вот тогда, по поручению богов, карлики – великие мастера своего дела -изготовили крепчайшие путы, гладкие и мягкие, как шёлковая лента. Путы эти были волшебными и волк уже не смог вырваться из них.
Написанная на северном рубеже мира, «Эдда» отражает нордическую традицию обширной общегерманской мифологии. В этой мифологии могли сохраняться и другие версии пут для волка – не только в виде цепей и ленты, но и в виде сети. Однако, у сведущего читателя сразу возникает вопрос: а известен ли сюжет с Фенриром волком в Восточной Европе, то есть на Руси? Думаю, что да, известен.
В XII веке в цветущем древнем городе Чернигове возвышался величественный Борисоглебский собор, украшенный замечательной резьбой по камню. До нашего времени этот собор не сохранился, дошли только части его резного каменного убранства и, в частности, капители – верхние части колонн, на которых высечены парами звери (волки или собаки), оплетённые лентой по шее и по лапам. Головы зверей обращены назад, пасти оскалены. Звери явно очень недовольны. Украинские археологи, которые занимались этими древностями, нашли аналогии таким зверям в норвежской резьбе XII века, а аналогии лен-
те со змеиной головой – в скандинавском искусстве эпохи викингов X века. Но не надо забывать, что чер-ниговкая резьба -это XII век, а не X-й, и первоначальный смысл, судя по всему, начал забываться, и звери парные, и сплетены хвостами. А вот первоначальный сюжет этого изображения, если учесть ярко выраженную линию скандинавских аналогий, был тот же – Фен-рир волк в путах Глейпнир. Между прочим, лапа зверя с псковского деревянного меча очень похожа на заднюю лапу волка с черниговской капители (Илл. 34).
А на другом конце средневековой Европы, в Британии, в викинговском Йорвике (ныне город Йорк) была изготовлена каменная плитка с изображением такого же оплетённого зверя, как и в Чернигове, только голова его не повёрнута назад (Илл. 35). По первоначальному мифологическому сюжету, волк и должен быть на изображении один. Поодиночке изображены подобные звери с головой повёрнутой назад, и на двух круглых подвесках из Смоленска (Илл. 36), найденых в слое XII века на усадьбе, где была обнаружена берестяная грамота, напи-саная рунами и повествующая о том, что учасок земли куплен неким Вискаром или Висгейром – явно скандинавом, осевшим на Руси.
В целом же, изображение волка в путах может быть понято как символ связанного зла или связываемого зла, и в этом смысле одинаково уместно как на капители раннего храма, так и на отдельно взятом амулете.
Естественно, что псковский деревянный меч не одинок среди ран-нерусских древностей Восточной Европы. Находки целых экземпляров и обломков таких мечей известны ещё в нескольких древнерусских городах: Ладоге, Новгороде, Минске, Берестье. В одной только Ладоге в слое Е3 (750 -830 -е годы) и Е, (конец IX – начало X веков) найдено 38 деревянных мечей и 4 деревянные копья, которые причисляются к детскому оружию. В других же городах деревянные мечи доживают до XII – XIII веков.
Надо отметить, что в восточнославянской этнографии применение деревянного оружия неизвестно – наши предки устраивали на Масленицу кулачные бои – один на один, или стенка на стенку. А вот в старой Германии в начале весны происходили бои между сторонниками Зимы и Лета. При этом те, кто был в свите зимы, вооружались снежными глыбами, а сторонники Лета – деревянными мечами, серпами, вилами и так далее. Там же отмечен обычай пускать зажжённые деревянные стрелы. Иными словами, перед нами две совершенно разные устойчивые этнографические традиции. При этом обычай при-
менять деревянное оружие в каких-то обрядах, судя по ранним находкам, появился сначала в Ладоге в уже сформировавшемся виде вместе со скандинавами и позднее распространился во Псков и Новгород. Рукояти деревянных мечей рассчитаны, как правило, на детскую руку, и один из археологов даже предположил, что дети «играли в викингов». Однако, в этнографии известны случаи, когда какой-то обряд, бывший вначале уделом взрослых, исполнялся некоторое время детьми и только после этого выходил из употребления. Как раз изображения на псковском деревянном мече и свидетельствуют в пользу того, что это вещь магическая, культовая, и что «игрой в викингов» применение такого рода деревянного оружия не ограничивалось.
Кроме того, можно ещё добавить, что между изображ-ниями на клинке псковского меча есть различные нарезки в виде параллельных, перекрещивающихся и радиальных линий. Известно, что до позднейшего времени нарезки на стенах деревянных домов имели магический характер.
Найдей был этот меч тоже не на случайном месте, а на развалинах Печки. У многих народов Европы бытовали поверья об очистительной силе печки или очага и о необходимости для того, чтобы очиститься, возлагать на них руки. В этом случае, надо думать, что даже пустая и частично разрушенная печь не утрачивала свои очистительные свойства.
Находки раннего деревянного оружия на Северо-Западе по линии Псков – Новгород – Ладога хорошо соотносятся с многочисленными здесь находками скандинавских вещей в IX – X веках и летописными сведениями о появлении групп скандинавов на Руси. В одном из списков летописи есть даже упоминание о том, что была Новгородская земля от рода словенского, а стала от рода варяжского, потому что вся земля оваряжилась. Судя по применению
слова «варяг» вместо «русс», упоминание не самое раннее, но передаёт традицию и наводит на определённые размышления. Кроме того, антропологические исследования здесь же, на Северо-Западе, показали значительную скандинавскую примесь в русском населении этих земель, то есть, в нас с вами. А этнографические следы такого «оваряжива-ния» встречаются иногда во время ведения археологических раскопок. К числу наиболее ярких находок такого рода принадлежит и псковский деревянный меч.
И вот тут читатель вправе спросить: а знала ли об этом круге мифологических представлений княгиня Ольга? – А как же! Не только знала, но и видела, как всё это применялось на практике.
Заканчивая эту главу, посвященную деревянному мечу, хочу её мечом же и закончить. Я вспоминаю одну современную иллюстрацию в детской книжке с пересказом летописной истории о войне Ольги с древлянами. Княгиня стоит на резном деревянном крыльце, а в руках у неё меч ножнах. Готовится к походу. И лицо у неё молодое. Думаю, что интуиция не подвела художника – это не 946 год, а – по ситуации – 914-й. Стоит княгиня с мечом, и не Фенрир волк, а древлянские волки воют за горизонтом. Вокруг языческая земля, а зло всё ещё так и не связано …
В дополнение к этой статье, советую прочитать: