Загадочный деревянный меч X века. – Изображения трёх мечей на нём. – Меч с крылышками на монете из клада X века у деревни Ерилово в Островском районе. – Меч – саморуб? – Лапа зверя в сети. – Миф о Фенрире – волке. – Волки из Чернигова и Йорвика. -Другие деревянные мечи. – Западные аналогии деревянному оружию. – Связанное зло.
Завершая долгий разговор об археологии и ранней истории ольгинских мест, хочется на каком-то примере показать внутренний мир людей того времени, её соотечественников, – во что они верили, как отражались их верования в материальной культуре. Предметов, отражающих такие верования, не так много, – и среди них – загадочный деревянный меч.
Стояло лето 1956 года. На археологическом раскопе Григория Павловича Гроздилова шли слои, относящиеся к начальной истории Пскова – XI век, затем Х-й … Открывались остатки деревянных построек, сохранившиеся в мокрых отложениях нижних слоев без доступа воздуха. И вот в постройке X века медленно открываются
остатки печки-каменки, в которой горел огонь около тысячи лет назад. Сложенные из мелких булыжных камней, такие печки топились по-чёрному и дым, который застилал глаза, медленно втягивался в волоковое оконце высоко под крышей дома безвестного псковского жителя. В тёмное время суток такая печка давала свет и тепло, спасала зимой от лютых морозов. А бывали такие морозные зимы, когда снег засыпал дома по крыши и был толщиной 7 локтей – около 3 метров!
Потом это жилище пришло в ветхость, какое-то время старый дом стоял пустой и печка стала разрушаться. Потом разрушился и дом, был перекрыт землёй, и руины его многие века лежали втуне, пока не попали в зону археологического раскопа. Так вот, при расчистке этой печки-каменки, на её руинах, был найден загадочный предмет – небольшой обломанный деревянный меч с таинственными рисунками и линиями, вырезанными на нём ножом. Меч сохранился приблизительно наполовину – уцелела рукоять с верхней частью лезвия длиной 20,6 см (Илл. 32). Утолщённое навершие меча в виде шляпки гриба дошло до нас полностью, а вот перекрестиие оказалось обломанным. По навершию удалось определить, что деревянный меч является точной копией настоящего железного меча типа X (икс), широко распространённого в X – XII веках. Известно, что этот тип имел довольно длинное перекрестие, поэтому понятно, что в деревянном варианте оно и сломалось в первую очередь. Потом в результате какого-то удара обломилась и половинка лезвия.
На одной стороне деревянного клинка, как раз у самого слома, на мече была вырезана рукоять другого меча, от которого сохранилось изображение навершия с заострённым верхом и часть рукояти. По классификации известного петербургского археолога А.Н. Кирпичникова, Лучшего знатока средневекового белого оружия в нашей стране, такое заострённое навершие было у трёх типов мечей -
Н (аш), Е и V, из которых тип Н датируется второй половиной X – серединой XI веков, тип Е – IX – X веками, а тип V – X веком. Таким образом, по своей внутренней хронологии, деревянный меч датируется второй половиной X века.
На этой же стороне клинка, ближе к рукоятке, изображён тонировкой кинжал или меч со странным треугольным клин-ковидным лезвием и грибовидным на-вершием. Складывается впечатление, что мастеру, резавшему изображение, не хватило места и вместо нормального клинка он изобразил треугольный. Изображение меча с таким условным клинком есть на дне бронзовой чаши из Тиме-
рёвского могильника в Ярославском Поволжье. Там тоже было мало места …
На противоположной стороне псковского клинка, ближе к рукояти и частично на ней, – изображение меча или кинжала крестовидной формы с заострённым концом лезвия и без навершия.
Поскольку от целого меча до нас дошла его верхняя половина, то, надо думать, сохранившимися изображениями сюжетная композиция меча и ограничивалась. В Старой Ладоге тоже был найден деревянный меч с загадочными начерками, только целый. И они расположены тоже на верхней половине лезвия. Но изображений на ладожском мече нет. В этом отношении псковский деревянный меч уникален.
Десятый век – это время до крещения Руси. Христиан было мало, а церкви редки. Только в 990 году князь Владимир ввёл христианство, но и тогда оно распространялось очень медленно. Языческое время в Псковской земле. Рядом с Плесковом и по всей Русской земле, и по всем племенным территориям стояли ещё языческие идолы, люди ходили к священным камням, источникам, рощам, поклонялись Солнцу и Луне, носили языческие амулеты, приносили жертвы. К этому таинственному священному сакральному миру принадлежал и псковский меч. То, что это не игрушка для детей, а вещь, связанная с языческим культом, – на сей счёт особых споров у исследователей нет. А вот что стояло за этими изображениями -какой круг представлений, отделённый от нас почти тысячелетней полосой молчания – это понять очень сложно. Но кое-что в этом отношении всё же можно сделать.
Прежде всего, привлекает внимание цифра три. Три меча на псковском клинке отражают именно это священное для многих народов число. Например, на языческом амулете из Гнёздова под Смоленском на колечке нанизаны три миниатюрные косы, а коса, как известно, явля-
лась оберегом не только у славян, но и у других народов Европы. Меч же являлся не просто оружием, а священным оружием – в средневековом мире на нём приносились клятвы, мечам давались собственные имена, меч, наконец, стоил очень большие деньги.
В крупнейшем в Восточной Европе курганном могильнике бдиз Гнёздова под Смоленском в кургане X века Ц-170 был найден также набор миниатюрных бронзовых амулетов, числом 21, надетых на колечко. Среди них – три модели наконечников копий и три модели мечей. Амулеты служили магическим оберегом. Снова магический контекст, и снова три меча.
В X веке одни и те же типы мечей изготовлялись в рейнских мастерских и на клинках таких мечей есть клейма. Эти мечи были распространены от Древней Руси на востке до Франции и Британии на западе. О воинственных викингах, тоже сражавшихся такими мечами, рассказывается в скандинавских сагах – сказаниях о событиях тех времён. В одной из этих саг – в «Саге о Ньяле» – во время морской битвы герой повествования «… Гуннар нанёс ответный удар, и казалось, что не один, а три меча в воздухе, и Вандиль увидел, что ему нет спасения». А вот это уже прямая аналогия псковскому мечу. Три меча здесь – символ скорости. В три раза быстрее работал мечом Гуннар, чем его противник и, конечно, тому приходилось плохо.
По-видимому, были и другие способы передать ту же идею «быстрого меча». В Островском районе Псковской области близ деревни Ерилово был найден клад средневековых монет и среди них – византийская монета 945 -959 годов с изображением рукояти и верхней половины лезвия меча, судя по навершию, типа V, то есть того же X века (Илл. 33). От рукояти и перекрестия этого меча вниз отходят с двух сторон по три плавные линии, которые трактуются как крылья, а сам меч – чем-то вроде «крыла-
того меча». Есть и аналогия таких «крылышек», тоже переданных тремя плавными линиями – на изображении ворона на скандинавской монете XI века, происходящей с Готланда. Авторы специального исследования честно признают, что не знают аналогии мечу с крыльями ни в русском, ни в скандинавском фольклоре. Может быть, здесь
отражена идея меча-саморуба, упомянутого в одной из русских сказок, – ведь должен был на чём-то держаться такой меч в мифологическом пространстве сказки. Старые, как мир, размышления человечества об абсолютном оружии …
Есть на ериловском мече и ещё одна любопытная деталь – слишком уж узкий у него клинок, да и к концу он загнут ассиметрично набок. Странный какой-то меч. Так вот, оказывается, что в мире мечей эпохи викингов были не только тяжёлые двулезвийные мечи, но и облегчённые однолезвийные – что-то вроде позднейшего палаша. Назывался такой меч лангсакс, а работать им в бою можно было много быстрее. А от скорости владения мечом зависела жизнь его владельца.
Но самым загадочным элементом на деревянном мече является изображение лапы животного. Сверху оно перекрывается знаком «сетки» и часть такой же «сетки»
видна близ нижней части лапы у места слома меча. Судя по всему, перед нами применение обычного принципа «часть вместо целого», когда всё изображение не умещалось и приходилось ограничиваться его частью. Аналогии такой квадратной сетке известны. Точно такой же рисунок есть, например, на каменной плитке, найденной на городище Камно близ Пскова. Наиболее вероятный смысл такого «сетчатого» квадрата – это сеть для ловли дичи или даже сеть, обладающая магической силой. Учитывая общий священный магический характер символики на мече, это весьма существенно. Таким образом, получается какой-то сюжет, что-то вроде: «магическая сеть на звере», Едва ли это жертвенная нога животного, как утверждает один из исследователей. Трудно ожидать, чтобы копчёный окорок был изображён на магическом предмете. Да и сеть в этом случае вряд ли понадобилась бы. В общем, стоит поискать какой-нибудь североевропейский сюжет с магической сетью и таким же зверем. Думаю, что такой сюжет есть. Но для того, чтобы его понять, надо заглянуть в мир мифологии древних скандинавов.
В XIII веке в далёкой Исландии, на краю средневекового мира, жил человек по имени Снорри Стурлусон. Исландцы, потомки древних норвежцев, долгое время сохраняли в неприкосновенности не только саги – героические сказания о жизни и деяниях своих предков, но и языческую мифологию. Перед нами встаёт величественный, ни на что не похожий, мир богов и героев, великанов и гномов. Всё это Снорри записал в книге, которая потом получила название «Младшая Эдда». Рассказывается в ней и о том, как в обители богов из маленького волчонка вырос страшный огромный волк Фенрир, и боги, чтобы обезопасить себя, задумали связать его, потому что пророчества говорили, что он рождён на гибель богам. И когда боги попытались заковать его, волк последовательно разорвал две крепчайшие цепи – Лединг и Дроми. И
В дополнение к этой статье, советую прочитать: