Ранняя летописная Русь. – Сопки – археологические памятники Руси. – Четыре группы руссов. – «Внешняя Русь». – Названия типа «Руса» в Псковской и Новгородской земле. – Варяги и Веряжа. – Колбяги. – «Мо-рамар». – Русская и ольгинская топонимика.
Скандинавское происхождение княгини Ольги, элементы скандинавских обрядов в формах мести древлянам, соотносящиеся с выбутскими сопками, следы государственно-ритуальных действий в войне 945 – 946 годов, -всё это заставляет вернуться к вопросу о ранней летописной Руси и её археологических соответствиях. При этом, естественно, наибольший интерес для моей темы представляют земли «внешней Руси» – Псковская и Новгородская, откуда была родом княгиня Ольга, где был её княжеский земельный домен, и где она разворачивала деятельность и по установлению погостов, оброков и даней, и по пропаганде христианства, и по строительству первых церквей.
Здесь, на северо-западе России, в сотнях пунктов на возвышенных местах, на берегах рек, у дорог стоят высокие погребальные насыпи, составляющие неотъемлемую часть местного пейзажа. В археологической литературе они получили название сопки. Высота их обычно колеблется от двух с половиной до трёх метров. Известны насыпи высотой 7 – 8 и более метров (Илл. 27). При раскопках этих высоких насыпей находят обычно погребения по обряду сожжения и немногочисленный погребальный инвентарь. Датируются они от VIII века (только в районе Старой Ладоги) до X века. Отдельные памятники этого типа доживают до начала XI века. Особенно много таких насыпей известно в Новгородской области – в коренных районах древней Новгородской земли. Долгое время считалось, что в Псковской области сопок практически нет, – разве что
отдельные насыпи, единичные точки на карте. Поэтому их здесь и не искали, а уже известные насыпи попадали в разряд очень аморфной категории круглых курганов. И результат такого подхода был налицо – в 1970 году – время не столь уж отдалённое, в сводной работе «Новгородские сопки» известный московский археолог В.В. Седов разместил на территории Псковской области только 32 пункта с сопками, из них 7 – условно. Собственно, в результате такого «двойного стандарта» – из-за высокой концентрации этих насыпей в Новгородской земле и почти полного их отсутствия их на её периферии и появилась возможность проименовать сопки насыпями словен новгородских.
В настоящее время, в результате как археологических полевых исследований, так и архивных изысканий, число пунктов с сопками на территории Псковской области достигло 242 пунктов и обнаруживает тенденцию к
росту (Илл. 28). На карте видно, что значительное число сопочных пунктов обозначено более или менее условно (либо не изучены, либо не сохранились). Тем не менее, игнорировать эту информацию уже нельзя.
Принято считать, что территорию Псковской земли занимали кривичи, которым принадлежал также Изборск. Во всяком случае, подоснова формирования древнерусского населения во Псковской области была явно иная, нежели в Новгородской. Вся Псковская область входит в зону топонимики балтийского типа – здесь очень часто встречаются водные названия, объяснимые из современных балтийских языков – литовского и латышского. Здесь выявлено не менее 210 пунктов с языческими культовыми камнями, из которых около половины – следовики, имеющие бесспорные аналогии на территориях Латвии и Литвы, тогда как в Новгородской земле культовые камни немногочисленны, да и субстрат, подоснова формирования новгородцев, может быть охарактеризован как финский, точнее, финноязычный. Если учесть, что обычай сооружения сопок распространяется в качестве культурной новации из. района Ладоги, то сопки в целом могут быть охарактеризованы как надплеменная структура по отношению к восточноевропейским племенным образованиям IX – X веков. И это положение имеет принципиальное значение при работе с культурой сопок – от всего их региона в целом, до отдельно взятой насыпи. А иначе их своеобразие и не объяснить. В последнее время некоторые исследователи даже склоняются к мысли, что в каждой сопочной группе был своеобразный погребальный обряд.
В отношении характеристики сопок в целом, показательно то, что идея сооружения таких высоких претенциозных погребальных сооружений, в целом, не имеет восточноевропейских корней. Но зато такая традиция хорошо известна в скандинавских странах, по крайней мере, ещё в V -VI веках (большие курганы в Уппсале в Швеции). Там эта
Илл. 28. Карта пунктов с сопками в Псковской области.
1. Граница Псковской области
2. Достоверные пункты
3. Пункты, нанесенные условно
традиция связана с социальной верхушкой общества. Упп-сальские курганы обычно называют королевскими.
В каждом случае, поражает количество трудозатрат, необходимых для сооружения такой насыпи. Если же учесть появившуюся в последнее время тенденцию считать эти насыпи в основе своей индивидуальными захоронениями, то возникает полная аналогия с идеей возведения подобных высоких погребальных насыпей в северных странах – от легендарного кургана Беовульфа до хорошо известных королевских курганов эпохи викингов в скандинавских землях.
По-видимому, будь курган Беовульфа насыпан у нас, его обязательно назвали бы сопкой:
«Дым от кострища
растаял в небе;
десять дней
насыпали гауты
курган высокий,
над прахом владыки,
бугор могильный
заметный издали -
морескитальцам
знак путеводный.
Ограду крепкую
вокруг могильника
они возводят,
из камня стены …»
В основании некоторых сопок действительно при-сутсвуют своеобразные обкладки или крепёжные стенки из валунов. В других же – их нет. В одних случаях насыпь
состоит из гравийного песка, в других – из обычного. И так далее. Наверное, каждая сопочная насыпь в чём-то, да имеет своё индивидуальное лицо – в топографии, в составе насыпи, в погребальном обряде, в инвентаре. Всё это как нельзя более точно соответствует удачной характеристике общества эпохи викингов – «сообщество индивидуалистов». В эту своеобразную характеристику вписывается и ранняя Русь как верхний социальный слой тогдашнего общества в Восточной Европе.
Всё вышеизложенное о культуре сопок в целом, в большой степени применимо к выбутским сопкам в частности. И сопки эти и поныне возвышаются в тех местах, откуда отправилась в Киев «Олга рускаа».
Итак, возвращаюсь к вопросу об археологических соответствиях историческим сведениям о ранней Руси. По сведениям арабских источников, известны три группировки Руси, именуемые Куявия, Славия и Артания. Но эти группы сейчас соотносятся археологами с районом Верхнего Поволжья, то есть с его протогородскими поселениями и курганами – Михайловским и Тимерёвским могильниками, в которых часто встречаются скандинавские вещи. А применительно к территории северо-запада России представляет интерес четвёртая и наиболее многочисленная группировка руссов, которая согласно арабскому писателю аль-Масуди именовалась Лудана, Лудайя, Лудагия, Ладагия, Ладоги (несколько вариантов прочтения), скорее всего, ладожане. Именно в Ладоге в VIII веке появляются эти сопочные насыпи, откуда затем традиция их сооружения распространяется значительно шире – в Новгородской и Псковской землях. Скорее всего, сопки как надплеменную структуру IX – X века в археологическом выражении можно соотнести с Русью (ладожа-нами) – также надплеменной структурой в отражении исторических источников этого же времени и на этой же территории. Русь в это время составляла отдельное этническое образование, из состава которой и происходил господствую-
щий класс Киевского государства IX – X веков. И с этой Русью почему-то, вопреки всем данным летописи, не соотносилась доныне ни одна из известных археологических культур. Так вот, если это так, то именно к этому «роду Варяжскому» принадлежала «рускаа» княгиня Ольга, правительница могучего Киевского государства.
Между прочим, недавно выяснилось, что все ранние исторические источники знают только Русь и руссов, а терминология типа «род варяжский» носит более поздний и вторичный характер. Если бы какой-нибудь современный историк вдруг попал во время княгини Ольги и назвал её «варяжкой», его бы просто не поняли. Слово «варяг» или по тогдашней огласовке «вэринг» означало не этническую принадлежность, а социальное состояние. Вэринг – это воин, который вступил в дружину и принёс клятву верности.
Все приведённые соображения позволяют поставить ещё один вопрос. Как известно, территория южной Руси нанесена на карту по обводу её внешних границ, сведения о которых взяты из исторических источников. Однако, как мы знаем, византийский император Константин Багрянородный в середине X века называет ещё и «Русь внешнюю» с городом Новгородом. Давно высказывалось мнение, что термин Русь пришёл на юг с севера – в полном соответствии со свидетельством летописи и с имеющейся топонимикой типа Руса, Порусье, Околорусье в Псковской и Новгородской землях. В частности, только в Псковской области удалось выявить и картировать 10 топонимов типа Русса, Руса, Русска, Русо, Русское (Илл. 29). Эта же топонимика представлена в соседней Новгородской области -Старая Русса, а также на юге Лениградской – д. Русска, и на севере Беларуси – д. Руская.
Другой топоним типа Веряжа, Вережье представлен 5 пунктами. Топонимика этого типа есть и под Новгородом – известный лингвист А.И. Попов объяснял название реки Веряжа, впадающей в озеро Ильмень как «Варяжс-
кая»,«… притом в древнейшей форме, указывая места первоначальных поселений наёмных варягов в земле новгородских словен». Varingr – вэринг – это наёмный воин. Очевидно, такие наёмные воины некоторое время находились на берегах этой речки.
К югу от Выбут, на левом берегу реки Великой расположен Колбежицкий погост, по-видимому, маркирующий здесь присутствие этнической группировки колбягов – населения юго-восточного Приладожья скандинавско-финского происхождения. Возможно, отсюда и было финское окружение княгини Ольги в Киеве.
В дополнение к этой статье, советую прочитать: