На территории нашего района находятся городища, оставшиеся от грозных некогда крепостей Врев, Котельно, Владимирец, что защищали южные рубелей псковской земли. Сейчас это небольшие селения с такими же названиями, и многие островичи даже не подозревают об их героическом прошлом. Впрочем, и краеведам известно не так уж много, поэтому любая информация имеет особую ценность. Предлагаемые читателю два материала о Владимирце несколько перекликаются, но еще более дополняют друг друга, поэтому представляется целесообразным опубликование их единым блоком.
Ю.Ю. Журавлёв, кандидат физико-математических наук, студент Православного Свято-Тихоновского Богословского института, фото автора.
Деревня Владимирец, где ныне располагается (Свято-Введенский женский монастырь Псковской епархии, стоит у истоков реки Ли-
ственки — притока Черёхи (впадающей в свою очередь в реку Великую). Издалека виден стоящий на высокой горе белостенный с голубовато-
зеленым куполом Никольский храм, построенный, как свидетельствовала надпись на старом деревянном кресте, в 1797 году вместо прежнего деревянного, уничтоженного огнем, «иждивением помещицы вдовы ротмистерши Александры Фео-доровны Дубянской и крестьянином… Пантелеймоном Тимофеевым с помощью прихожан».
Когда-то здесь был шумный город. Ещё и ныне на выровненной вершине горы можно видеть древний вал, её окружающий, который простирается от востока на запад почти на 120 метров, а с юга на север на 66 метров. В восточной части городища находится насыпной курган, возвышающийся на два с лишним метра — как раз напротив соседней горы, словно прикрывая с этого направления внутреннее расположение крепости. По южному склону сверху донизу спускается как бы ров — след старинного тайного хода к подземному колодцу, питавшему защитников Владимирца. Краевед начала XX в. настоятель островского Троицкого собора протоиерей Николай (Панов), описывая современный ему Владимирец, пишет: «В настоящее время городище стоит на открытом месте, но существует предание, что в древности оно было окрркено с трёх сторон болотистым лесом». Теперь можно сказать, что предание верно передавало историческую картину местности. Ныне лес не только окружил городище, но и покрыл саму гору.
Исследователь русских древностей и отец национальной исторической науки В.Н.Татищев (родившийся, к стати, совсем недалеко, в Бережанс-кой волости, и, без сомнения, бывавший во Вла-димирце) на основе пересказанной им так называемой Иоакимовской летописи отождествляет Владимирец с городом, построенным в незапамятные времена мифическим князем Вандалом для своего сына Владимира (другому своему сыну Избору он построил Изборск).
По версии, высказанной краеведом Николаем Пановым, название крепости могло произойти от имени присланного из Москвы и бывшего наместником в 1462 году во Пскове князя Владимира Андреевича. Однако, князья в средневековом Пскове не пользовались особым почетом, тем более, что этот князь был и вовсе нелюбим псковичами, так что вскоре с позором был изгнан из Пскова, чему способствовала кончина великого князя Василия III.
Более обоснованной версией происхождения Владимирца представляется та, которая дошла до нашего времени в виде местного предания. Это предание связывает название места с именем святого равноапостольного князя Владимира, который, как рассказывают, жил здесь и более того — здесь родился. Хотя некоторые исторические документы называют родиной святого князя Владимира весь Будутину, но названий типа Будник, Буденик, Бу-детино (от «будд» – отдельное строение, либо от племени гердотовских будинов, которых академик Рыбаков определял как балтские племена) — немало было на Псковщине. Не случайно и годы юности св. кн. Владимира — начало княжения — были связаны с северной Русью. Здесь всё ему было близко, здесь его хорошо знали. Не исключено, что и в своем бегстве от Ярополка «за море» князь Владимир не обошёл свою псковскую родину, бабушкину вотчину, где он, конечно, мог набрать, а точнее собрать своих варягов, и откуда он начал свой победоносный поход на стольный Киев (варяг — от греческого варранго (B6rrangoi) — так греки называли поступивших к ним на службу наемников).
В 947 году святая княгиня Ольга предпринимает поездку по Псковским и Новгородским землям с целью установления погостов (административных учреждений, предназначенных для сбора даней). Возможно, что один из таких погостов был устроен на высокой горе близ той же веси Будутиной.
Укрепленный высоким тыном, с небольшим, но надёжным гарнизоном под управлением верного человека, будучи значительно удален от столицы — он был вполне подходящим местом для ссылки Ольгой неугодной невестки — ключницы Малу-ши. Владимирцем он стал называться позже, в память о рождении и пребывании здесь ставшего затем таким великим князя.
К сожалению, систематические раскопки во Вла-димирце не производились, но в любом случае совершенно очевидно, что крепости строились не на пустом месте. Как правило, они возникали на месте старинных городищ. Практически через эти места проходило одно из ответвлений древнего торгового пути «из варяг в греки»: по реке Великой в Чудское Озеро и дальше в Балтику. Рядом, буквально в паре десятков километров, Судома — приток Шелони, впадающей в оз. Ильмень — дорога на восток (на соседней бежаницкой возвышенности открыто множество городищ 1 тысячелетия) . Эту местность можно назвать перекрёстком торговых путей — источником благосостояния Пскова. Контроль над ней означал контроль над Псковщиной. Историк-археолог В.В.Косточ-кин, изучавший военно-оборонительные сооружения Псковщины, в своей книге «Русское оборонное зодчество» отмечает, что в географии расположения псковских крепостей прослеживается «стремление укрепить важнейшие транспортные магистрали».
В печати то и дело появляются утверждения, что владимирецкая и другие судомские крепости возникли в результате противостояния псковичей и новгородцев, однако высказывания подобного рода представляются необоснованными. Ни история Владимирца, ни Выбора, ни других крепостей этого края не сохранила свидетельств нападения на них новгородцев, в то же время она изобилует примерами противостояния этих крепостей литовским и немецким ордам. Примечательно, что во второй половине XV в. уже и Псков и Новгород считались вотчинами Великого князя. Псков регулярно принимал князей-наместников от Великого князя московского.
Первое летописное упоминание о Владимирце относится лишь к 1462 г.: «В том же году 6970 (1462) псковичи заложили иной (то есть — вместо прежнего) городок на Володчине горе и нарекли его Володимерец». Крепость была построена деревянной. В окрестностях Владимирца нет подходящих месторождений строительного камня, но обширны леса. В средневековье из дерева крепости возводились очень быстро. Так известно, что крепость Опочки, построенная примерно в то же время, была срублена за две недели. Сто-
ящая на высоком холме деревянная крепость в XV в. была ещё достаточно серьёзным укреплением — традиционное российское бездорожье не позволяло широко использовать недавно появившуюся, в самом деле тяжёлую артиллерию.
Одновременно со строительством крепости была построена и Никольская церковь. Обращает на себя внимание то, что святитель Никола являлся покровителем и древней Изборской крепости. Не исключено, что поселение, ранее существовавшее на Володчине горе, было уничтожено во время вражеского нашествия, подобно Котельно, сожженному Витовтом в 1426 году.
XV век был временем подъёма экономики Пскова. Это позволило ему неплохо укрепить свои южные и западные рубежи. В частности, по юго-восточной окраине Псковщины была создана прямо-таки эшелонированная оборона — сеть небольших деревянных крепостей, отстоящих друг от друга в среднем на 16 км, т.е. в зоне слышимости тревожного набата. Крепости располагались на от-дельностоящих высоких (до 30 и более метров высотой) холмах Судомской и Бежаницкой возвышенностей таким образом, что сектор между верховьем р.Черёхи и рекой Великой шириной около 40 км прикрывало 5 крепостей: Воронич, Дубков, Врев, Выбор (построенный на смену сгоревшему в 1428 г. Котельно) и, наконец, Влади-мирец. С юго-запада, в междуречье Великой и Синей, к ним примыкали крепости Велье и Красный, далее на запад Вышегородок. По тем временам это служило неплохой защитой от постоянных набегов литовцев. В таких городках были размещены незначительные гарнизоны, составляющие «ратные дворы»: пищальники (позже стрельцы), пушкари, зелейные мастера. Вокруг размещался довольно обширный посад, населенный ремесленниками, торговыми людьми, тягловыми и, конечно, духовенством. Во Владимирце было несколько церквей: свт. Николая (1462 г.), про-р.Ильи (существовала до конца XVIII в. и, по-видимому, погибла в страшном пожаре 1790 года, уничтожившем весь Владимирец), Рождества Богородицы (при ней находился монастырь, закрытый в конце XVIII в., очевидно, в связи с упразднением Екатериной II множества «неперспективных» монастырей). Владимирец стал одним из 12 псковских пригородов XV века.
Будучи выдвинута на границу с новгородской землей, которая проходила по водоразделу чудской и ильменской водных систем, Владимирецкая крепость стала связующим звеном в общей псковс-ко-новгородской системе обороны южных рубежей от шаек литовцев, которые не только постоянно терзали юг Псковщины, но и неоднократно
осаждали находящиеся значительно северо-восточнее новгородские Порхов и даже Старую Руссу. Со стороны новгородской земли к Владимирцу примыкали укрепления Вышегорода — Дедови-чей (за Дедовичами вплоть до самой Ловати шли непроходимые болота). До Вышегорода (XIV-XV вв.) было всего 30 км.
В дополнение к этой статье, советую прочитать: