О матери патриарх оставил только одно, но весьма ценное упоминание. Когда в возрасте 33 —х лет епископ Тихон получил назначение на дальнюю и весьма ответственную архиерейскую кафедру в Америку и в 1898 году 1 декабря русские православные миссионеры на океанском пароходе прибыли в Нью-Йорк, он обратился к встречающей немногочисленной пастве с такими словами: «Я покинул любезную родину, свою престарелую мать, близких, знаемыхмне, милых сердцу моему, и отправился в страну далекую к вам…» В этой первой проповеди на берегу Нового Света владыка Тихон, вероятно, единственный раз коснулся своих личных переживаний и этим как бы выделил главные оставленные им святыни — Родину и мать. К со — жалению, сведения, касающиеся родины святителя Тихона, его родителей, особенно матери, практически отсутствуют или весьма противоречивы, ос — нованы на вымысле и легендах. В солидных издательствах, светских и цер — ковных, чаще всего повторяется предание о вещем сне отца патриарха, при — чем в разных вариантах. М. Вострышев, «Божий избранник» (Москва. «Современник», 1990 г.): «Отец чувствовал великое предназначение Василия, однажды, когда лег спать с сыновьями на сеновале…»; «Житие Святителя Тихона» (журнал Московской Патриархии, № 2, 1990 г.): «В детстве, когда Василий был еще малолетним, его отцу было откровение о каждом из его
детей. Однажды он с тремя сыновьями спал на сеновале…» В этих публикациях приводится главное — суть вещего сна: «Отец ночью проснулся и, разбудив сыновей, сказал: «Я сейчас видел свою покойную мать, которая предсказала мне скорую кончину, а затем, указывая на вас, прибавила: этот будет горюном всю жизнь, этот умрет в молодости, а этот, Василий, будет великим». Авторы указанных публикаций делают выводы: «Сбылись все предсказания», «Пророчество явившейся покойницы со всею точностью исполнилось на всех трех братьях…»
В названных публикациях, так же как и во многих других об этом же сне, нет ссылки на первоисточник и не названы имена детей, а было их не трое, а четверо. Получается, что это всего лишь легенда, вероятно, не совсем точно записанная близким патриарху человеком.
Обратимся к подлинным документам великолукского архива. В клировых ведомостях по погосту Клин за 1850 год есть такая запись: «священник Иоанн Тимофеев Беллавин — 29 лет, жена Анна Гаврилова — 19 лет, теща его вдова комиссарская жена Евдокия Алексеевна — 53 года». В архиве не удалось обнаружить метрическую книгу с записью о венчании отца патриарха, потому и неизвестно, из какого рода и места он выбрал себе жену. Чтобы узнать родословную матери, пришлось пересмотреть исповедные росписи всех погостов Торопецкого уезда, но выявить в семьях священнослужителей Анну Гавриловну не удалось. Может быть Иван Тимофеевич нашел жену в другом уезде?
Для проверки этой версии я снова обратился к исповедным росписям Великих Лук, Пскова, Холма и сельских погостов этих уездов, — перебрал тысячу имен, и все тщетно. Позже, узнав, что комиссарами в те годы именовали интендантов при воинских частях, стал смотреть списки офицеров и солдат воинских частей, которые располагались на территории Псковской губернии. В приходской для военнослужащих церкви Великих Лук были записаны женщины, похожие, по именам и возрасту, на жену о. Иоанна и его тещу. Выходило так, что Анна была круглой сиротой, а теща — Евдокия Алексеевна — бездетная вдова, приютившая Анну всего лишь как воспи — танницу. Может быть поэтому Анна Гавриловна, как указывалось в записях, и осталась неграмотной. К тому же и теща в семье Беллавиных в Клину прожился недолго и куда —то уехала. Можно предположить, что мать пат—
риарха была родом из Великих Лук, ведь с этим городом, с его духовным училищем все Беллавины были связаны многие годы
Как выяснилось, у супругов Беллавиных почш десять лет не было детей Первый сын Павел родился 14 января 1857 года, а через два с лишним года снова появляется мальчик В метрической книге погоста Клин за 1859 год есть такая запись «7 октября родился, 13 крещен Иоанн Родители Иоанн Тимофеев, жена Анна Гаврилова, восприемники села Сопок священник Григорий Тимофеев и помещица Ольга Васильевна Торопограцкая (урожденная Назимова — Н Н ) Крестили села Сопок священник Григорий Тимофеев с причетниками Клина» Крестным отцом был дядя патриарха, и он же крестил младенца, так как родной отец не мог выполнять это таинство по церковным правилам
Через шесть лет у Беллавиных родился еще один сын, что подтверждает запись в клировых ведомостях за 1865 год, где указан возраст «Василий
— 1 год». Обычно священнослужители давали имена новорожденным по «Святцам» — церковной книге с именами святых, но при этом учитывалось и желание родителей. В день рождения Василия церковь отмечала память святых Макария, Саввы, Феодосия, но, видимо, родители предпочли имя Василий, день ангела которого отмечается 1 и 30 января. Выбор имени оказался символичным, в переводе с греческого «царский», — Василия в роду Беллавиных на протяжении трех веков не доводилось встречать. Дата рождения патриарха Тихона, 19 января, была указана в литературе. Было интересно узнать, кто совершал таинство крещения и кто были восприемники
— крестные мать и отец, которые по церковным правилам наравне с ро — дителями несли перед Богом ответственность за своего крестника и были обязаны наставлять его правилам христианской жизни. К сожалению, метрической книги за этот год в архиве нет. При надобности снимались ко — пии с метрических книг. Обнаружить таковую о рождении Василия Бел — лавина в документах псковского, великолукского, торопецкого архивов не удалось. И вдруг в краеведческом журнале «Псков» появляется публикация, в которой приводится копия метрической записи о рождении патри — арха Тихона. Обнаружил ее в Центральном Государственном историчес — ком архиве С—Петербурга А. А. Бовкало, помощник заведующего библиотекой С.-Петербургской Духовной академии. Вот полный текст этого документа:
СВИДЕТЕЛЬСТВО
По указу ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА дано сие из Псковской духовной консистории, за подлежащим подписом и приложением казенной печати, на основании 1047 ст. IX Т. Св. Зак. в том, что в метрической книге Воскресенской церкви погоста Клина Торопец. уезда за тысяча восемьсот шестьдесят пятый год в части первой о родившихся под № 4 значится: января девятнадцатого родился, двадцать третьего крещен Василий. Родители его: оного погоста священник Иоанн Тимофеев и жена его Анна Гаври— лова. Восприемниками были: погоста Борки священник Петр Малиновский и
погоста Петра и Павла священническая жена Татьяна Спиридонова. Таинство крещения совершил погоста Борки священник Петр Малиновский с дьячком Иваном Карзовым и пономарем Василием Черепниным.
Г. Псков. Августа второго дня тысяча восемьсот восемьдесят четвертого года. Свидетельство это выдается для представления в С.-Петербургскую дух. академию.
В записи не указана фамилия отца патриарха, а только его отчество -Тимофеев. Как указывает автор публикации, «Из лиц, участвовавших в крещении, известна пока лишь судьба пономаря Василия Черепнина: он служил в этом погосте до выхода за штат и умер 29 декабря 1899 г.»_
Петр Алексеевич Малиновский, священнический сын, закончил Псковскую духовную семинарию с аттестатом первого разряда и в 1854 году получил место священника Троицкой церкви погоста Борки. Взял в жены 19 — летнюю Анну, дочь умершего настоятеля Андрея. Он поселился в доме тещи, вдовы Степаниды Максимовны. У молодых супругов вскоре родился маль — чик, нареченный Иваном. Но счастливая семейная жизнь продолжалась не — долго: Петр Алексеевич вскоре овдовел. В год крещения Василия Белла — вина батюшке исполнилось 33 года, а сыну Ивану 10 лет, и он уже обучался в Великолукском духовном училище. На пропитании у священника находи — лись еще родственницы жены: две вдовы и свояченица — 48—летняя девица. В этом же погосте проживал вдовый дьякон с двумя престарелыми дочерьми и большая семья дьячка Ивана Орлова, который доводился даль — ним родственником Беллавиным. Крестный отец будущего патриарха неоднократно поощрялся за усердную службу и хорошее поведение.
Как указано в копии о рождении, крестной матерью Василия была «священническая жена Татьяна Спиридоновна с погоста Петра и Павла». Небольшая деревянная Покровская церковь этого погоста находилась в бли — жайшем соседстве с погостом Клин. Священник Петр Яковлевич Черепнин, сын дьячка, учился в Псковской духовной семинарии в одно время с отцом патриарха, службу начал дьяконом в псковском девичьем монастыре, а потом был рукоположен в священники этой церкви. У Черепниных подрастал сын Александр, который учился в Великолукском духовном училище. Вероятно,
родители Василия выбрали Татьяну Спиридо — новну в крестные матери из —за близости погоста Клин так как ехать в То — ропец, где жили близкие родственники, было несподручно в зимнюю пору Сказалось, видимо, и то, что Черепнины были в родстве с другим уча — стником крещения — пономарем Василием Григорьевичем Череп —
ниным В погост Клин он был определен после окончания низшего отделе — ния Торопецкого уездного училища и, прослужив здесь три года, был пере — веден в дьячки В происках лучшего места ему пришлось послужить в разных погостах, но через десять лет он вернулся в Клин и снова занял пономарское место Поселился он с женой Марией Ивановной, которая была старше его на десять лет, в доме свояченицы, вдовы Своих детей у супругов Черепниных не было Погост Клин Василий Григорьевич больше не поки — дал Четвертым участником крещения был дьячок Иван Николаевич Карзов, закончивший высшее отделение Торопецкого уездного училища Начал служить он в погосте Шейно, прихожанами которого была семья родной тетушки Мусоргского по отцу Олимпиады Алексеевны в замужестве Родзян — ко Потомки этого рода ныне живут в Москве и в С —Петербурге
В год крещения Василия И Н Карзову исполнилось 35 лет У них с супругой Верой Арсентьевной было четверо детей, старшие сыновья уже учились в Торопецком уездном училище
В дополнение к этой статье, советую прочитать: