Преклонение перед чужими кумирами чуть не погубило страну в 1812 году. Подрыв Богопочитания и отказ от заповеди: «Не пожелай дома ближнего твоего, ни поля его,… ни какого скота его, и вообще ничего, что у ближнего твоего» (Исх.20:17), — привел в начале XX века к братоубийству и страшному разорению страны.
Для верующего человека остается незыблемой истиной, что всё переживаемое нами в земной жизни источником своим имеет надмирный Промысел. Ничто из происходящего с нами не происходит случайно. Всё имеет свой высший нравстпекный смысл, нередко скрытый от нас, но тем не менее несомненно существующий. Иногда он открьЕается нам спустя годы и даже десятилетия.
Лишь по прошествии 60-ти лет становится очевидным, что Великая Отечественная война стала наказанием народа за отпадение от веры отцов, за гонения на Церковь, за сожженные иконы, раз» ^рённие храмы, расстрелянных и замученных исповедников — священников, монахов и простых верующих. А значит, можно утверждать, что без возрождения Церкви победа в Великой Отечественной войне была бы невозможна. Но мог ли наш народ обратиться по доброй воле?
В условиях жестокой оккупации, под вражеским игом, среди немногих активных патриотов, оказавшихся на занятой врагом части страны, зародилось и вспыхнуло движение, которое изменило не только военную, но и всю новейшую историю нашей Родины, возвратило ей спасительную славу Православия.
Победа ковалась далеко не только на полях сражений, давно доказано, что ковалась она и в тылу. Но кому, как не жителям Псковщины, знать, что нашу Победу готовили не только в советском тылу, но и в том, который оказался под немцами. И этот последний — труд патриотов имел порой решающее значение.
Когда немцы вошли на территорию исторической России, у них не было единого мнения о том, как поступить с Русской Православной Церковью. Живая вера русского народа явилась для них полной неожиданностью. Они оказались к этому просто не готовы. У них не было чётко сформулированной политики в отношении духовной жизни на оккупированных территориях. Вожди III Рейха просто не думали, что может возникнуть такая проблема. Расовая теория не предполагала богатство духовной культуры у покоренных народов. Глава Министерства занятых восточных территорий (РМО) Розенберг, посетив захваченные территории России, был неприятно поражен высокой религиозностью русского населения. Непричастность оккупированных народов к какой-либо религии была для немцев наиболее предпочтительна. Допустимо и желательно было создать равновесие мировоззренческих противоположностей. Для этого немцы даже были готовы временно согласиться на создание малых автокефальных церквей, разделенных по национальному признаку. В завоёванных областях нацисты не собирались вообще создавать какую-либо русскую структуру. По мнению Розен-берга, русские церковные организации не должны были превышать рамок приходов во избежание создания объединенного антинемецкого фронта. Православную Церковь России Розенберг верно определял как государсгяообразующий институт, способствовавший в свое время становлению опасной для немцев Российской Империи. Эта Церковь вообще должна была быть ликвидирована. Но тут запротестовали спецслркбы СД (служба безопасности Германии) и военная администрация. Силовые ведомства, находясь на острие вое отых действий, понимали всю сложность начавшейся войны, необходимость её серьёзной пропагандистской поддеркки — сил армии явно не хватало. Отыгрывая ложную версию об освобождении России от большевизма, они не могли не поддержи-чать всех, подвергшихся репрессиям при советской власти, рассчитывая использовать их в своих целях. Военным нужны были показательные акции.
Вопрос о существовании русской Церкви был отложен до конца войны. Немцы оказались вынуждены терпеть официальную Православную Церковь. Более того, они согласились до времени сохранить единство Православной Церкви даже и в Прибалтике, как церкви именно под управлением русских и для русских, с целью дальнейшей совершенной ликвидации здесь Православия как инородного для Прибалтики духовного течения, вместе с русскими вообще, как чуждым элементом на этой территории.
Со своей же стороны Розенберг не оставлял попыток совершения против Церкви провокаций: то немцы пытались выслать в Литву, подальше от Пскова Митрополита Сергия; то рассылалась директива о переводе церковного календаря на новый стиль. Совершенно запрещалось духовное окормление советских военнопленных. Несколько православных богослужений, проведенных в военных концлагерях в начале войны, привели к такому духовному подъёму среди военнопленных, что это совершенно перепугало немецкие власти. С 1942 г. такие богослужения были запрещены. Русская военная сила подлежала недвусмысленному уничтожению.
К началу войны Православная Церковь в Прибалтике была наименее пострадавшей частью Русской Православной Церкви. Гонения на верующих здесь ещё просто не успели достигнуть советских масштабов. Хотя и здесь начались запреты, допросы, аресты…
В начале 1941 г. митрополитом Виленским и Литовским Русской Православной Церкви стал Сергий (Воскресенский). Литовская церковь, в отличие от Латвийской и Эстонской церквей, и в 20-х и в 30-х годах оставалась в юрисдикции Московского Патриархата. Впрочем, весной 1941 года вся православная Прибалтика снова воссоединилась в единую Церковь. При вступлении немцев в Прибалтику митрополит Сергий остался в Риге. Есть данные, свидетельствующие о том, что это было сделано не без согласия из Москвы, где были уверены в его «правильном» поведении.
В первые же дни оккупации он был арестован немцами, но сумел убедить их в своем антибольшевизме и даже в необходимости поминовения за богослужением имени главы Московской Патриархии. Под его руководством и священники экзархата сохраняли молитвенное единство со всей Россией. Крылатой стала его фраза, сказанная об оккупантах: «Не таких обманывали! С НКВД справлялись, а этих колбасников обмануть не трудно». Некоторое время удавалось играть на противоречиях между Министерством восточных территорий Розенберга и военным командованием. За владыкой Сергием было оставлено управление православными приходами всей Прибалтики. С другой стороны, его имя продолжало поминаться за богослужениями в Москве вплоть до осени 1942 года. Московская Патриархия никогда не заявляла о его низложении, хотя по понятным причинам не говорила и о его поддержке. От подозрений СД митрополиту Сергию так и не удалось избавиться. Несмотря на требования немецких властей, он признал лигитимным избрание в Москве патриарха в
сентябре 1943 года. Он был расстрелян немецкими спецслужбами 28 апреля 1944 года. Это был необыкновенно деятельный архипастырь, настоящий подвижник. По свидетельству очевидцев, приказ о его ликвидации отдал сам Кальтенбруннер.
Прекращение гонений на церковь в связи с оккупацией повсюду сопровождалось необыкновенно мощным религиозным подъемом. От верующих к митрополиту Сергию, как единственному русскому архиерею в оккупированной России, со всех концов пошли настойчивые просьбы о помощи в восстановлении разоренных церквей. Прибалтика, как в значительной мере сохранившая священнический потенциал, должна была стать источником Русского Православного Возрождения. В окружении иерарха возникла идея создания миссионерской службы по окор-млению верующих коренной России — с центром в Пскове: Псковская Православная миссия. Землю, занятую врагом, сперва следовало освятить — омыть крещенской водой покаяния, помазать святым миром одухотворения, соединить святому Телу Господню. И тогда эту землю победить уже невозможно. Конечно, не робкие женщины и старики погнали врага с нашей земли, но без их молитвы таяла сила в руках могучих мркей.
Немцы долго не соглашались на организацию миссии, наконец, с явным нежеланием позволили пятнадцати священникам выехать в Псков. Возможно, они были убеждены, что прибалтийские духовники не найдут контакта с местным населением. Митрополит Сергий предписал группе священников помоложе без каких бы то ни было предварительных согласований, в порядке церковного послушания, выехать в Псков. Не отказался никто, каждый выполнял свой пастырский долг — самоотверженно, не щадя своих сил, здоровья, а порой и самой своей жизни. Каждого переполняло чувство глубокого сострадания и сочувствия к бедствующему русскому народу. Явный успех первой группы привел к тому, что вскоре стали прибывать новые группы миссионеров. Нео-хватность открывшегося поля деятельности потребовала того, чтобы в 1942 г. в Вильно была открыта Духовная семинария для подготовки кадров для миссионерской деятельности в России. Осенью 1942 г. в миссии служило уже 77 пастырей, обслркивавших 200 приходов, в январе 1944 г. — 175 священников. Но всё равно это не могло покрыть всех потребностей.
Россия за два десятилетия террора и воинствующего безбожия в духовном отношении была буквально опустошена. Годами здесь не звучало Слово Божие, не совершались богослужения. Приехавший на Псковщину о. Алексий Ионов вспоминает: «Некогда прекрасные храмы были разрушены, поруганы, превращены в склады, мастерские, танцевальные клубы, кино и архивы. Репрессированное духовенство в основной своей массе погибло в концлагерях». На всей Псковщине к началу войны оставались действующими не более двух кладбищенских церквей: в Пскове и Гдо-ве.
В дополнение к этой статье, советую прочитать: