В пору моего детства почти все жители деревни жили в основном натуральным хозяйством. Сеяли рожь (пшеница на нашей подзолистой почве росла плохо), ячмень («жито»), овес, горох. Выращивали лен, картофель, различные овощи в огороде – капусту, огурцы, редьку, редис, салат, морковь («баркан»), свеклу, брюкву («каливкр), укроп, лук, фасоль, турнепс (на корм для скота). В результате, имели свои свежие овощи, квашеную капусту, соленые огурцы. В саду росли яблоки, вишня, орехи, груша, красная и черная смородина, крыжовник, малина. В диком кустарнике собирали чернику и «гоноболь» (голубику) , бруснику. В ближайшем Рубиловском лесу собирали, солили и сушили грибы. Когда я подрос, бабушка брала меня с собой по грибы, учила, как
отличать съедобные грибы от поганых, как уберечься от укуса гадюк.
Во дворе у деда гуляло десятка два кур, уток или гусей — были свои яйца, временами курятина, гусятина. В хлеву стояли одна — две коровы. Не вдоволь, но хватало своего молока, простокваши, творога, масла, сметаны. В свинарнике хрюкали две-три свиньи. Одну – две резали зимой. Не раз наблюдал, как горящими пучками соломы опаливали, оскабливали свиные туши, потрошили.
Держали в хозяйстве несколько романовских овец. Из выделанных специалистами овчин, приходящие из других деревень мастера шили шубы, полушубки, а из шерсти валяли валенки; женщины пряли нитки, красили их, вязали рукавицы, перчатки, платки, носки, плели разноцветные пояса с кистями.
Из сыромятной кожи забитых коров делали сбрую, поршни (нечто вроде тапочек для работы в поле). Из ракитовой и липовой коры («лыка») плели лапти. Оборы к ним (длинную тесьму) ткали из льняных ниток.
Работы в хозяйстве хватало круглый год.
Весной мужчины были заняты пахотой, боронованием, посевом льна, хлебов (вручную), женщины — работой на огородах.
Летом — заготовка сена, дров, торфа. С осени — уборка картофеля, хлебов — вручную серпами и косами, иногда — арендуемыми конными жатками. Молотьба тоже осуществлялась, в основном, вручную, т.н. «цепами». Лишь иногда всей деревней арендовали паровую молотилку. Ручной веялкой отделяли зерна от половы и сорняков.
Мололи рожь на гидромельнице в городе или на ветряках в других деревнях (в нашей деревне их не было), частично — на ручных мельницах (т.н. «жерновах»). Они имелись в каждом доме.
Хлеб пекли в русских печах. До того, как посадить хлебы, когда в печке еще горели дрова, пекли лепешки. Ели их с «помачкой» — это картофельное пюре на молоке, иногда — со сметаной и творогом, редко — просто со сметаной. Из гороховой муки варили густую кашу, которую после застывания резали кусками и ели, «поволожив» льняным маслом. Из овсяной муки делали толокно, варили кислый кисель. Из пророщенного ячменя затирали и пекли солодовые хлебцы для приготовления из них кваса и пива. Квас заваривали в специальных кадушках с деревянной затычкой или краном внизу.
Прошпаренную с можжевельником («вересом») крутым кипятком или с помощью накаленного камня кадушку выстилали ошпаренной соломой,
которая вместе с «вересом» придавала квасу особый аромат и служила своеобразным фильтром, не пропускала крошки хлеба. Для аромата в квас добавляли корки хлеба, а кое-кто (на любителя)
— и листья мяты. Все это вместе с солодовыми хлебцами засыпалось в кадушку и заливалось крутым кипятком, настаивалось. Но особенно вкусным нам, ребятам, казался квас, который в крынках брали с собой бабушка и тетушки во время жатвы, укрывали его от солнца в уже готовые ко-пенья ржи.
К зимнему крестьянскому празднику (у нас был Зимний Николай) варили пиво и брагу, гнали самогон. Пиво в деревне умел варить только мой отец. На его родине жило много эстонцев («чухонцев» ), от которых он и перенял это умение. Остальные в деревне варили брагу, гнали самогон. Иногда мужики под предводительством местного контрабандиста «ходили» за границу, в соседнюю Латвию (граница-то была всего в 15-18 км.) за спиртом, солью и сахаром. Отец рассказывал, как однажды и его уговорили «сходить» за границу, какого страха он при этом натерпелся. Во второй раз не пошел.
Особый рассказ о льне. Он обеспечивал работу круглый год. Посев, теребление (выдерживание), обчес головок с семенами, приготовление из них на маслобойках масла. Вымачивание обчесанных снопов льна в «мочалах» (небольшие пруды, специально выкопанные для этого) или в реке под гнетом из хвороста и камней. После вымачивания
— расстилка льна на полях на траве или по жнивью (стерне) для подсушивания на солнце и на ветру. От него и из «мочил» долго исходил тяжелый неприятный запах.
Глубокой осенью подсушенный лен везли в соседнюю деревню, где были льносушилки и конные льномялки. Брали на эту работу-несколько раз и меня. Поэтому описываю все это по своим личным наблюдениям
В отапливаемых сушилках снопы льна досушивались. При этом стебли приобретали сизо-серый цвет, становились ломкими. Их пропускали через зубчатые валки льномялки. Она приводилась в движение с помощью конного привода, в который впрягались две лошади, ходившие по кругу с зашоренными глазами. Меня сажали на одну из них верхом. Я погонял лошадь и катался в свое удовольствие.
После мялки луб льна нужно было очистить от остатков тресты («кострицы»). Это делалось уже вручную. Пряди мятого льна обчесывали с помощью вбитых в колоду длинных заостренных стержней. Но лен после этого еще не готов. Чтобы
сделать луб льна тонковолокнистым, его «треплют». Пряди льна, наброшенные на вертикально поставленный щит, доводят до кондиции резкими ударами «трепала» — тонкой лопатообразной дощечки с ручкой. Он становится шелковистым, готовым для прядения. Из полученного волокна сооружают нечто вроде большой куклы. В таком виде лен везут на продажу.
Островский уезд (потом — район) славился льном-долгунцом. Его охотно скупали перекупщики, отправляли в другие города на дальнейшую переработку. Значительная часть льна шла на экспорт — в Англию и другие страны. В 1932 году в одном из своих выступлений при посещении Островского района С.М.Киров назовет его «льноводным путиловцем».
Часть льноволокна оставляли в хозяйстве для своих нужд. Долгими зимними вечерами женщины ножными прялками пряли льняную нить, часть ее красили. Почти в каждом доме были ткацкие станки, на которых изготавливалось льняное полотно серовато-белое (однотонное) и разноцветное («ко-ломенчатое» ). Для отбелки зимой полотно на несколько дней расстилалось на снегу. Из льняного полотна шили простыни, наволочки, скатерти, полотенца, нижнее белье, мужские рубашки, штаны. На этих же станках ткали из разорванного на узкие ленточки разноцветного тряпья половики. Ткали и соломенные половики.
Обработкой льноволокна и овечьей шерсти были заняты в основном женщины. Пожилые пряли и ткали дома, девушки — на так называемых «посиделках». Бывал я на них несколько раз. Для посиделок обычно избирались поочередно наиболее просторные избы. Туда приходили не только девушки с прялками, вышивками и вязанием, но и парни с гармошкой или балалайкой. Пели песни, плясали. Парни лузгали семечки, ухаживали за девушками. Словом, это был своеобразный деревенский клуб того времени. После таких посиделок, смотришь, ближе к весне игрались свадьбы.
В реке Великой и речке Вязовенке мужики ловили рыбу. Иногда она разнообразила наш рацион.
Весной, во время и сразу после ледохода, когда еще не спала вода, и на берегу оставались тающие под солнцем, рассыпающаяся на звенящие игольчатые кристаллики льдины, отец брал меня на ловлю щук саком. Сак — это длинная жердь с поперечной палкой на конце. К ним прикреплялась треугольная сеть с матицей. Сак забрасывался как можно дальше от берега и с нажимом на жердь и подтягивался к нему, так, чтобы поперечная палка шла по дну, а сеть по верху. Сеть плели сами из суровых льняных ниток. Отец научил меня этому.
Несколько позже ловили рыбу на переметы. В качестве насадки использовали вьюнов, добываемых тут же в прибреженом иле. Ближний конец перемета с привязанным к нему камнем также забрасывали в воду, чтобы кто-то другой не мог найти перемет. Вытаскивали перемет с помощью «кошки» – нечто вроде небольшого якоря с лапками из тяжелой проволоки, скрепленных свинцом.
Когда спадала вода в речке Вязовенке и она начинала входить в свои берега, соорркали «заколы». Поперек русла забивали несколько кольев. Между ними вплетали еловые ветки, оставляя два прохода. В одном закреплялась сплетенная из ивовых прутьев верша входом (узкой горловиной) вниз по течению — в нее попадала рыба, которая шла вверх по течению, в другом проходе — узкая, на конус, длинная ловушка, тоже из прутьев, входом вверх по течению — в нее попадалась рыба, которая после нереста в речке скатывалась вниз по течению обратно в реку.
Ранним летом отец и дядя иногда ловили рыбу в омутах речки Вязовенки бреднем. Я ходил с торбой для рыбы по берегу. Смешно было наблюдать, как рыбаки первый раз входили в воду, поеживаясь и покряхтывая — вода-то была еще холодная. Периодически рыбаки согревались из припасенной для этого бутылки со спиртом.
Ловили рыбу и мы, ребята. Жарким летом много времени проводили на речке Вязовенке. Она пересыхала, образовывались почти изолированные друг от друга омуты с заросшими ольхой и ивняком берегами. По перемычкам между ними вода еле-еле струилась. В речке оставалось много рыбы, Зашедшей из реки Великой в период половодья. Много ее скрывалось в норах в корнях прибрежного кустарника. Изловчились ловить ее руками. Кроме того, под камнями, вилками накалывали «попов». В реке весной и летом ловили удочками на «легкую» (снасть без грузила с поплавком из гусиного пера) уклейку, на муху или «шитика» (ручейника). Удилища из нескольких колен делали из можжевельника сами. Лески плели И2^ конского волоса. Поводок делали из одного наиболее прочного волоса.
В дополнение к этой статье, советую прочитать: