Вот и перевёрнута последняя страница книги. Но исторический поиск продолжается. Трудно сказать, какие ещё результаты он принесёт. Слишком многое из исторических источников не сохранилось. Я не имею даже в виду те «книги руссов», которые держал в руках хронист-летописец Яхья Антиохийский. Едва ли они уцелели уже к развитому средневековью. И едва ли можно рассчитывать в ближайшее время на новые исторические источники по времени княгини Ольги. Историки давно уже работают с тем, что есть.
Не так обстоит дело с археологическими данными. Почти каждый год раскопок во Пскове прибавляет что-то к нашим знаниям о начальном Пльскове-Плескове X века. Но обычные археологические находки – это не новгородские берестяные грамоты. Они молчат. Можно определить тип, дату вещи, иногда – этническую принадлежность. И это всё.
Исторические легенды дошли до нас в поздних записях. Самая ранняя – на возобновлённом Ольгином кресте – 1623 год. Правда, неизвестно, что хранилось в архиве Псковского археологического общества, который ещё в период Гражданской войны был вывезен на территорию Эстонской республики. С тех пор его больше никто не видел. Довоенный Псковский музей уцелел только в
своей небольшой части. Извечное пограничное положение Пскова в который уже раз сыграло злую и жестокую шутку с его задокументированной исторической памятью.
История России идёт по циклам. Сейчас заканчивается печальный цикл забвения и разрушения и начинается цикл восстановления. Над уцелевшей частью Ольги-ного камня в Выбутах стоит железный кованый крест. Может быть, когда-нибудь будет и часовня. Церковь Ильи XV века понемногу выходит из забвения и запустения – в ней проходят богослужения, отстраиваются постройки причта. На площадке перед церковью нет больше сорной травы и мусора – всё убрано и ухожено. На местах Ольгиного ключа и Ольгиного дворца стоят голубцы – столбы с иконками под навесами, поставленные стараниями настоятеля храма Александра Невского отца Олега Теора, который ведает также и выбутским храмом. По ольгинским местам Выбут снова идут группы людей – не то туристов, не то паломников. В самом Пскове близ места разрушенной старой часовни поставлена новая, ставшая украшением города. В деревне Сырой Лес в Гдовс-ком районе на месте старой Ольгиной часовни тоже поставлена новая. И совсем новая Ольгина часовня открыта в деревне Волохово в Печорском районе. При Псковском музее существует Ольгинское общество. Конечно, это не та мощная Всероссийская организация, существовавшая до 1917 года, но всё с чего-то начинается.
А теперь я обращаюсь к читателям. Возможно, кто-то из вас встречал где-либо или слышал от старых людей легенды и предания о княгине Ольге, неизвестные автору. Особенно важно, если они связаны с конкретными местами Псковской области и бывшей Псковской губернии. В таком случае – просьба написать на имя автора по адресу Псковского музея -заповедника: 180 000 Псков ул. Некрасова 7. Тогда моё историческое повествование станет немножко полнее. А может быть, какое-то количество
экземпляров этой книжки попадёт и в соседнюю Эстонскую республику в руки читателя, который что-то знает о том, где может находиться вывезенный туда ещё в Гражданскую войну архив Псковского археологического общества. Зная рачительный характер эстонцев, я почему-то думаю, что Эстония – это такая страна, в которой ничего не пропадает, и что архив сохранился. Если это действительно так, напишите нам в адрес Псковского музея. Сколько утраченных страниц псковской истории можно восстановить, сколько исторических загадок решить. В том числе и тех, что касаются истории основательницы города Пскова святой равноапостольной княгини Ольги. Всё ещё впереди.
В дополнение к этой статье, советую прочитать: