельским хозяйством. Спасо — Преображенская церковь имела свой земельный надел, который находился за пределами го — рода: 3 десятины пахотной земли, 6 — сенокосной, 495 под мелким лесом и 1 десятина 200 сажен под водою. Как указано в клировых ведомостях, «землею и водою священнослужители пользуются сами», каждую страду приходилось выполнять нелегкую крестьянскую работу и взрослым, и детям. То — ропец расположен у живописного озера Соломено. Свою водную часть имела и семья Беллавиных, и отец с сыновьями круглый год занимались рыболов — ством. Для этого имелись снасти, лодка, — для торопчан столь же необходи — мая, как и лошадь, телега и сани. Братья Беллавины умели не только ездить верхом, но и управлять лодкой.
В Торопце Василий поступил на первый курс уездного училища, которое находилось недалеко от дома Беллавиных. В 1832 году митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский Серафим предложил правительству для усовершенствования духовного образования отдавать детей церковнослужителей в училища с 8 лет.
Предложение было принято, и по распоряжению Синода в епархиях начали составлять списки детей Однако к благим намерениям правительства родители отнеслись неоднозначно, особое недовольство выказали священнослужители города Торопца и уезда На требование архиепископа Псковского, Лифляндского и Курляндского Мефодия выполнить указ то — ропчане отправили такие «словесные объяснения» родителей «Мы не в состоянии доставить детей в город Великие Луки потому что в харчах и найме квартир требуются большие издержки, нежели в Торопце, в коем многие из нас имеют знакомых, могут помещать в квартирах, да и питание доставлять поблизости из своих домов» Родители предлагали варианты создания училища в Торопце «на первый раз можно содержать дом наймом, а со временем приобрести покупкою»
Из переписки торопчан с консисторией можно узнать, что большинство семей священнослужителей не moiao отправить детей на учебу «из—за бедное—
ти». И у государства не было денег для бесплатного содер — жания учащихся.
В списках детей по То — ропецкому уезду значится’ «Иван, сын умершего священника погоста Сопки Тимофея Терентьева». Важно отметить, что отца будущего пат — риарха своевременно отправили учиться в Великие Луки, несмотря на то, что ему сти — пендию не выделили. Иван
находился «на содержании братнем», что делает честь Григорию Тимофеевичу Беллавину, и без того обремененному семейными материальными заботами. А на полное казенное содержание Ивана зачислят только в 13 лет, когда переведут в высшее отделение Великолукского духовного училища.
В конце концов хлопоты торопчан увенчались успехом, училище в их городе было открыто. В числе педагогов был Алексей Ефимович Модестов, выпускник Киевской духовной академии. В Псковскую епархию он приехал по «собственному прошению» и в торопецком училище преподавал славянскую грамоту, греческий и латинский языки, всеобщую географию, нотное пение. Заслуги талантливого педагога оценили в Псковской епархии, он был рукоположен в священники, позже стал благочинным, прото — иереем, настоятелем главного Корсунско — Богородицкого собора, где служили Иван Григорьевич Беллавин и его тесть Павел Петрович Жемчужин.
У Алексея Ефимовича была большая семья: одиннадцать сыновей и дочерей. Старшие сыновья преподавали в училище, младшие учились, дочери, кроме наук, занимались рукоделием. Самый младший сын Николай был сверстником, однокашником Василия, и, вероятно, общение с этой семьей сказалось на интеллектуальном развитии будущего патриарха. Алексей Ефимович занимался общественной деятельностью: на —
писал краеведческий труд о церквах города и уезда, сочинял проповеди и проявлял «деятельное усердие к сбору пожертвований в пользу сирот»
С Торопецким уездным училищем были связаны многие Беллавины в том числе и отец будущего патриарха В 1889 году правление училища обратилось с ходатайством к Священному Синоду о награждении «за безукоризненную 12—летнюю службу в должности члена правления училища священника Иоанна Беллавина» Через год отец патриарха получил награду, о чем свидетельствует подлинная расписка, сохранившаяся в великолукском архиве
О своем родном училище святитель Тихон постоянно проявлял заботу, интересовался его делами, посещал, приезжая на родину. Во время служения в дальней заокеанской епархии Тихон пожертвовал 1150 рублей на сооружение училищного храма. И правление училища решило его строить, установив, что этой суммы вполне достаточно. Владыка Тихон прислал из Америки дополнительно еще 100 рублей и выразил желание, чтобы храм был посвящен святителю Михаилу, первому митрополиту Киевскому.
О благолепии создаваемого училищного храма заботился и младший брат патриарха Михаил, когда жил с владыкой в Америке По его заказу из Сан — Франциско в Почаевской лавре монахом —художником были написаны на полотне образы Спасителя и Богоматери — копии с васнецовской иконы во Владимирском соборе в Киеве. Эти святыни были получены еще до создания церкви и висели в зале училища, где совершались общие молитвы. Как сообщалось в журнале «Псковские епархиальные ведомости», Михаил прислал в родное училище еще и «прекрасную фисгармонию и две отличные скрипки для учеников», а также сделал большой взнос в общество вспомоществования училища
Михаил умер рано, в Америке, тело его перевезли в Торопец. Благодар —
ные земляки не забыли о нем в училище висел его портрет, увеличенный с фотографии, а также учреждена стипендия имени Михаила Ивановича Бел— лавина Какими бесценными реликвиями были бы сегодня все эти вещи, фотографии, письма, связанные с именем святителя Тихона Ведь и мать патриарха завещала Спасо —Преображенской церкви все свое имущество, в том числе письма от сыновей и самые ценные для нашей истории — от будущего патриарха
В древнем Торопце чудом уцелели многие исторически важные постройки дворянские и купеческие дома, храмы В их числе здание уездного духовного училища, в годы советской власти перестроенного и приспособ — ленного под больницу В хорошем состоянии сохранилась Спасо —Преображенская церковь — памятник архитектуры 1706 года, где служил отец
патриарха. Рядом с этой церковью выстоял до наших дней деревянный дом Беллавиных, в котором прошло детство Василия, куда он приезжал на каникулы во время учебы в Пскове и Питере, а позже к матери, когда служил в епархиях.
В конце ноября 1997 года в Торопце, впервые в России, были проведены научные чтения, посвященные 100 —летию хиротонии архимандрита Тихона в епископа Люблинского и 80 —летию его интронизации — возведения на патриарший престол. Из Москвы, Санкт-Петербурга, Твери приехали известные историки, ученые, богословы и поведали торопчанам о новых фактах из жизни и деятельности святителя Тихона. Выступивший с докладом богослов, редактор журнала «Путь православия» Валентин Арсентьевич Никитин так охарактеризовал тематику чтений о со —
временном осмыслении с исторических и философских позиций эпохи и личности патриарха Тихона «От анафемы к канонизации» После чтений гости и хозяева собрались у дома родителей патриарха, где состоя — лось торжественное открытие мемориальной доски
В дополнение к этой статье, советую прочитать: