Легенды и были о княгине Ольге в Псковской земле
В 2003 г. древний русский город Псков отмечает 1100-летний юбилей. Под 903 г. в первой русской летописи «Повести временных лет», составленной монахом Киево-Печерского монастыря Нестором, впервые упоминается Псков и псковитянка Ольга – «Игорь возмужал и привели ему жену из Пскова именем Ольга». Каждый пскович, будь то школьник или убеленный сединами пенсионер, что-нибудь да слышал о своей землячке. Ведь именно псковитянка была женой первого русского князя Игоря и после его смерти управляла всем Киевским государством. Мудрая устроительница Русского государства была во всем первой. Она крестилась в Византии, став первой христианкой в русском княжеском роду, она первая начала вводить христианство на Русской земле, она основала первый Троицкий собор в Пскове. Она первая русская святая. За свои заслуги в распространении христианства, за праведную жизнь княгиня по смерти своей была причислена к лику святых, и именуется православной церковью как Святая Равноопостольная Благоверная княгиня Ольга Российская. День смерти кн. Ольги 24 июля (11 июля по ст.ст.) 969 г. стал днем ее памяти и особенно почитается на ее родине в Пскове. Через десять веков 23 июля 1944г., накануне Ольгиного дня, Псков был освобожден от немецко-фашистских захватчиков. Две почитаемые псковичами даты отмечаются Сейчас как Дни города. В эти дни вспоминаются заслуги далеких предков и славные подвиги современных защитников Отечества.
В мае 1991г. в Псковском историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике было создано, а точнее воссоздано, Ольгинское общество. Идея и инициатива принадлежит замечательной женщине, знатоку псков-
ской книжности – Нине Петровне Осиповой (1937-2001), бывшей в то время заведующей Древлехранилищем музея. Общество объединило всех кому дорога память о славных делах предков. Основной задачей члены общества считают восстановление мест, почитаемых святыми в память кн. Ольги.
Крест, установленный на Ольгинской набережной р. Великой в 1991 г. на месте варварски уничтоженной в нач. 60-х гг. XX в. Ольгинской часовни, был первой акцией Общества по восстановлению памятных мест. Кроме того, это было привлечение общественного внимания к идее, объединяющей псковичей в предверии 1100-летнего юбилея города.
В то, что здесь будет восстановлена часовня, пожалуй, твердо верила только Н.П. Осипова. В 1994 г. на конкурсе проектов, объявленном Ольгинским обществом, первое место занял проект псковского архитектора Алексея Красильникова. В праздничные июльские дни 2000 г. вновь построенная часовня была освящена.
Историческая канва жизни великой княгини, ее связь с Псковской землей основана на легендах и дополняется историческими данными.
В житиях св. Ольги родиной называется древняя весь Выбутская, что находится вверх по течению реки Великой близ Пскова. Белая церковь во имя Ильи Пророка поднимает купола за зеленью деревьев. Маленькое сельское кладбище с низенькими оградками. Несколько но-воотстроенных домиков церковного причта. Памятный знак – огромный гранитный камень с табличкой, обозначающий место погоста Выбуты.
Река Великая все также величаво несет свои воды в белом ложе обрывистых известняковых берегов и перекатывается на порогах. Несколько древних курганов на берегу, их видела еще сама княгиня Ольга. На другом берегу – родник с чистейшей водой под старым колодезным
срубом – Ольгин ключ. Вода целебная – лечит глаза.
От ключа видна церковь, наискосок через реку. Невольно приходят на память слова из песнопений иеромонаха Романа:
За родником белый храм,
Кладбище старое,
Этот забытый край
Русь нам оставила.
Повсюду память о прошлом. Деревня, рядом с которой родник – Волженец или Ольженец. Под ногами черный слой селища. Обрывистый берег подмывается рекой, и каждый год часть прошлого уносит вода. И так вот уже 1100 лет. А может, и больше.
Если идти по правому берегу реки к Пскову, то по дороге – несколько деревень – Паничьи Горки, Ерусалим-ская, Ерошиха. В первых двух на исходе XIX века еще помнили предания о княгине Ольге.
Благословенные места. Святые места местного значения, а когда-то, говорят, сюда шли паломники со всей России. В 1993 г. впервые у Ольгинского храма архиепископ Псковский и Великолукский Евсевий совершил во-досвятный молебен в честь равноапостольной кн. Ольги. Так началась возрожденная традиция крестных ходов. На молебен приезжают на рейсовых автобусах, автомашинах, идут пешком из окрестных деревень не по обязанности, а по зову души, русские люди, не растерявшие надежды и веры.
Деятельность княгини Ольги во главе русского государства изучалась историками и в многочисленных трудах отражались те или иные стороны поистине разносторонней личности. Одной из лучших художественных книг является является «Сказание об Ольге» Веры Пановой. Литературное переложение жития Ольги Российской поэтично и знакомит широкий круг читателей с ее жизнью, но в любой публикации, будь то научное исследование,
журнальное эссе, роман, рассказ, пьеса или сценарий, автор рассматривает только интересующие его аспекты, какие-либо эпизоды из жизни княгини Ольги. Данное издание впервые дает возможность узнать все об Ольге, о далеком X веке.
Автор Анатолий Алексеевич Александров – историк и археолог, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Псковского музея-заповедника. Его научные интересы разносторонни, но времена эпохи княгини Ольги – особая страница в его научной биографии.
Эта книга – результат многолетней собирательской работы, осмысления исторического прошлого на основе сопоставления разрозненных сведений из огромного количества источников, интерпретации археологических находок и фактов. На страницах книги вы встретите имена исторических личностей современников Ольги – Олега, Игоря, Святослава, Владимира, византийских и германских императоров. Широка и география этой работы. А. А. Александров постарался осветить с разных сторон события эпохи становления Русского государства. Книга адресована историкам, археологам, филологам, краеведам, экскурсоводам, учителям и ученикам, журналистам и любителям отечественной истории. У читателя могут появиться возражения, собственные предположения в интерпретации событий тысячелетней давности. Кому-то захочется дополнить или выступить с критикой.
Это нормальное явление. Ведь любая точка зрения на исторические процессы, не является единственно правильной. Поэтому желаю Вам, чтобы прочитанная книга увлекла вас и вы смогли ощутить гордость за своих предков.
Ольга Кузьминична Волочкова
председатель Ольгинского общества,
директор Псковского музея-заповедника
В целом эта книга посвящена одному человеку, одной исторической личности – Святой Равноапостольной Княгине Ольге Русской, уроженке Псковской земли. Названия Русь, русский, Россия – слова не пустые для любого жителя нашей страны. Княгиня Ольга также принадлежала к этой Ранней Руси, тогда отдельной этнической группе, которая по ряду признаков отличалась от славян Восточной Европы, и об этом также пойдет речь в этой книге. Древнерусская народность тогда ещё только складывалась, и те этнические компоненты, которые впоследствии вошли в её состав – представители врсточнославян-ских племен, скандинавы, балты, финны – проживали здесь, на территории Псковской земли и в самом раннем Пскове, создавая причудливую и ни на что не похожую этническую мозаику, имя которой – Ранняя Русь.
В этом ограниченном по охвату материала и задачам издании я не претендую на всесторонний охват литературы, посвященной княгине Ольге. Моя задача иная -собрать, по возможности, те исторические, археологические, топонимические и легендарные сведения, которые свидетельствуют о связях княгини Ольги с её исторической родиной – Псковской землёй. Для того, чтобы решить эту, казалось бы, простую задачу, пришлось иногда совершать довольно отдаленные экскурсы – от холодных берегов Норвегии до южных печенежских степей и до Царьграда – Константинополя – столицы величественной и блестящей Византийской империи, которая в X веке была в зените своего могущества и своей славы. Византия в тогдашнем мире была центром просвещения и культуры, средоточием христианского православного мира. По всем, заслуживающим доверия историческим источникам, именно там приняла крещение княгиня Ольга. Вопрос о времени и обстоятельствах её крещения также затрагивается в книге.
В известной мере эта книга может выполнять также функции Путеводителя по ольгинским местам псковской земли и самого города Пскова. Для этого в ней есть необходимые карты и схемы.
При работе над книгой я старался не уклоняться от рассмотрения заведомо спорных и сложных проблем, связанных с личностью знаменитой русской княгини. По ряду вопросов мне трудно было согласиться с той или иной точкой зрения, высказанной в литературе. Поэтому в таких случаях в книге приведено авторское видение вопроса. Читатель может соглашаться или не соглашаться с ним. Это его право.
Необходимо также отметить, что отдельные вопросы затронуты только в малой мере, в том числе вопрос о времени и динамике возникновения раннего Пскова. Другие же вопросы, как например, тема местного язычества, тема иноязычных «насельников» Псковской земли, тема дальних торговых трансъевропейских связей раннего Пскова, темы праславянского и раннеславянского расселения – эти темы были опущены, поскольку они увели бы и автора и читателя далеко в сторону от основной темы настоящей работы. Они составляют тему отдельной книги, работа над которой уже ведётся. Материалов здесь более чем достаточно.
К этому остается только добавить, что данная книга составлена в рамках подготовки к юбилею города Пскова в 2003 году Администрацией города Пскова и Псковским государственным музеем – заповедником. Автор надеется, что она найдёт своего читателя.
В дополнение к этой статье, советую прочитать: