[По другой версии название Владимирца можно связать с именем святого князя Владимира — Крестителя. По местному преданию, он здесь родился и некоторое время жил, что в принципе согласуется с сообщением некоторых исторических документов о рождении князя в безвестном селе в северных пределах Руси. Появление Владимирца, конечно под другим именем, можно отнести ко времени установления равноапостольной княгиней Ольгой погостов (административных учреждений, предназначенных для сбора даней) во время её поездки в 947 году в Псковские и Новгородские земли. Такой погост мог возник-
нуть и на высокой горе близ летописной веси Бу-дутинои. Укрепленный высоким тыном, с небольшим, но надёжным гарнизоном под началом верного человека, будучи значительно удален от столицы, он был вполне подходящим местом для ссылки княгиней Ольгой неугодной невестки — ключницы Малушы — матери святого Владимира. Вла-димирцем он стал называться позже, в память о рождении и пребывании здесь ставшего затем таким великим князя.]
[Из военной истории Владимирца известны лишь эпизоды, относящиеся ко времени Ливонской войны (1558-1583 гг.)]. В 7068 (1560) г. приходили во Псков воеводы великого князя: князь Иван Мстиславский и князь Петр Шуйский. Они отрядили с войском князя Василия Боброшина к Володимерцу и другим псковским пригородам
(для защиты от возможного нападения немцев). В сие время неожиданно пришёл туда с малым войском немецкий воевода, называемый Ламош-ка, которого, взяв в плен, отослали в Москву, где он и был казнен. Прочих же пленных казнили во Пскове… После сего князь Дмитрий Овчинник разбил немцев под Володимерцем (Истор. Опис. Г. Пскова и его пригородов Ильинского, ч. 4, стр. 59-60).
Другой летописец об этом событии так говорит: «В 1560 году после Ильина дня (20 июля [по старому стилю, 2 августа — по новому] ) пришли воевода князь Иван Мстиславский, да князь Петр Шуйский и иные воеводы. И шли к Вельяну [Фел-лину, ныне эстонский город Вильянди] с нарядом (с орудиями) и послали посылку [отряд] князя Василия Борбошина к Володимирцу и иным городам. Под Володимирцем немцы были отбиты посылкою князя Дмитрия Овчинина сына». Далее летописец продолжает: «Того же лета 7072 (1564) князь Александр из Володимирца воевал Юрьевские области один день до обеда и повоевал верст на 50, а было их с полдвутысячи [возможно опечатка: полдвутысячи — это тысяча; может быть здесь должно стоять полтри тысячи, что значит полторы тысячи]».
2. КАРТИНЫ ИЗ ИСТОРИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ.
[После разрушения в 1580 году польско-литовской армией Стефана Батория Владимирец потерял статус пригорода и вообще оборонительного пункта. Он восстанавливался уже только как сравнительно крупное село — центр уезда, в котором было как минимум три церкви, при одной из которых существовал монастырь. В 1727 году Володимирецкий уезд вошёл в состав Островско-
го округа. В дальнейшем, наименование уезд перешло к более крупному объединению — Островскому округу, а Владимирец, всё более теряя свое значение, вошёл в состав Сонинской волости уже как незначительное село, погост. В селе же Сони-но жили местные помещики].
Летом 1875 года погост Владимирец выгорел дотла, так что остались только две церкви, возвышающиеся среди пепелища [Рождества Богородицы и Никольская].
3. ЦЕРКВИ ВЛАДИМИРЦА.
1. Свт. Николая Чудотворца. Во владимирец-ком погосте храм каменный во имя св. Николая Чудотворца. Построен в 1797 году вместо сгоревшего деревянного — иждивением помещицы вдовы ротмистерши Александры Феодоровны Лубянской — крестьянином деревни Горки Пантелеймоном Тимофеевым с помощью прихожан. Тако-выя сведения позаимствованы из надписи на деревянном кресте, хранящемся при церкви [утраченном в годы советского разорения]. Церковь имеет два придела, освященных во имя Рождества Богородицы и святителя Димитрия Ростовского Чудотворца. [Она построена практически одновременно с Троицким собором в Острове. Церковь неоднократно разорялась при коммунистах, но всё же устояла. С 1990 года при церкви обустраивается Свято-Введенский женский монастырь].
2. Ильи Пророка во Влалимирне. При этом храме [в 1783 г.] имелось в 13 пустошах (вместе с церковью Рождества Пречистой и Никольской во Владимирце) в Никольской губе, Володимерс-кого уезда. В конце XVIII столетия храм уже не существовал. [По-видимому, он погиб в страшном пожаре 1790 года, уничтожившем все влади-мирецкие строения]
3. Рождества Пречистый во Влалимирце (в старину — монастырь»). При нем [в 1783 г.] имелись: пустошь в Сигорицкой губе, пустошь в Дьяцкой губе Выборского уезда. Смотри №1 и 2. В конце XVIII в. монастыря уже нет [возможно, что это связано с эпохой, когда Екатериной II проводилась политика упразднения подобных небольших «неперспективных», по её утверждению, монастырей, многочисленных до этого времени. Императрице нужно было много земли для раздачи сильно разросшемуся служилому дворянству. По этой причине во второй половине XVIII века прекратили свое существование многие русские монастыри, в том числе из расположенных поблизости: во Вреве, Великопустынский в д. Слобода Порховского уезда, Девичий в Острове]. После пожара, в 1790 году, на кладбище прихожанами строится новая деревянная церковь Рождества Богородицы, которая после постройки каменного Никольского храма была приписана к нему. При этой церкви земли уже не имеется.
[Церковь разрушена большевиками вскоре после революции].
В дополнение к этой статье, советую прочитать: