В сентябре 1941 года оккупационные власти установили дни рыночной торговли, и с этого времени источником приобретения продуктов для псковичей стал только базар. Другой какой-либо организованной торговли в городе, за исключением двух-трех частных лавок, где торговали деревянными колесами, ведрами, старыми замками и т. п., не было. Открылись еще четыре частных буфета, но оии в силу дороговизны продававшихся там продуктов были недоступны для горожан.
Все учебные заведения города были закрыты. Большинство школ фашисты разграбили, инвентарь сожгли. В уцелевших зданиях разместились казармы и госпитали.
Лишь с весны 1942 года в Пскове открылось несколько платных школ. В трех начальных школах обучалось 200 детей. Кроме того, в городе работали две церковноприходские
школы: при Дмитриевской церкви на 150 детей и при Вар-лаамской на 80 детей.
В октябре 1942 года в Пскове состоялась «учительская конференция», на которой была дана установка изгнать из школьных программ материалистическое учение, заменив его идеалистическим и религиозным. Повелевалось разучивать молитвы. Основным предметом в школе становился закон божий, преподаваемый священниками.
Все социально-экономические предметы были упразднены, советские учебники изъяты. Обучение детей проводилось по немецкому календарю «Новая Европа» и по фашистским газетам. Детям внушали, что немцы и Гитлер несут «освобождение» и хорошую жизнь, что Гитлер — друг де-тей и т. п. Им старались привить дух покорности и повиновения.
С первого же дня оккупации гитлеровские власти развернули активную пропагандистскую деятельность. В Пскове с августа 1941 года начала выходить фашистская газета «Псковский вестник», предназначенная для русского населения города и окрестностей. Кроме газеты в городской типографии печаталось большое количество листовок и прокламаций, масса иллюстрированных плакатов и портретов Гитлера.
Помимо этой «продукции» среди населения Пскова распространялись фашистские газеты: «Островские известия», «Гдовский вестник», «За родину» (она печаталась в городе Део), «Северное слово» и другие, а также журналы «Новый путь» и «Победа». Целью их было обмануть русский народ, Запугать его, убить у жителей оккупированных районов веру в победу Советской Армии, парализовать волю к борьбе с захватчиками, поколебать великую дружбу народов Советского Союза. Широко публиковались состряпанные гитлеровским министром пропаганды Геббельсом «победные» сводки, в которых говорилось о том, что Красная Армия разгромлена, что она не может оказать и не оказывает сопротивления германской армии, продолжающей победоносный марш по СССР. В газетах помещались различного рода пасквили иа советскую действительность, на руководящих работников и должностных лиц.
Одной из важнейших форм фашистской пропаганды являлась радиотрансляция. При отступлении наших войск городской радиоузел был выведен из строя. Однако гитлеровцам удалось восстановить его. Примерно через месяц
после начала оккупации городская радиосеть была введена в строй. Программа фашистских радиопередач строилась так: около шести раз в день передавались «последние и фронтовые известия», после них читались статьи из фашистских газет, в промежутках гремела музыка.
В августе 1941 года по инициативе перешедшего на сторону оккупантов митрополита Литовского и Виленского, патриаршего экзарха Латвии и Эстонии Сергия (Воскресенского) с ведома и согласия оккупационных властей в городе была создана Псковская православная миссия, которая руководила всей деятельностью православных церковных общин. Миссию возглавили прибывшие из Прибалтики священники-эмигранты. Это были люди, многие годы мечтавшие свести счеты с Советской властью, которая лишила церковь и их, служителей культа, привилегированного положения в стране.
В течение 1941 года только в Пскове были открыты 10 церквей, в том числе Троицкий собор, Михайловская и Дмитриевская церкви.
В городе церковники периодически организовывали крестные ходы и молебствия — по случаю проведения «земельной реформы», ввиду привоза из Тихвина иконы Тихвинской божьей матери, по поводу немецких успехов на фронтах и т. п. В церквах служили молебствия «За победу германской армии», «За спасение родины от большевистского ига». После богослужения попы читали проповеди, в которых говорилось о том, что Гитлер послан на землю от бога. С амвона посылались проклятия коммунистам и Советской власти.
Священники внушали верующим, что Красная Армия разбита, они даже поздравляли паству со взятием Ленинграда.
Члены православной миссии-были тесно связаны с немецкими разведывательными и контрразведывательными органами, в частности с полицией безопасности СД.
Оккупационные власти превратили православную миссию в политическую организацию, основной задачей которой являлось проведение антисоветской пропаганды и широкой контрразведывательной работы.
Через православную миссию полиция безопасности СД регулярно получала обширную информацию о политическом настроении населения, о партизанах, коммунистах, комсомольцах.
Православная миссия издавала свой журнал — «Православный христианин». Она выпускала также брошюры и листовки, помещала злобные антисоветские статьи в газетах.
Среди молодежи Пскова активизировала свою деятельность профашистская белоэмигрантская организация «Национально-трудовой союз» (НТС). Многие члены управления Псковской православной миссии являлись ее активными деятелями. Указом митрополита Сергия (Воскресенского) от 15 мая 1943 года при управлении Псковской православной миссии был учрежден специальный «Стол по распространению христианской культуры среди молодежи». Таким образом НТС мог активно использовать влияние церкви не только в Пскове, но и на всей подведомственной миссии территории.
По инициативе и под присмотром «стола», готовились кадры учителей закона божьего, а также создавались кружки «религиозного нравственного воспитания», в которых детям читали религиозную литературу, вели с ними беседы по закону божьему, а также занимались… строевой подготовкой. Подлинное назначение этих кружков заключалось в том, чтобы готовить в них полувоенизированные кадры, которые затем можно было бы использовать для борьбы против Советского Союза. Особое внимание было обращено на работу среди молодежи в возрасте от 18 до 30 лет.
Создав сеть административных учреждений, оккупанты стали вводить так называемый новый порядок.
Что он собой представляет, псковичи почувствовали в первый же день оккупации. Над городом стояли клубы дыма. Пламя то затихало, то разгоралось с новой силой. Горело сразу несколько улиц, подожженных в ночь с 8 на 9 июля 1941 года бомбами и артиллерией гитлеровцев. Бывшая гостиница «Лондон» и примыкающие к ней строения были уничтожены. На Профсоюзной улице уцелел единственный дом — аптека.
Опустошенное пожаром Запсковье, разрушенное Заве-личье, руины на месте улицы Ленина, развалины вместо улицы Единства, пустырь, засыпанный золой, битым кирпичом и искореженным железом, там, где были Октябрьская улица и прилегающие к ней магистрали, — вот как выглядел тогда Псков.
Оккупировав город, фашистские войска начали методическое его разрушение. Они разрушали Псков не только как
город и населенный пункт Советского Союза, они уничтожали его древние укрепления, памятники зодчества и произведения искусства, как живое и неопровержимое доказательство русской военной силы, как символ, свидетельствующий о бесславных провалах немецко-прусских авантюристических «походов на восток».
Урон, нанесенный древнему русскому городу Пскову гитлеровскими захватчиками, невозможно исчислить. До начала войны в Пскове насчитывалось около 3000 зданий, 1380 из них оказались уничтоженными, 435 — полуразрушенными. Особенно сильные разрушения пришлись на центральную часть города, где были взорваны лучшие здания и уничтожены целые кварталы. Была выжжена вся деревянная застройка юго-восточной части города.
За годы оккупации оказались полностью разрушенными все промышленные предприятия Пскова, в том числе завод «Металлист», завод «Выдвиженец», ремонтно-механический завод, льнозавод, два хлебозавода, льночесальная фабрика, шпагатная фабрика, две электростанции. Все оборудование псковских предприятий, попавшее в руки оккупантов, было вывезено в Германию. Полностью уничтожены 45 медицинских и лечебно-профилактических учреждений, педагогический институт, 15 общеобразовательных и специальных школ, 199 магазинов.
Огромный урон причинили немецко-фашистские оккупанты историческим памятникам Пскова. Фашисты взорвали в Снетогорском монастыре колокольню XVII века. Взрывом был поврежден замечательный по архитектуре и неповторимый по фресковой росписи Рождественский собор монастыря. До основания уничтожен храм Никиты Мученика. Разрушены и сожжены собор Иоанновского монастыря XII века, церковь Василия на Горке, построенная в XV веке, церкви Сергия с Залужья и Николы со Усохи, воздвигнутые в XVI веке. Во многих церквах оккупанты устроили конюшни и скотные дворы.
Сильно пострадали и памятники древней гражданской архитектуры. Разрушена восточная часть Поганкиных палат. Главное здание кремля — Троицкий собор — было заминировано.
Были разграблены и уничтожены семь псковских музеев, расхищены и вывезены хранившиеся там ценнейшие рукописи и произведения искусства многих веков, уникальные памятники русской и мировой культуры. В числе похищенных
ценностей были и многочисленные эксп°яаты из пригородных дворцов-музеев Ленинграда и из Новгородского музея, привезенные накануне войны в Псковский исторический музей для демонстрации.
В 1942 году в Поганкиных палатах гитлеровцы устроили распродажу древних икон, картин и художественного фарфора. Сюда свозили произведения искусств из дворцов и музеев Новгорода, Петергофа, Гатчины. Эти ценности скупались немецкими офицерами и отправлялись в Германию. В разграблении ценностей, собранных в Поганкиных палатах, принимал участие сам начальник отдела искусств Северного фронта граф 3°льмет.
В дополнение к этой статье, советую прочитать: